Владимир Вишняков. Что «подсмотрела» кинокамера

Владимир Вишняков. Что «подсмотрела» кинокамера

Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».

Московский международный кинофестиваль, не успев, кажется, начаться, уже близится к финалу — таковы издержки финансовых трудностей, с которыми столкнулись организаторы, вынужденные сократить срок проведения кинофорума, продолжающего, вопреки опасениям скептиков, привлекать к себе внимание ещё сохранившихся в нашей стране киноманов.

О ПЕРВЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЯХ от основной конкурсной программы игровых лент «Правда» достаточно подробно рассказала в предыдущем номере. Конкурс же документальных фильмов представляет для нас особый интерес. Ведь в нынешней России этот жанр «важнейшего из искусств» превратился в пасынка. В отличие от советского времени кинотеатров, специализированных на показе документалистики, практически нет, по сути отвернулось от неё и телевидение, помешанное на крикливых ток-шоу и идиотизме так называемого юмора. Так что именно кинофестивали стали площадкой для «жизни врасплох», как поименовали некогда кинематограф, презревший условности павильонных фантазий ради встречи лицом к лицу с реальной действительностью.

Впрочем, сегодня деление кинопроизведений на якобы художественные и якобы документальные весьма условно. Поэтика документалистики в наши дни настолько усложнилась, что художественность авторских решений в лучших её образцах, при сохранении принципа «подсматривания» за жизнью, не вызывает сомнений. Это со всей очевидностью проявилось, например, в представленной в конкурсной программе российской ленте Юлии Бобковой «Последний вальс» — фильме-прощании композитора Олега Каравайчука с дачным посёлком Комарово, где он жил и творил и которому посвятил последнее своё произведение «Вальс Комарово». Неотступно следуя за своим героем, кинокамера погружает нас в его внутренний мир — мир вечных ценностей любви к природе, к жизни, к человеку. Разве это не художественное решение темы смысла человеческой жизни?

Не менее лиричен фильм Жаклин Цюнд «Почти что здесь» (Швейцария) — о трёх стариках, стремящихся каждый по-своему подвести итоги пройденного жизненного пути с его нелёгкими испытаниями, а подчас и глубокими травмами. Один круто меняет привычный стиль жизни, отправившись на автотрейлере в безлюдную калифорнийскую пустыню. Другой возвращается в места своего детства с надеждой найти, может быть, ещё оставшихся старых друзей. А третий находит отраду от пережитых горестей, просто читая детям хорошие книги.
А вот в «Молчании Адрианы» Лиccетт Ороcко лирике вроде бы не место. Героиню фильма, приехавшую из Австралии в Чили, чтобы навестить родственников, неожиданно арестовывают, предъявив ей обвинение в сотрудничестве с секретной полицией Управления национальной разведки времён Пиночета. Она свою вину отрицает, а накануне суда находит возможность покинуть страну. Но тяжесть обвинения довлеет над семьёй. Режиссёр интервьюирует бывших коллег Адрианы, проводя, по сути, самостоятельное расследование запутанной истории. Его интерес к ней носит и сугубо личный характер. Ведь Адриана — родная тётя создателя фильма. Таким образом, хитросплетения политических обстоятельств прорастают в судьбы людей, оборачиваясь глубоко личными переживаниями.

Привлекательность фестивальной кинодокументалистики ещё и в том, что она широко раздвигает границы наших представлений о происходящем в мире и в сознании людей. «Свобода дьявола» Эверадо Гонзалеза погружает нас в жестокую реальность процветающих в Мексике картелей, в стремлении к наживе не останавливающихся перед самыми изощрёнными формами насилия, сеющими страх и ужас, но постепенно воспринимающимися как норма современной действительности. Как жить в такой атмосфере? На подобный вопрос ищет ответ и герой фильма Ланы Уилсон «Уход» (США, Япония). В прошлом панк-рок-музыкант, ставший буддийским монахом, он посвятил себя спасению людей, во всём разочаровавшихся и оказавшихся на грани самоубийства. Их отчаянные вопрошания о смысле жизни становятся и его главной проблемой, а значит, и нашей тоже.

Ответ мог бы содержаться в фильме Сергея Дебижева «Раскалённый хаос», в основу которого положены воспоминания очевидцев и участников событий февраля—октября 1917 года в России. Мог бы, но — увы. Дело в том, что стремление к так называемой объективности в истолковании столь сложных исторических явлений, приперчённое ярой антисоветчиной, нередко приводит к тому самому «хаосу», в котором глохнут ростки правды-истины.

Да и чего ждать от режиссёра, для которого царь Николай II — вместилище ума и государственной мудрости, а все, покусившиеся на самодержавие (в один мешок масонов, кадетов, большевиков), — отъявленные злодеи, в своекорыстных интересах обманувшие народ? Прозвучавшее же на пресс-конференции утверждение автора фильма о том, что не только Октябрьская, но и любая революция — не что иное, как козни дьявола, является ярким образчиком реакционного невежества.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *