Николай Кожанов. Когда страна быть прикажет героем…

Николай Кожанов. Когда страна быть прикажет героем…

Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».

День 26 июля 1937 года стал поистине незабываемым для жителей нашей столицы. Уже с утра рабочие делегации московских заводов и фабрик подтягивались к перрону Белорусского вокзала. Тем временем десятки тысяч москвичей до отказа заполнили привокзальную площадь и прилегающие улицы. Главная магистраль города — улица Горького (Тверская) на всём протяжении кипела алыми знамёнами и транспарантами. Так Москва встречала героический экипаж лётчиков — Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова, впервые в мире освоивших в тяжелейших условиях воздушный путь через верхушку планеты — Северный полюс и магнитный полюс недоступности к американскому континенту.

НАУКА И ТЕХНИКА XXI века ушли с той поры, конечно, несоизмеримо далеко вперёд. Но и сегодня свершившийся тогда беспосадочный перелёт через полюс в Америку кажется чудом. Правда, ему предшествовала, так сказать, генеральная проба — совершённый тем же экипажем по личному совету Сталина перелёт по маршруту Москва — Петропавловск-на-Камчатке, завершившийся посадкой на острове Удд вблизи Николаевска-на-Амуре и также с восторгом встреченный в Стране Советов и за её пределами. Но то было на своей земле, а тут… Америка! И вот снова прыжок в неизвестность…

Итак, 18 июня 1937 года советский самолёт конструкции Туполева АНТ-25 поднялся в воздух с подмосковного аэродрома и направился по никем не изведанному маршруту. И затем — 63 часа в воздухе, днём и ночью в холодной и тесной кабине одномоторного самолёта над льдами и океанами, в постоянной изнурительной борьбе с циклонами, кислородным голоданием, с постоянно грозящим катастрофой обледенением. Миновали полюс, где месяц назад начала работу дрейфующая полярная станция Ивана Дмитриевича Папанина. Около полюса недоступности в самолёте отказали магнитные компасы, молчали радиомаяки, и единственная надежда оставалась на всегда выручавший моряков и авиаторов секстант с ориентировкой по небесным светилам.

И тем не менее 20 июня 1937 года краснокрылый АНТ-215, оставив позади пространства Чукотки и Канады, приблизился к территории США и, пройдя бреющим полётом над рекой Колумбия, благополучно приземлился на военном аэродроме Ванкувера. Жители города изумлённо и восторженно встречали этих удивительных «рашен флайерс». Начальник местного гарнизона генерал Джордж Маршалл приютил их на ночь в своём особняке, а уже на другой день в честь героев был устроен военный парад и прогремели 19 традиционных выстрелов из старинных пушек.

Ванкувер и соседний Портленд ликовали, а бывалый генерал Маршалл по поводу высказанных гостями извинений за беспокойство, вызванное «вторжением с воздуха», высказался, как вспоминал Георгий Байдуков, со всей откровенностью:

— Какое беспокойство! Вы не представляете, как мне повезло: я, старый вояка, уже давно сижу в этой дыре. А ведь в прошлую войну командовал дивизией в Европе! С вами я приобретаю популярность, а это в Америке бывает дороже денег.

(И в самом деле, в последующие годы генерал Джордж Маршалл сделал блистательную карьеру, вплоть до высших постов на административно-государственной и военной службе).

После торжественных приёмов у мэра и губернатора на встрече с жителями Ванкувера Валерий Чкалов выступил с речью, которую потом не раз цитировала американская пресса. Есть, говорил он, на Земле такие реки, как Колумбия и его родная Волга. Они находятся на разных континентах, имеют различный нрав и характер, их берега окружают разные горы и леса, но они текут на одной планете, не мешая друг другу, и, в конечном счёте, являются элементами одного и того же Мирового океана. Так и народы Советского Союза и США должны жить на земном шаре и совместной работой украшать океан жизни человечества…

— Мы, — продолжал командир экипажа АНТ-25, — летели на север через полюс, над льдами Центральной Арктики, над тундрой и горными хребтами Канады не для личной славы. Мы хотели показать миру возможности и силы советской авиации, мощь и технику Советской страны. Мы хотели умножить славу социалистической Родины, хотели сделать новый вклад в дело дружбы двух великих народов.

Так началось триумфальное шествие чкаловского экипажа по американской земле. Достижения молодой Страны Советов и в самом деле стали открытием для простых американцев, которых буржуазная пресса досыта закормила побасёнками о непроходимой отсталости России, о «зверствах и репрессиях» правящих там большевиков. Не случайно встречавшие АНТ-25 репортёры первым делом настоятельно просили гостей показать, какой же мотор — американский, английский или немецкий — смог выдержать такие перегрузки, и были просто шокированы, когда лётчики, открыв капот, с гордостью продемонстрировали им эмблему мотора АМ-34Р, серийно изготовленного на московском заводе.

