К 100 летию Великого Октября. Часть девятая.

К 100 летию Великого Октября. Часть девятая.

В предыдущей статье мы показали, что представляли собой силы, пришедшие к власти в марте 1917 года. Теперь нам предстоит проанализировать их политику по каждому отдельному направлению. Речь пойдёт о развале ими армии.

Как известно, на протяжении последних десятилетий буржуазная пропаганда любит обвинять большевиков в том, что они якобы «развалили» государство своими революционными действиями. Антисоветски настроенные деятели приписывают В.И. Ленину и его сторонникам и разрушение элементарного порядка, стабильности, и «раздробление» России, допущение её территориальной «дезинтеграции», и разрушение армии. На слуху утверждения о том, будто активная деятельность большевистских агитаторов способствовала деморализации и развалу Вооружённых сил России.

Т.е., если послушать либералов и многих «национал-патриотов», то получается, что определённая группа людей (в одиночку !) может переломить весь ход истории. И никаких объективных предпосылок для того, что происходило 100 лет назад, будто бы не было. Будто бы захватившие власть «февралисты» не сделали всё для подрыва обороноспособности России. Как всё просто!

На самом деле картина выглядела гораздо сложнее. На наш взгляд, сперва следует задастся риторическим вопросом: если всё было идеально, то разве конкретная группировка сможет развалить всё (тем более, если она не обладает рычагами государственного управления)? Примитив стопроцентный.

Нам говорят про «агитационную работу большевиков» в армейских рядах. А может быть, они просто воспользовались условиями? Может быть, армия к рассматриваемому нами периоду уже была разрушена и деморализована?

Для того, чтобы понять, как обстояло дело в реальности, желательно посмотреть, как события столетней давности оценивали представители армейского офицерского корпуса. Так, бывший исполняющий дела начальника штаба помощника главнокомандующего армиями Румынского фронта (и один из деятелей «белого» движения) генерал Н.Н. Головин в своих мемуарах, изданных в эмиграции, прямо признал, что полная деморализация Русской армии и её неспособность решать стратегические задачи, были результатом не пропагандистских усилий революционеров, а итогом сложившейся социально-экономической и политической обстановки.[1]

Как видим, один из белоэмигрантов (не Советских идеологов0 в качестве базовой причины развала армии называет напряжённую социально-экономическую обстановку. Вполне понятно, что речь шла о перебоях со снабжением армии продовольствием, оружием и т.д. Следует заметить, что вопреки сегодняшним трактовкам истории, данный тезис представляет собой отнюдь не «штамп большевистской пропаганды». О наличии данной проблемы заявляли представители высшего офицерства, а также политические силы, которых невозможно было охарактеризовать как революционеров. В частности, в одной из предыдущих статей мы приводили выдержку из Дневниковых записей В.М. Пуришкевича за декабрь 1916 года, в которых он отметил о своём докладе императору от 3 ноября 1916 года. В данном документе Пуришкевич описал ужасающее положение, в котором оказались русские войска. Он пришел к заключению, что «минимальные запросы» «продовольственного, военного, санитарного и перевозочного характера нашей армии» не были удовлетворены.

Отметим, что материалы докладов военачальников (как Николаю II, так и Временному правительству) свидетельствовали о том же самом. Так, начальник штаба при Верховном главнокомандующем Русской армией А.И. Деникин в своей телеграмме министру земледелия от 17 апреля 1917 года констатировал, что он получает сведения о чрезвычайном обострении вопроса продовольственного снабжения Кавалерийской армии: «Поступление уполномоченных минзема продовольствия фуража конце марта выражалось: муки около одной пятой, ячменя около одной восьмой, сена менее половины потребности по последним сокращенным дачам, с 1 по 5 апреля включительно это поступление выражалось: муки одна десятая, ячменя одна пятнадцатая, сена немного более четвертой части«. Далее Деникин подчеркивает следующее: «Из изложенного можете усмотреть угрожающее уменьшение подвоза, требующее немедленного принятия чрезвычайных мер, иначе армия ближайшее время будет поставлена безвыходное положение, близкое катастрофе«.[2]

