Вячеслав Тетекин: Коммунисты ЮАР всегда на передней линии борьбы

Вячеслав Тетекин: Коммунисты ЮАР всегда на передней линии борьбы

Недавно в Йоханнесбурге проходил ХIV съезд Южноафриканской коммунистической партии (ЮАКП). Автор этих строк представлял на нём Компартию Российской Федерации. Событие было немаловажное. Ведь Южноафриканская компартия входит в состав правящей левоцентристской коалиции во главе с признанным лидером демократического движения — Африканским национальным конгрессом (АНК).

Сейчас ЮАР испытывает немалые экономические и социальные проблемы, порождённые прежде всего мировым экономическим кризисом. Однако и ошибки правительства АНК вызывают недовольство народа. А поскольку и в АНК, и в ЮАКП разрешено двойное членство (все члены Компартии являются членами АНК), партия была просто обязана проанализировать проблемы, с которыми сталкивается страна.

Для понимания сути дискуссии на съезде важно знать предысторию развития политической обстановки в Южной Африке. Такое устройство левой коалиции имеет давние традиции. Союз ЮАКП и АНК, а также Южноафриканского конгресса профсоюзов (САКТУ) сформировался ещё в начале 1950-х годов. И это произошло, как ни парадоксально, «благодаря» репрессивной политике неонацистского правительства Национальной партии, которая, придя к власти в 1948 году, превратила расовую дискриминацию в отвратительную систему «раздельного развития наций», получившую мрачное название «апартеид». Политика апартеида побудила все демократические силы страны объединиться в борьбе против этого зла.

Кульминацией этой борьбы были всеобщие выборы 27 апреля 1994 года, в которых впервые в истории страны приняли участие все её граждане — белые (как это было на протяжении трёх столетий) и чёрные (которые не голосовали вообще никогда). Союз АНК — ЮАКП — КОСАТУ сразу же получил 62,5% голосов.

После этого популярность союза продолжала расти, поскольку новая, народная власть энергично взялась за решение острейших проблем чёрного населения страны. В огромных количествах строилось жильё для бездомных, проводились чистая вода, электричество и телефонная связь в сельские районы, которые доселе не имели доступа к таким благам цивилизации. Начали выравниваться доходы чёрного и белого населения.

Однако остались проблемы, вызванные многовековым правлением расистских белых режимов. «Белая» экономика не нуждалась в высококвалифицированном труде чёрных граждан ЮАР. Все рабочие места, требующие высокой квалификации, были зарезервированы за белыми. Поэтому, с одной стороны, в стране очень высокая безработица (от 28 до 40% трудоспособного населения), с другой — острая нехватка квалифицированных рабочих и техников. А высокая безработица в свою очередь порождает преступность…

А тут ещё одна напасть: коррупция. Новая власть в 1994 году взяла курс на преодоление расового неравенства во всех сферах, включая бизнес. По новым законам любой проект в предпринимательской деятельности должен включать в себя представителей чёрного населения. Так появилась и начала быстро размножаться «чёрная» буржуазия. И именно Компартия первой задала вопрос: а чем вообще отличается «чёрная» буржуазия от «белой»? Это, кстати, к вопросу о «национально ориентированной» буржуазии в России, на которую уповают некоторые наши патриоты.

Смычка бизнесменов с некоторыми представителями высшей власти породила коррупцию, которая на фоне сохраняющихся (даже при условии огромных достижений новой власти) социальных проблем выглядела совершенно нетерпимой. Популярность АНК начала заметно падать. Дело дошло до того, что в ходе недавних муниципальных выборов АНК проиграл контроль над крупными городами представителям прозападного Демократического альянса (ДА). Для простоты понимания, что такое ДА, отметим: это нечто похожее на коллективного Навального: много критики коррупции, но за душой реально ничего (вернее, за душой западные спонсоры). И тем не менее социальная демагогия нередко действует весьма эффективно.

Да тут ещё на сцене появилось движение «Форум экономической свободы», которое атакует АНК с радикальных ультралевых позиций. Есть отчётливые признаки того, что и этот «форум» сварганили в тех же западных столицах, что и ДА, прежде всего в Лондоне. Однако и в этом случае безудержная социальная демагогия действует на немалое число избирателей.

Так, в Южной Африке сложилась ситуация, похожая на ту, которая возникла в СССР в ходе горбачёвской «перестройки»: в результате ошибок правящей партии её некогда непререкаемый авторитет начал рассыпаться. И вот здесь, в отличие от «поздней, горбачёвской» КПСС, именно Южноафриканская компартия подняла знамя за возвращение к ценностям, за которые сражались и гибли тысячи южноафриканских коммунистов и активистов АНК.

О политической стороне съезда чуть позже. А начать хочется с немаловажной практической стороны. Сразу скажем, что впечатляло успешное решение организационных задач. Шутка ли, на съезд было избрано более 1600 делегатов, а также приглашено около тысячи гостей. То есть общая численность участников — почти две с половиной тысячи человек. Всех их нужно было привезти к месту проведения съезда, поселить, накормить. А съезд, напомним, продолжался пять дней.

Конечно, ЮАКП — партия, входящая в состав правящей коалиции. То есть ей никто не препятствовал. В отличие от КПРФ, которой исподволь всегда вставляют палки в колёса. Но, тем не менее, сам размах съезда требовал чёткой организационной работы. Надо было обеспечить зал соответствующих размеров, звукоусиливающую аппаратуру, проекторы для демонстрации текстов и изображений. Да просто зарегистрировать эту массу делегатов и гостей, выдать им аккредитационные документы было делом непростым.

