Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».
«Народные предприятия — панацея для экономики страны», — не раз утверждал Геннадий Андреевич Зюганов. Оснований думать так достаточно. Подкреплена эта уверенность и тем фактом, что в период кризиса они не просто выжили, а нарастили обороты и показали выдающиеся результаты своей работы.
КОММУНИСТЫ УБЕЖДЕНЫ, что, следуя курсом развития народных предприятий, наша экономика способна достичь выдающихся результатов, конечно, при условии возвращения её плановости. Именно поэтому КПРФ предложила объявить 2017-й годом народных предприятий и обратиться к главам регионов с предложением поддержать идею создания в каждом регионе хотя бы по одному народному предприятию. Об этом 17 февраля на пленарном заседании Госдумы заявил член фракции КПРФ Павел Дорохин.
Обширная дискуссия развернулась среди депутатов по вопросам образовательной политики, поводом для чего послужил фундаментальный законопроект депутатов из фракции КПРФ «Об образовании для всех». «Мы использовали опыт образовательного законодательства, которое было разрушено контрреформой, начавшейся с закона о монетизации и продолженной действующим Законом «Об образовании», — раскрыл тайну рождения законопроекта один из его авторов, профессор Олег Смолин.
Спасая образовательные учреждения от удушья подушевого финансирования, законопроект вводит смешанную систему, включающую в себя рассчитанные исходя из нормативов финансового обеспечения реализации основных образовательных программ субсидии из федерального бюджета, финансирование госзаданий на реализацию программ дополнительного образования и профессиональной подготовки, а также сметное финансирование. При этом последнее не может быть менее 30 процентов от общего объёма финансирования образовательного учреждения.
Регулируются законопроектом и оплата труда педагогических работников, и их социальные гарантии. По мнению разработчиков, средняя ставка педагогов должна привязываться не только к средней по региону, но и в целом по России, а заработная плата должна быть не ниже средней заработной платы по региону за одну ставку. Сегодня же выполнение президентских майских указов относительно зарплаты педагогов достигается сверхнагрузками на них. Предложил законопроект и дополнительные меры поддержки классных руководителей. Более половины регионов обращались в Госдуму с просьбой приравнять педагогических работников по пенсионному обеспечению и соцгарантиям к госслужащим. И законопроект «Об образовании для всех» откликнулся на эту просьбу. Решаются в нём и студенческие проблемы. Например, социальная стипендия законопроектом устанавливается на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения, академическая стипендия студента вуза — 80 процентов от прожиточного минимума (сейчас она порядка 13 процентов), стипендия студента среднего специального учебного заведения — 60 процентов от прожиточного минимума (сейчас 5,5 процента). Предлагается вернуться к перечёркнутой нынешним Законом «Об образовании» норме родительской платы за содержание ребёнка в детском саду, согласно которой она составляет 20 процентов от реальных затрат учреждения, а для многодетных семей — 10 процентов.
Большое значение авторы законопроекта придают созданию электронных университетов и образовательных телеканалов в общедоступных диапазонах. Для повышения качества образования законопроект предлагает вернуться к образовательным стандартам, предоставить выпускникам школ право выбора между ЕГЭ и традиционным экзаменом, а вузам — между болонской и советской системами подготовки специалистов. В нём есть и обязательный перечень учебных предметов. Принципиальное отличие действующего Закона «Об образовании» от предложенного законопроекта в том, что первый, изобилуя отсылочными нормами, лишь распределяет, кто из чиновников что должен делать, а второй определяет ключевые положения прямо.
«Дамой в корсете» по аналогии с героиней рассказа Ги де Мопассана «Мать уродов» назвал действующий Закон «Об образовании» член фракции КПРФ доцент Александр Кравец, подразумевая, что тугая финансовая шнуровка, уродуя систему образования, позволяет выпускникам школ лишь на костылях репетиторства доковылять до ЕГЭ. Законопроект же, представленный фракцией КПРФ, по его мнению, имеет мощнейший экономический, социальный и политический потенциал. Конечно, он не может вписаться в созданную систему, потому что жить в этой системе нельзя, полагает депутат. По его мнению, образование — этот тот вид оружия, с помощью которого отстаивается суверенитет страны. И оружие это должно быть не европейского и даже не мирового порядка, а гораздо мощнее.
Не пройдя «медвежий кордон», законопроект, тем не менее, вынудил «партию власти» искать компромиссы. «Единороссы» заявили, что многие хорошие идеи, предложенные в законопроекте «Об образовании для всех», например о регулировании содержания федеральных государственных образовательных стандартов, о компенсации из бюджетов семьям за самообразование и семейное образование, о равенстве статуса учреждений и педагогов основного и дополнительного образования и о равенстве прав всех педагогических работников, об ограничении административного давления на образовательные учреждения, будут реализованы отдельными поправками в нынешний Закон «Об образовании».
Заставила думское большинство сделать шаг навстречу сфере образования и другая инициатива коммунистов. Комитет Госдумы по аграрным вопросам, где председателем является член фракции КПРФ академик Владимир Кашин, забил тревогу по поводу финансирования аграрных вузов и лишения их государственной аккредитации по непрофильным специальностям, предложив палате принять обращение к председателю правительства. В результате рассмотрения вопроса обращение было распространено и на другие отраслевые вузы, которые составляют половину всех высших учебных заведений страны. Проблемы в них схожие.
Если затраты федерального бюджета на подготовку одного студента в вузах, относящихся к системе министерства образования, составляют 170 тысяч рублей в год, то, например, в медицинских — 72 тысячи рублей, в аграрных — от 40 до 60 тысяч рублей. При этом отраслевые вузы нуждаются и в лабораторном оборудовании, и в высокотехнологичной технике, для практической подготовки медиков нужно предусмотреть расходы на содержание клинических подразделений, для аграриев необходима государственная поддержка их опытных хозяйств.
А что же минфин ответил в 2017 году на эти нужды? Например, финансирование аграрных вузов уменьшено по сравнению с 2016-м на 1,23 миллиарда рублей, а общий дефицит их финансирования составляет 3,7 миллиарда рублей ежегодно. Финансирование образовательных организаций министерства культуры предусмотрено на 1,1 миллиарда рублей меньше, чем в 2016 году. «Возникают риски срыва выполнения государственных заданий, проведения необходимого капитального ремонта учебных корпусов и общежитий, оплаты коммунальных услуг», — говорится в обращении. По мнению депутатов, необходимо изменить методику расчёта нормативов финансирования образовательной деятельности вузов, провести дополнительный анализ распределения специальностей и направлений подготовки. Сохранение направлений подготовки по непрофильным специальностям чрезвычайно важно, считают парламентарии. Так, выпускники аграрных вузов составляют более 60 процентов управленческого состава в региональных органах исполнительной власти, в муниципальных — более 70 процентов, отметил Владимир Кашин. Поэтому от подготовки этих специалистов зависит не только продовольственная безопасность России, но и эффективность системы управления, считает депутат-коммунист. Эти доводы ни у кого не встретили возражения, и проект постановления Госдумы об обращении к председателю правительства был принят единогласно.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.