Следует ли после этого дополнительно объяснять, что при создавшихся обстоятельствах (не говоря уже о непонятном характере ведущейся войны , о чём речь пойдёт в дальнейшем – прим.авт.) все предпосылки для роста недовольства со стороны солдат (и не только) налицо? А «масло в огонь» подлили действия «февралистов» – как Петроградского совета, так и Временного правительства. Речь идёт об известном «Приказе № 1». Его положения привели к фактической утрате какой-либо армейской дисциплины. Как отмечал А.А. Брусилов в своих «Воспоминаниях», к маю 1917 года «войска всех фронтов совершенно вышли из повиновения, и никаких мер воздействия предпринимать было невозможно«. Кроме того, «назначенных комиссаров слушались лишь постольку, поскольку они потворствовали солдатам, а когда они шли им наперекор, солдаты отказывались исполнять и их распоряжения«. Далее Брусилов приводит пример того, как «7-й Сибирский корпус, отодвинутый с позиций в тыл для отдыха, наотрез отказался по окончании отдыха вернуться на фронт и объявил комиссару корпуса Борису Савинкову, что бойцы корпуса желают идти для дальнейшего отдыха в Киев…». По его словам, «никакие уговоры и угрозы Савинкова не помогли«.

То, что данное явление было обусловлено отнюдь не пропагандистской деятельностью большевиков, признаёт в своих мемуарах даже такой враг Советской власти как А.И. Деникин. В своей книге «Очерки русской смуты» он прямо пишет, что не согласен с мнением, что «большевизм явился решительной причиной развала армии«. По словам Деникина, «он нашел лишь благодатную почву в систематически разлагаемом и разлагающемся организме«.

Также следует обратить внимание, что аналогичная мысль была озвучена им ещё в «дооктябрьский период«. Так, 16 июля 1917 года А.И. Деникин во время своего выступления (в присутствии А.Ф. Керенского) заявил следующее: «Когда повторяют на каждом шагу, что причиной развала армии стали большевики, я протестую. Это неверно. Армию развалили другие…». Он добавил, что «развалило армию военное законодательство последних месяцев«.

То, что именно «демократические» новации «февралистов» полностью подорвали боеспособность армии, признавали в своих воспоминаниях представители офицерства. В частности, М.Д. Бонч-Бруевич , давая оценку «Приказу № 1», отметил, что «был убежден, что созданная на началах, объявленных приказом, армия не только воевать, но и сколь-нибудь организованно существовать не сможет«.[3]

Данную позицию разделяли не только те офицеры, которые в будущем поддержали Советскую власть, но и многие представители противоположной стороны. Например, даже такой деятель как П.Н. Краснов признавал, что эксперименты новых властей сделали своё чёрное дело: «До революции и известного приказа № 1 каждый из нас знал, что ему надо делать как в мирное время, так и на войне«. Но после февраля 1917 года всё стало по другому: «Комитеты стали вмешиваться в распоряжения начальников, приказы стали делиться на боевые и не боевые. Первые сначала исполнялись, вторые исполнялись по характерному, вошедшему в моду тогда выражению – постольку поскольку«.[4]

В конечном итоге дело обернулось потерей всех результатов Брусиловского прорыва 1916 года.

Такова плата за игры в т.н. «демократию», о которой с придыханием говорят наши апологеты горбачёвской «перестройки» и лихих 90-х. Дважды в XX веке общество увидело, чем оборачивается реализация идей тех, кто элементарную дисциплину воспринимает как проявление «деспотизма» и т.д.

О том, какие дополнительные «сюрпризы» принесли России «февралисты», речь пойдёт в следующих статьях.

[1] Н.Н. Головин. Военные усилия России в мировой войне. Париж, 1939.

[2] 1917. Разложение армии/ Авт.-сост. В.Л. Гончаров/Часть I/ 1925

[3] М.Д. Бонч-Бруевич. Вся власть Советам (воспоминания). М., 1957.

[4] П.Н. Краснов. На внутреннем фронте. Берлин, 1922.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *