Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».
Короткая жизнь газеты «Рабочий и Солдат» началась 23 июля (6 августа) 1917 года, когда после июльского переворота 1917 года В.И. Ленину пришлось уйти в подполье. Лоцманом линии «Правды» стал И.В. Сталин. После глубокого отступления следовало ответить сторонникам и противникам на вопрос: «В чём наша сила?» Именно так и назвал Иосиф Виссарионович свою первую публикацию в первом номере нового центрального органа партии большевиков «Рабочий и Солдат».
В НЕЙ ОН писал: «Рабочий и Солдат» выходит в тяжёлые для нашей партии дни, когда наши организации подвергаются разгрому, газеты наши закрываются, наши вожди шельмуются предателями, мошенниками и провокаторами, члены нашей партии преследуются, избиваются и даже убиваются…
«Господа большевики, — требуют от нас вожди советского большинства, — отрекитесь от своих вождей, предайте анафеме Ленина и Зиновьева, обещайте быть паиньками на будущее время, иначе вы не можете оставаться в Советах». И спешат привести свою угрозу в исполнение, вынося решение о перевыборах Петроградского Совета Рабочих и Солдатских Депутатов, предполагая при помощи перевыборов изгнать большевиков из Совета».
Сталин отвечает перевёртышам: «Вы грозите поставить нас вне рядов революционной демократии! Попробуйте.
Но знайте, что из-за этого придётся исключить Петроградский Рабочий Совет, большинство которого идёт за нами, придётся разорвать с теми 160 тысячами пролетариев, которые голосовали за нас на выборах в районные думы Питера. Сможете ли вы это сделать? И если вы это сделаете, то кто останется вне рядов истинной революционной демократии: мы или вы?»
Далее автор чётко указывает базу и причины поддержки большевизма:
«Мы — партия борющегося за своё освобождение пролетариата. Не сможет не пойти с нами и солдат, измученный, истерзанный, которого снова лишают добытых свобод, которому снова грозят каторгой и смертью. Пойдёт с нами и крестьянин, до сих пор земли не получивший».
В соседней статье Сталин отвечает на другой актуальный вопрос: «Что случилось?» Анализируя события 3—4 июля, он пишет: «Рабочие и крестьяне добивались тогда того, чтобы Советы взяли в свои руки всю власть, облегчив тяжёлую жизнь рабочих, крестьян, солдат и матросов». Но революционным силам под напором противника пришлось отступить: схватку выиграла контрреволюция. Сталин пишет об этом ясно, прямо, не сглаживая углов:
«Победа контрреволюции есть победа помещиков. Но крестьяне не могут жить дольше без земли. Поэтому неизбежна решительная борьба с помещиками.
Победа контрреволюции есть победа капиталистов. Но рабочие не могут успокоиться без коренного улучшения своего быта. Поэтому неизбежна решительная борьба с капиталистами.
Победа контрреволюции означает продление войны, но война не может долго продолжаться, ибо вся страна задыхается под её тяжестью.
Поэтому победа контрреволюции непрочна и мимолётна».
Но если большевики и возглавляемые ими трудящиеся отступили, то меньшевики и эсеры фактически сдались кадетам. Об этом ярко и иронично Сталин пишет в статье «Победа контрреволюции». Вот её заключительные слова: «Рабочие никогда не забудут, что в эти тяжёлые минуты «правящие» партии эсеров и меньшевиков были в лагере тех, кто громили и обезоруживали рабочих, солдат и матросов».
Второй номер ежедневной большевистской газеты открывается сталинской статьёй «Победа кадетов». В ней он анализирует экономическую подноготную предательства мелкобуржуазных партий: «Меньшевики и эсеры отказались от революционного пути. Значит, они должны были подпасть под власть кадетов, под власть контрреволюции.
Ибо кадеты — это обеспеченный внутренний заём.
Ибо кадеты — это дружба с союзным капиталом, т.е. обеспеченный внешний заём.
А деньги так нужны ввиду разрухи в тылу и особенно на фронте…
В этом вся суть «кризиса».
По соседству — «Две конференции» со сжатым сталинским сопоставительным анализом:
«Обе общегородские, петроградские.
Одна меньшевистская. Другая большевистская.
Первая представляет всего 8 тысяч рабочих.
Вторая — 32 тысячи.
На первой царят хаос и разложение, ибо она вот-вот расколется на две части.
На второй — единство и сплочённость.
Первая черпает свои силы в соглашениях с кадетской буржуазией. И именно на этой почве раскололась она, ибо есть ещё среди меньшевиков люди, не потерявшие чести, не желающие тащиться в хвосте у буржуазии.
