Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».
Права человека, оказавшиеся в центре внимания парламентариев в ходе обсуждения 17 мая на пленарном заседании Госдумы доклада о деятельности Уполномоченного по правам человека, — тема больная и опасная. С одной стороны, российское общество всё сильнее сдавливается тисками бедности, материального расслоения, социального неравенства, с другой — беды эти, подхлёстываемые внешними и внутренними политическими и экономическими проблемами, умело используются иностранными агентами для подрыва стабильности в нашей стране.
НА ЭТО УКАЗАЛ в своём выступлении от фракции КПРФ Сергей Гаврилов. Он отметил, что в России действуют 45 квазиправозащитных некоммерческих организаций, среди которых есть и иностранные фонды, и средства массовой информации, и тоталитарные секты. Адекватным ответом им может быть только создание мощной правозащитной системы в нашей стране, считает депутат. А она, в свою очередь, напрямую зависит от экономической, бюджетной и финансовой политики государства, которая должна быть направлена на рост реальных доходов населения.
Депутаты привели возмутительные факты нарушения прав граждан. Николай Коломейцев и Сергей Гаврилов затронули вопрос невыплаты заработной платы. Накопленная задолженность по ней составляет 4,5 миллиарда рублей. Алексей Куринный заявил о систематическом неисполнении законов, гарантирующих гражданам доступное и бесплатное здравоохранение. В первую очередь это касается обеспечения лекарствами. 14 миллионов граждан имеют право на получение бесплатных лекарств. Но это обязательство государства из года в год финансируется лишь наполовину. Практически во всех регионах стало нормой приобретение больными в стационарах медикаментов за свой счёт. Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова подтвердила: «Медицина практически стала платной, как и образование». Словом, куда ни кинь — всюду получается по русской пословице: «Вершено уставом, да верчено неправом». Сергей Гаврилов высказал ряд предложений по усилению института Уполномоченного по правам человека в РФ.
«Правительственный час» с министром культуры Владимиром Мединским расширил тему соблюдения прав российских граждан, в частности права на участие в культурной жизни. Из доклада чиновника явствовало, что в стране полным ходом идёт кинофикация регионов, в последние годы возник феномен «культурных очередей» на выставки шедевров живописи, музеи стали чуть ли не местами паломничества, а театральное искусство вплотную приблизилось к народу. Но можно ли сегодня говорить о духовном оздоровлении общества, которое должно происходить в соприкосновении человека с культурными ценностями, будь то литература, театральное и киноискусство, живопись и исторические памятники?
Министр, ссылаясь на данные ВЦИОМ, утверждает, что две трети зрителей, которых, по его словам, в последние годы стало больше, отметили улучшение качества российского кино. А может быть, «желтизна» уже настолько завладела сознанием, что под хруст попкорна и низкопробная поделка сойдёт за образец искусства? Известный кинорежиссёр коммунист Владимир Бортко утверждает, что недостаток финансирования и засилье американских фильмов стали причиной того, что на экране появляются такие ленты, где нет ни одного трезвого человека. Не является ли это доказательством того, что вкусы российского кинозрителя стали весьма невзыскательными? Бортко считает, что необходимо срочно исправлять ситуацию. Может быть, надо квотировать показ американских фильмов или вернуть Госкино — минкульт и Союз кинематографистов должны принять здесь какое-то совместное решение, подчеркнул известный кинорежиссёр.
Его коллега по цеху из «единороссовского» стана Станислав Говорухин увидел признаки деградации и в театре, когда в храм искусства боязно прийти со взрослеющими сыном или дочерью, потому что со сцены то и дело доносятся матерная брань или просто похабщина. Здесь количеством уж точно нельзя компенсировать качество.
При всех количественных достижениях, коими похвалялся министр, есть и существенные потери. По словам аудитора Счётной палаты РФ Александра Филиппенко, в 38 регионах снизилась численность творческих коллективов на 100 тысяч человек, в сельских библиотеках читателей стало меньше на 420 тысяч. Выступивший от фракции КПРФ Сергей Шаргунов обратил внимание на ликвидацию и самих библиотек: с 2000 по 2016 год количество этих очагов культуры сократилось с 51 до 38 тысяч. Оставляет желать лучшего и само комплектование библиотек, из которых практически исчезли так называемые толстые литературные журналы, а их место заняли бульварные издания. Говорили депутаты и о закрытии книжных магазинов, называя цифру: 2 тысячи книжных магазинов осталось на всю страну. Мединский признался: и того меньше. Аудитор Счётной палаты РФ Александр Филиппенко подверг критике реализацию федеральной программы по созданию туристических кластеров. Из запланированных на начало 2017 года к вводу 16 кластеров в полном объёме не введено ни одного.
Многое можно было бы предъявить идеологу «Единой России», севшему в министерское кресло: и наскоки на память основателя Советского государства В.И. Ленина, и прошлогоднюю историю с открытием в Санкт-Петербурге мемориальной доски гитлеровскому приспешнику Густаву Маннергейму, и пропитанное антисоветизмом и русофобией мифотворчество. Вместо этого из уст Сергея Шаргунова прозвучало примирительное: «Какие бы ни были у нас разногласия и споры, вы патриот нашего Отечества».
Депутаты воспользовались «правительственным часом» для решения некоторых, что называется, точечных, проблем. Как показывает практика, такое публичное обращение к чиновникам оказывается нередко более действенным, чем почтовая переписка и разговор в тиши правительственных кабинетов.
Денис Парфёнов передал министру культуры папку документов и 3300 подписей граждан в защиту общественного музея Рериха.
Михаил Щапов поставил перед министром вопрос о целесообразности проведения экологической экспертизы при реконструкции памятников деревянного зодчества в Иркутской области, как того требуют Градостроительный кодекс и закон «Об объектах культурного наследия». Это положение закона вместо того, чтобы сберегать объекты деревянного зодчества, которых здесь свыше сорока и почти четверть из них находится в аварийном состоянии, требуя срочной реставрации, бьёт по ним. В соответствии с федеральным законодательством, чтобы привести в порядок памятники, находящиеся на Байкальской природной территории, требуется прохождение экологической экспертизы. Затраты на один объект составляют около 1 миллиона рублей. По словам Михаила Щапова, экологическая экспертиза, безусловно, необходима для объектов, которые могут нанести вред экологии озера Байкал. Однако вызывает сомнения необходимость этой процедуры для объектов деревянного зодчества, которые существуют уже полтора века. Депутат задал министру вопрос: не стоит ли более эффективно тратить эти средства, пересмотрев требования федерального законодательства? Эти деньги можно направить на восстановление других памятников или на более нужные проекты по сохранению Байкала: например, очистку берегов от мусора, разработку проектов очистных сооружений. В конце концов, это вопрос эффективности расходования бюджетных, а значит, народных средств, отметил депутат.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.