Легко ли лёгкой промышленности
В то время как региональные власти не устают похваляться строительством суперсовременных текстильных комплексов с трудоустройством восьмисот рабочих, в Иванове и области преобладают мелкие предприятия лёгкой промышленности: «швейные цеха» с числом рабочих на них от пяти до нескольких десятков (редко до сотни) человек. Работают они, как правило, без оформления, без договоров либо «на минималке».
Это значит, что ивановские швеи не имеют оплачиваемых отпусков. Им незачем брать в поликлиниках и больницах бюллетени. Бесцеремонные хозяева таких цехов часто говорят так: «Вы хотите работать с трудоустройством? Я не против, но все налоги вам придётся платить самим». Но если зарплата работниц позволяет им еле-еле сводить концы с концами, то подоходный налог, выплаты в пенсионный и страховой фонды и прочие поборы лягут непосильным бременем на их плечи.
Нормы в швейном производстве такие, что за 8 часов никак не заработать на достойную жизнь. Вот поэтому люди уже привыкли к тому, что их рабочий день составляет 10—12 часов. Часто, если пошли заказы, швеи выходят на работу и в дни отдыха.
Под малое производство бывают оборудованы бывшие жилые помещения, например, в частном секторе. Нередко условия работы не соответствуют санитарным нормам. Швеи рассказывают нам, что в жестокие морозы выходит из строя отопление. В помещениях плохое освещение, отсутствуют вентиляция и дневной свет. В комнатах, где стоит оборудование, невозможно пообедать по-человечески. И такие условия труда постоянно сопровождают работниц швейного производства.
Лучше обстоят дела у тех собственников, которые имеют постоянные заказы. Обычно это — производители комплектов постельного белья. А вот у трикотажников спрос на продукцию непостоянный. Когда периодические кризисы вынуждают хозяев сокращать производство товара, рабочих отправляют в вынужденный простой. Это может быть и три дня в неделю, и более. За эти дни рабочие не получают ни копейки.
Но вот хозяин, несмотря на вроде бы критическую и для него ситуацию, свою прибыль получает обязательно. И немалую, не забывая при этом поплакаться «в жилетку» перед своими наёмными работниками. Облегчают собственникам эксплуатацию своих сотрудников закрытость бухгалтерской отчётности и отсутствие зарплатных ведомостей. Их узаконило нынешнее буржуазное государство под видом так называемой коммерческой тайны.
Нестабильность и откровенно плохие условия труда вынуждают женщин переходить от одного хозяина к другому в поисках лучшего места. С каждым таким переходом отдельной швеи ухудшается общее положение рабочих в отрасли.
Из-за постоянной текучести кадров, высокой конкуренции между работниками и «потогонной системы труда» разобщённость рабочих швейного производства особенно высокая. Часто на производстве царят дикие нравы: коллектив разделён на группы, враждующие между собой. Такие межличностные отношения выгодны владельцам, так как помогают контролировать ситуацию.
Хозяева ясно понимают, что главная опасность для них — это угроза объединения рабочих в профессиональные союзы, независимые от власти и администрации предприятий. Ведь только через профсоюзы сейчас можно защищать «законными способами» интересы рабочих и добиваться повышения зарплаты, сокращения рабочего времени, легального трудоустройства.
Гендиректора в очереди на скамью подсудимых
Основной собственник предприятия СУ-155 на протяжении восьми лет оставлял ОАО «Строммашина» с чистым убытком. Уголовные дела о сокрытии денежных средств возбуждены в отношении нескольких недавних администраторов завода.
В этой очереди бывший генеральный директор «Ивановской ДСК» и кохомского ОАО «Строммашина» (группа компаний СУ-155) Александр Пыжиков, а также другой бывший генеральный директор «Строммашины» А. Никешина. В отношении ещё одного бывшего гендиректора этого предприятия Юрия Белякова возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 145.1 УК РФ.
Беляков с июня 2015 года «своим» работникам не платил зарплату. Он направлял денежные средства предприятия не на погашение задолженности по заработной плате, а на иные нужды. В апреле 2016 года долг перед нанятыми им людьми составлял около 30 миллионов рублей. Самому же Белякову начислялась и стабильно выплачивалась зарплата, превышающая в 8—10 раз размер средней заработной платы на предприятии.
Рабочие увольняются. За пару месяцев штат сократился до 493 человек. 32 бывших работника обратились на биржу труда. Производственные площади, используемые в настоящее время, скукожились до одного цеха. Такова плата за экономию на отоплении помещений. В теперешних условиях здесь можно производить только примитивную продукцию.
А банкротства могло не быть
22 февраля состоится вторая попытка продажи имущества совхоза-банкрота «Тепличный». Продаются здание культурно-спортивного центра и земельный участок под ним за 63 миллиона рублей, а также здание профилактория с земельным участком за 23 миллиона рублей.
Но уже теперь ясно, что всех назначенных первоначальных сумм банкрот не получит. Поскольку не нашлось ни одного желающего купить производственные площади за полмиллиарда рублей, то цена их будет понижаться.
Продажа «Тепличного» с аукциона — печальный результат «неучастия в политике» трудового коллектива. Коммунисты предлагали конкретные меры по выводу предприятия из тупика. Согласись коллектив на активные протестные действия во имя их реализации, рабочие совхоза могли бы и теперь трудиться на родном предприятии и получать приличную зарплату.
Пока собственники фабрик и заводов получают навар на перепродаже их друг другу, работоспособное население от безысходности перебирается в большие города. По данным Ивановостата, в 2015 году Ивановскую область покинули 15,6 тысячи человек. Наибольшее число переехавших предпочло Московскую область (20%) и Москву (16,7%), Владимирскую область (8,7%) и Санкт-Петербург (4,9%).
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.