Вторая, наоборот, черпает свои силы не в комбинациях с буржуазией, а в революционной борьбе рабочих против капиталистов и помещиков.
Первая видит «спасение страны» в искоренении большевизма и в предательстве революции.
Вторая — в сметении контрреволюции с её «социалистическими» привесками.
Говорят, что большевизм ликвидирован и похоронен.
Слишком рано хоронят нас гг. могильщики. Мы ещё живы, и буржуазия не раз встрепенётся и задрожит от звуков нашего голоса».
Здесь, кстати, надо заметить: до экстренной конференции большевиков столицы партийная организация РСДРП называлась по традиции Петербургской, но в июле 1917 года конференция переименовала её в Петроградскую.
О настроении рабочего класса Питера ярко свидетельствует заявление 10-тысячного рабочего собрания «Путиловцы о моменте». Оно нашло отражение в завершающем пункте принятого документа: «Мы протестуем против арестов с.-д. большевиков и идейных вождей большевизма; против закрытия рабочих интернационалистических газет; против разгрома рабочих и солдатских организаций; против лишения товарищей солдат свободы слова и собраний; против введения смертной казни, против разоружения рабочих. Требуем немедленного роспуска Госдумы и Госсовета и ареста всех контрреволюционеров».
В 3-м и 4-м номерах «Рабочего и Солдата» основное внимание читателей привлекает письмо «Ответ Н. Ленина», которому посвящён отдельный материал этого цикла. В 4-м номере за 27 июля (9 августа) также опубликовано сообщение о начале работы в Петрограде VI съезда партии большевиков.
«Рабочий и Солдат» постоянно печатал резолюции рабочих и солдатских собраний и митингов и партийных собраний. На общем собрании членов РСДРП 2-го Городского района было одобрено «поведение тт. Ленина и Зиновьева, не отдавшихся в руки властей, которые не в состоянии гарантировать личную безопасность своим политическим пленным». Не менее решительная резолюция принята общим собранием вагоностроительного завода Речкина: «Полагая, что постановление об аресте тт. Ленина, Зиновьева, Каменева и др. есть попытка Временного Правительства и правящих партий обессилить левое крыло революционного движения, мы протестуем против этого постановления и требуем от Исполн. Ком. Сов. Раб. и Солд. Депут. его отмены».
В 5-м номере газеты опубликована «Резолюция съезда РСДРП о суде по делу Ленина и др.». Съезд заявил, что он «выражает свой горячий протест против возмутительной прокурорско-шпионско-полицейской травли вождей революционного пролетариата, шлёт свой привет товарищам Ленину, Зиновьеву, Троцкому, Коллонтай, Луначарскому и др. и надеется увидеть их в рядах партии революционного пролетариата.
Съезд в то же время требует от ЦИК, в целях разоблачения гнусных клеветников, образования следственной комиссии из представителей всех революционных партий, которой только и может доверять пролетариат».
В 6-м номере за 29 июля (9 августа) «Рабочий и Солдат» опубликовал большую статью Ленина «Начало бонапартизма». Обращаясь к меньшевикам и эсерам, автор задаёт вопрос: «разве же это не шутовство, когда Керенский, явно под диктовку кадетов, составляет нечто вроде негласной директории из себя, Некрасова, Терещенко и Савинкова, умалчивает и об Учр. собрании и вообще о декларации 8 июля, провозглашает в обращении к населению священное единение между классами…?»
Ленин обращает внимание на то, что «буржуазия рвёт и мечет против Советов, но она ещё бессильна сразу разогнать их, а они уже бессильны, проституированные господами Церетели, Черновыми и Ко, оказать серьёзное сопротивление буржуазии». А в заключение оптимистичный вывод: «Россия с замечательной быстротой пережила целую эпоху, когда большинство народа доверилось мелкобуржуазным партиям эсеров и меньшевиков. И теперь уже начинается жестокая расплата большинства трудящихся масс за эту доверчивость».
В 7-м номере центрального органа большевиков привлекает статья «За что контрреволюция травит Советы». Ситуация, на первый взгляд, загадочная: правящие в Советах партии сдались буржуазии, а травля Советов продолжается. П. Залуцкий поясняет: «Не меньшевиков и эсеров, не советское меньшинство травит чёрный стан, — они такие же поборники насилия, сторонники смертной казни, лицемерные защитники тюремщины, как и те, кто травит Советы. Поход открыт атаманами грабежа и обуздания революции против Советов как учреждений, находящихся под непосредственным контролем революционного народа».
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.