Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».
Хотя бы раз в жизни «скорую помощь» вызывал каждый из нас. Не часто, но случается, что помощь нужна незамедлительно. Однако в трубке мы слышим монотонный голос диспетчера, и, кажется, у него нет никакого желания понять, что нам плохо. Потом тянутся долгие минуты (а порой и часы) ожидания кареты «скорой помощи», и вот — о чудо! — на пороге долгожданные медики. Тут же мы забываем народную мудрость про то, что чем дольше ожидание, тем точнее диагноз, и готовы опоздавших врачей носить на руках.
НАПОМНИМ: при звонке на номер 112 вы попадаете к диспетчеру Центра тревоги (ЦТ). Именно он, а не врач «скорой» принимает решение о необходимости вызова, назначает его приоритет и отправляет вызов ближайшей свободной бригаде. Так что, когда врач прибывает, весьма неуместно бросаться на него с кулаками и винить в долгом ожидании.
Пришло и моё время: вызываю «скорую помощь». Жду 5, 10, 15 минут… Занято. Саму карету жду больше часа, на той стороне провода сказали, что больше 50 вызовов, машины все заняты.
В гололёд вывихнула я ногу. Меня в травмпункт привезли родственники. Жду своей очереди. Кого тут только нет: и переломы, и вывихи, и вообще на ниточке висящие руки… Заходит встревоженная молодая женщина. В коридоре перед всей очередью возмущается:
— Маме плохо. Вызвали «скорую». Не пришла в течение 3 часов. Позвонила в платную. Мало того что явились сию минуту, так на 4-й этаж её на руках донесли и, утверждая, что они работают вполне официально — по лицензии, выданной комитетом здравоохранения Курской области, взяли три тысячи рублей. Такова ставка. Отдала. А ещё на лекарства деньги нужны. И немалые!
Все сочувственно молчали, так как ситуация примерно у всех здесь собравшихся одинаковая. И дело не в том, что это была зима и вспышка гриппа. Так всегда. В любое время года: неотложка за 5 минут не приходит, потому что, говорят, в Курске их всего осталось 11 штук.
А тут ещё «заработал» закон о платной скорой помощи: изменения внесли в него с 20 июня 2016 года. В нём как раз расписывается, что вы можете вызвать «скорую помощь» только 4 раза в год бесплатно, а остальное — за плату. И к тому же в этом законе обозначается: вызов терапевта — 8 раз; в стационаре вы можете лечиться только 2 раза в год!
Внесение изменений в закон о медицине (платные услуги) соответствующим постановлением правительства РФ сопровождалось жаркими дискуссиями. Президент страны В.В. Путин дал распоряжение минздраву и подписал соответствующий приказ в ноябре 2015 года (полный текст обращения можно увидеть на официальном сайте). Вопреки страхам и опасениям многих о предоставлении платных услуг новый закон затронул эту тему не в полной мере. Каждый российский гражданин всё так же имеет возможность воспользоваться бесплатными услугами медиков, правда, в лимитированном виде.
И почти тут же выходит закон о предоставлении платных услуг в медицине. Выбирай — не хочу! Альтернатива! Демократия!
В годы СССР количество бригад «скорой помощи» было утверждено министерством здравоохранения, и этот стандарт был обязателен для исполнения во всех городах союзных республик. Он равнялся: 1 бригада на 10000 тыс. населения. Станции «скорой помощи» (сейчас называются в разных странах бывшего Союза центрами экстренной медицинской помощи и медицины катастроф) в советское время назывались «Станция скорой и неотложной медицинской помощи», что предусматривало в своём названии как оказание экстренной, так и неотложной медпомощи, и они имели в своём штате ещё и специализированные (и даже педиатрические) бригады. В настоящее время нормативы количества бригад на «души» населения остались теми же, но численность населения и количество вызовов стали несоизмеримо больше, а бригад меньше, и многие работают в очень напряжённом режиме. Кроме своих «красных», то есть экстренных вызовов, врачам скорой медпомощи приходится обслуживать и «непрофильные» гриппозные вызовы, и множество других, в том числе и уличных лежачих бомжей.