Мифы об отсталости Советской России рушились после встреч с Чкаловым и его соратниками. Портленд, Окленд, Сан-Франциско, Чикаго, Вашингтон… Отважных авиаторов повсеместно встречали овациями, звучал гимн Страны Советов «Интернационал», гремели салюты. В книге о Чкалове Георгий Байдуков вспоминает о встрече в Белом доме с президентом США Франклином Рузвельтом:

«Запомнилась большая поседевшая голова, приветливая улыбка. Когда мы подошли к президенту, чтобы пожать ему руку, Рузвельта за руки приподняли над креслом двое мужчин: у него были парализованы ноги. Заметив, что мы внимательно рассматриваем картины в его кабинете, президент сказал:

— Вы — лётчики, я — моряк, поэтому у меня множество всякой всячины, связанной с морской службой.

Валерий непринуждённо ответил Рузвельту:

— Вам не хватает здесь нашего Айвазовского…

Трояновский (в те годы посол СССР в США. — Н.К.), улыбаясь, перевёл его слова президенту, который оживился и сказал:

— Я очень, очень люблю Айвазовского.

В заключение президент пожелал нам дальнейших успехов и просил быть гостями Америки. Чкалов поблагодарил за тёплое гостеприимство, пожелал президенту и народам США счастья, процветания и дружбы. Рузвельту очень понравились эти слова. При прощании он долго пожимал руку Чкалова».

Вот читаешь эти строки сегодня, спустя 80 лет, в мире, раздираемом враждой и взаимными склоками, и с трудом представляешь картину, когда президента самой мощной страны капиталистического мира поднимают с кресла, чтобы он мог на равных пожать руки и высказать уважение посланцам страны с полярной идеологией и взглядами на будущее, этой удивительной страны, в которой пели и твёрдо верили, что, «когда страна быть прикажет героем, у нас героем становится любой».

…И вот Нью-Йорк. Встречи со знаменитыми путешественниками, военными и гражданскими лётчиками — исследователями Арктики. И самая многолюдная — в огромном зале манежа, где собралось более 10 тысяч человек, большей частью рабочий люд. И вновь под бурные аплодисменты зала звучат проникновенные слова Валерия Чкалова:

— Не стремление к наживе, не честолюбие и тщеславие побуждают советских людей к героическим подвигам. Народ, уничтоживший эксплуатацию и построивший социализм, движим чувствами, выше и благороднее которых нет у человека. Любовь к Советской Родине, преданность идеям коммунизма, стремление к общечеловеческому счастью — вот что делает наш народ непобедимым!

Чкалов и его товарищи покидали Америку на пароходе «Нормандия» в тот день, когда на её западном побережье уже готовился к посадке второй краснокрылый советский АНТ-25, пилотируемый отважным лётчиком Михаилом Громовым, обучавшим когда-то юного Валерия лётному мастерству, и его товарищами Андреем Юмашевым и Сергеем Данилиным. Маршрут Москва — Северный полюс — Америка обретал зримые очертания.

А в салоне «Нормандии» Чкалова по-прежнему донимали вопросами, в том числе и личного характера.

— Вы очень богаты, мистер Чкалов? — спросил его один из назойливых пассажиров.

Как рассказывал Георгий Байдуков, «Валерий, чуть подумав, оглядел всю окружающую нас публику и серьёзно сказал:

— Да, я очень богат!

— Сколько же миллионов имеете? — не унимался американец…

— Сто семьдесят миллионов! — уже с хитринкой во взоре ответил Валерий.

— Чего? Рублей, долларов?

— Сто семьдесят миллионов человек! — разъяснил Чкалов ошарашенному собеседнику. — Все они работают на меня, а я на них…

Вроде бы шутка, а в ней сама формула жизни по-новому: «Один за всех — и все за одного».

Можно представить, как все эти встречи мысленно промелькнули перед Чкаловым и его товарищами, когда они стояли на трибуне перед тысячами людей, приветствовавших их на площади Белорусского вокзала. Голос командира чуть дрожал от волнения:

— Здравствуй, родная страна! Здравствуй, Москва! Мы снова на Родине. Нам устраивали шумные овации в Вашингтоне, Нью-Йорке, Париже, но встреча на родной земле самая дорогая… Мы выполнили задание Родины, но уже думаем о новых, ещё более грандиозных маршрутах…

Да, теперь их знал весь мир, и особенно дороги стали они простым людям, трудовому народу Америки, Англии, Франции и других стран, поскольку сами вышли из этой среды и представляли рабочих и крестьян единственного государства, где у власти стоял народ. По свидетельствам современников, героический перелёт чкаловцев через Северный полюс, их последующее путешествие по городам Америки удвоили, если не утроили, число тех, кто относился к Советской стране с симпатией и поддержкой.

И это закономерно. Ведь, восхищаясь подвигами советских авиаторов, мир начинал глубже осознавать величие подвига воспитавшего их народа. Народа, который, сбросив в Октябре 1917 года иго капитала, буквально за два десятилетия, половину из которых отняли Гражданская война, иностранная интервенция и борьба с послевоенной разрухой, титаническими усилиями вывел свою молодую страну под названием СССР в число передовых держав планеты.

А спустя ещё четверть века мир с не меньшим изумлением смотрел, как после тяжелейших военных потерь и разрушений стремительно возрождалась, обретала мощь страна, сломавшая хребет фашистскому зверю в Великой Отечественной войне, и с ликованием встречал и чествовал первого в истории человека, преодолевшего земное притяжение и вырвавшегося на космическую орбиту.

Это тоже был советский человек — Юрий Гагарин.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *