Публикуем материал, размещённый на сайте портала «Свободная пресса».
Мы продолжаем серию материалов, посвященных фальсифицированной еде. Вопрос качества продуктов для России действительно становится одним из самых острых. Неслучайно тему продовольственной безопасности страны поднял на выездном совещании в ЮФО 14 марта секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев. Он привел такие данные: только органами Роспотребнадзора в 2016 году снято с реализации более 150 тонн продуктов, наложено административных штрафов на более чем 64 миллиона рублей. Ситуацию в целом на продовольственном рынке Патрушев оценил как неудовлетворительную, усугубляет ее не только зависимость от импортных компонентов и ингредиентов, а именно фальсификация и контрафакт продовольствия. Имел в виду секретарь Совета Безопасности не только Южный округ, который в общем объеме российской сельхозпродукции составляет более 18%, но и всю страну.Самое ужасное при этом, что большинство фальсифицированных продуктов соответствует ГОСТу. И спасения от этого, кажется нет никакого. Мало того, на прилавках страны могут появиться «молоко-растительные продукты» — те, где доля пальмового масла более половины. И это лишь одно из новшеств госстандарта молочной продукции, который разрабатывает Росстандарт.
Россиянам уже пятый год предлагают в магазинах «сырные» и «творожные продукты» вместо настоящего сыра и творога, а вместо вина и пива — «винные» и «пивные напитки». Производители обязаны честно информировать покупателя, что ему продают низкокачественный, а потому дешевый эрзац. Но в реальности этого не происходит. Эксперты спорят, как заставить бизнесменов уважать закон.
Узаконенный обман?
Доцент Омского государственного аграрного университета Елена Шмат считает, что на сегодняшний день один из самых фальсифицируемых продуктов — это сливочное масло. Прилавки завалены разного рода «мягкими», «легкими», «облегченными» и даже «сверхлегкими» маслами. Ясное дело, что растительных масел в них больше, нежели молочных…
Один из самых распространенных типов манипуляции — это информационная фальсификация. Это когда на упаковке указываются не точные данные. Скажем, на спредах (это нечто вроде маргарина, где вместо молочного жира содержится растительный) крупными буквами пишут: «Деревенское», «Традиционное», «Русское», «Мягкое», «Городское», «Десертное»… Потребитель же как бы домысливает слово «масло», хотя к настоящему сливочному маслу спреды никакого отношения не имеют!
Такие же трюки — и с весовым коровьим маслом: ну какой покупатель вам скажет, почему «Бутербродное» продают как Крестьянское, а «Крестьянское» — как «Любительское». Бывает и такое, что сладко-сливочное масло высшего сорта (имеющего 82,5% жира) подменяют на первый (имеющий только 81,5% жира).
Причем все это выпускают по техусловиям (ТУ). Напомним, что четыре года назад в России провели реформу стандартизации: отныне были разделены обязательные к исполнению техрегламенты и стандарты добровольные — ГОСТы, ISO и техусловия. Техусловия разрабатывает и внедряет сама компания. Поэтому, как правило, никто никогда их в глаза не видел: получить доступ к ним могут только контролирующие органы, а для всех прочих это — коммерческая тайна!
А на деле нередко выходит, что узаконенный обман потребителя. То есть фальсификаторам на руку играют даже государственные ведомства. Скажем, большинство производителей молочнокислых продуктов (ряженки, сметаны, простокваши) не указывают на этикетке, какой именно вид закваски используют. И, оказывается, не обязаны — это тоже коммерческая тайна производителя.
«Диетическое» мошенничество
Процветает фальсификация, разумеется, не только на молочном рынке. Во фруктовые соки и фруктово-овощные концентраты (для детского питания) добавляют консерванты и регуляторы кислотности — чаще всего это лимонная или яблочная кислота. Также добавляют искусственные красители, чтобы цвет был более насыщенным. Колер (пусть и натуральный — жженую сахарозу) используют, чтобы «подкрашивать» коньяк, ром, вина и некоторые безалкогольные напитки.
На этом фоне самым «безобидным» кажется банальное разбавление сока водой: причем, даже профессиональный дегустатор не сумеет этого обнаружить, если добавили 10−20% водянистой основы (определить фальсификат в этом случае сложно даже физико-химическими методами). Частенько соки купажируют (то есть смешивают) с более дешевыми: например, в яблочный добавляют грушевый. Либо используют более дешевое сырье: персиковый нектар «давят» из нектаринов.
Фальсифицируют чай (особенно часто тот, который в пакетиках). Скажем, туда могут добавлять высушенные листья других, дешевых, растений: кипрея, вишни, тополя, ивы, дуба, камелии. Цвет чая подделывают колером (в этом проще простого убедиться, глянув на разводы в чашке, остающиеся после заваривания чайного пакетика). Также чай для увеличения веса «разбавляют» отходами производства — так называемой «чайной мукой». А бывает и такое, что натуральный продукт попросту заменяют спитым, а затем высушенным чаем.
Умудряются фальсифицировать… даже яйца! Например, на этикетке написано «обогащенные» или «диетические», а в реальности это самые что ни на есть обычные яйца. Бывает, что в упаковку вкладывают яйца с разными сроками их снесения. Бывает и банальная пересортица — высокие весовые кондиции подменяют низкими (проще говоря, крупные яйца — мелкими).
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.