Конечно, это не вина бригад «скорой помощи», а вина властей. Давно уже нужно пересматривать на государственном уровне вопрос оснащения города нужным количеством машин, а врачам, медсёстрам — этим настоящим труженикам «скорой помощи» — большой респект и уважение! Они трудяги и молодцы! Работают в очень сложных условиях.
А тут ещё с 1 января в России вступили в силу новые правила оказания скорой медицинской помощи населению. Начал действовать приказ министерства здравоохранения «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи». Эта реформа вызвала массу нареканий со стороны самих медиков, которые просят минздрав приостановить очередную реорганизацию самой востребованной медицинской организации страны.
Опять вспомнилась та «прямая линия» с президентом РФ, когда ему поступила масса вопросов о закрытии сельских больниц и фельдшерско-акушерских пунктов. «Люди говорят, что закрываются ФАПы. Очень странно, что такой процесс происходит, — начал свой ответ Владимир Путин. — Это абсолютно недопустимая практика и тенденция». Президент, как всегда, пообещал разобраться с тем, о каких регионах шла речь в обращениях.
Но в Курской области к тому времени уже закрыли более 25 фельдшерско-акушерских пунктов в сельской местности. Умирают сёла. По результатам последней переписи в Курской области более 170 деревень-призраков. На карте они пока значатся, но жизнь из них давно ушла. Пустые дома, разрушенные клубы, магазины и школы… На очереди ещё как минимум 450 поселений — в каждом обитают менее 10 человек. Чаще всего это старики, которые доживают свой век и просто не мыслят своего существования в другом месте. Пройдёт 5—10 лет, не станет и этих деревень и хуторов. Точки, которых не будет на карте. Медицина не отстаёт: помощь оказывать некому, она на селе потихоньку сама по себе вымирает. А ведь именно ФАПы в последние 100 лет как раз и являлись главными опорными точками медицинской помощи в сельской местности. На сегодняшний день в Курской области работают чуть больше 600 ФАПов, в них трудятся чуть больше 300 фельдшеров, обслуживается более двух тысяч сёл и деревень.
Далеко за примерами идти не нужно. Село Клюква Курского района осталось без медпункта. Здесь проблема ощутима как никогда — более 400 жителей вынуждены ехать на приём к врачу в Курск в районную поликлинику. Что говорить о деревнях, более отдалённых от «благ цивилизации»?
Это вызывает недовольство жителей, потому что есть посёлки, где отдалённость от ФАПа может составлять 10 и более километров. Обращаются за медицинской помощью лишь 5—8% населения. Но это официальные данные. А на самом деле цифра гораздо выше. С закрытием ФАПов на селе практически отсутствует профессиональная медицинская помощь.
В Дмитриевском районе три года назад было 27 ФАПов. Они действовали в каждом муниципальном образовании. На сегодняшний день нет больше фельдшерско-акушерских пунктов в сёлах Коробкино, Поповкино, Фатеевке, Арбузово, Киликино, Пальцево, Моршнево. Для села беда, если нет фельдшера. Одна медсестра по совместительству работает и ведёт приём в трёх сёлах, например, Старогородского сельсовета. Это, конечно, не радует болеющих пенсионеров, инвалидов и престарелых граждан.
— В остальных сёлах нашего района ФАПы есть, но они находятся на балансе сельсоветов, поэтому не соответствуют санитарным нормам, так как бюджет сельсовета не позволяет сделать необходимый ремонт, дабы наладить приём пациентов, — рассказывает местная жительница Е.И. Букреева.
В Тимском районе в последние годы закрылись ФАПы в селе Первое Выгорное и на хуторе Гнилуши. Осталось только 9 ФАПов, но они далеки от научно-технического прогресса, и в лучшем случае здесь могут сделать укол анальгина и рану помазать йодом.
В районной больнице катастрофически не хватает врачей. А в 2014 году закрыли роддом. Роженицы ездят за десятки километров в Щигры или в областной центр. Бывают случаи, женщины рожают в дороге, пока их везут. Такая вот борьба за демографию.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.