Всё шло без шума и суеты, никакой нервозности не ощущалось. Это определялось тем, что ЮАКП привлекла к организации съезда массу активистов партии. И они с большим увлечением трудились до глубокой ночи. Причём в обычном для африканцев и таком непривычном для рациональных европейцев стиле: с большим количеством шуток, с улыбками. Это позволяло не только легче выполнять огромный объём работы, но и делать её приятной, находить выходы из затруднительных положений без нервотрёпки и… гораздо быстрее.

Все участники съезда получили одинаковый комплект делегата. В нём, кроме внушительного пакета партийных документов, находились красная куртка, красная рубашка и красная кепка-бейсболка. Поэтому все делегаты, включая руководителей партии, выглядели одинаково. Никто не выделялся ни по одежде, ни по поведению.

Что собой представляет сейчас Южноафриканская коммунистическая партия? Это более 284 тысяч коммунистов. Причём за последний год ЮАКП выросла почти на 70 тысяч человек. Это вторая по численности и влиянию политическая сила в стране. На первом месте — АНК, в котором около миллиона человек. Однако, поскольку в Южной Африке разрешается двойное членство в партиях, коммунисты составляют почти треть правящего АНК. Из 35 министров и 35 заместителей министров немалая часть (11 человек) — коммунисты.

Теперь о сути дискуссии. С учётом крупных социально-экономических проблем, с которыми столкнулась страна, особенно с учётом усиления раковой опухоли коррупции в АНК и в правительстве, съезду предстоял очень нелёгкий выбор. Немало активистов требовали выйти из полувекового союза с АНК и идти на предстоящие в 2019 году парламентские выборы как самостоятельная политическая сила. Поскольку ЮАКП по численности становится сопоставимой с АНК, такая смена стратегии выглядит привлекательной. Однако многие делегаты справедливо подчёркивали, что раскол левопатриотического движения ослабил бы все его основные компоненты: и АНК, и ЮАКП, и Конгресс южноафриканских профсоюзов, который и без того уже стал жертвой раскола.

Надо отметить, что руководство партии советовалось с делегатами очень обстоятельно. В ходе пленарных заседаний возможность высказаться предоставлялась всем желающим. Делегаты выступали прямо из зала. Кстати, на пять огромных экранов, установленных в зале, транслировались не только выступления, но и тексты обсуждаемых документов: делегаты не только слышали тексты резолюций, но и могли прочитать их на экране.

Необходимо подчеркнуть высокий уровень обсуждения проблем. Рядовые делегаты, люди явно без академического образования, достаточно свободно оперировали категориями марксизма-ленинизма. И выглядело это совершенно естественно, без претензий на «учёность». И вообще, система партийной учёбы поставлена в ЮАКП таким образом, что классики марксизма изучаются не схоластично, а предельно практично, в чёткой привязке к повседневным реалиям социально-экономической обстановки в стране. То есть марксизм используется не для иллюстрации тех или иных положений, а по своему прямому предназначению — как инструмент познания окружающей действительности. Причём используется весьма творчески.

Вообще тяга к самообразованию ощущается в ЮАКП весьма сильно. Как-то я подошёл к одному из делегатов, который выглядел особенно колоритно в чёрной шапке моряка ВМФ СССР (с кокардой с красной звездой и серпом и молотом). Такие шапки, кстати, весьма популярны в ЮАР. Так вот, слово за слово, мой собеседник начал расспрашивать меня о том, что происходит в России. Сказал ему: у нас только что прошёл ХVII съезд КПРФ. Мой собеседник скромно заметил: «Знаю. Я полностью прочитал выступление товарища Зюганова на вашем сайте».

Ещё один случайный собеседник, совершенно не похожий на записного интеллектуала, через пять минут после начала разговора стал обсуждать со мной тему соотношения диалектического и исторического материализма. При этом ссылался на работу английского марксиста, опубликованную в 1968 году (ещё через два часа он вновь подошёл ко мне, достал из сумки потрёпанную ксерокопию этой книги и показал мне место, вызвавшее у него особый интерес).

Надо сказать, что сам ход работы съезда, уровень выступлений руководителей партии, делегатов и гостей этого форума был исключительно важной школой партийной учёбы для сотен активистов партии, которые доселе не имели опыта участия в обсуждении общенациональных проблем и выработке политики партии.

Помимо пленарных заседаний работа съезда шла в девяти комиссиях. Это позволяло делегатам выбрать наиболее близкую им тему и выступить по ней. Поскольку работа комиссий продолжалась целый день, то те, кто не получил слова на пленарных заседаниях, имели возможность обстоятельно высказаться. По итогам дискуссий в комиссиях вырабатывались резолюции, которые затем обсуждались на заключительном пленарном заседании. Все резолюции отличались обстоятельностью, и они по сути дела служат конкретной программой действий партии до следующего съезда.

Надо отметить особый дух товарищества, который царил на съезде. Особенностью африканской политической жизни является естественное сочетание, казалось бы, несовместимых вещей: серьёзности дискуссий и весёлого настроения. Каждое мероприятие начинается и заканчивается исполнением песен борьбы и протеста. Причём слово «исполнение» не вполне уместно: песня всегда рождается спонтанно. Кто-то из делегатов запевает, и песню тут же подхватывает хор в полторы тысячи голосов. А мелодии настолько ритмичные, что многие делегаты начинают ещё и пританцовывать на месте. Иногда группы поющих и танцующих делегатов (человек 150—200) начинают продвигаться по центральному проходу к столу президиума. Затем пение и танцы продолжаются и там.

Вместе с тем дисциплина на съезде была твёрдая. Как только председательствующий давал понять, что нужно опять переходить к делу (обычно в виде произнесения нескольких зажигательных революционных лозунгов, которые с энтузиазмом повторяет весь зал), пение прекращается, и опять начинается обстоятельная, порой жёсткая дискуссия, которая потом опять прерывается песнями. То есть в этой своеобразной форме каждый делегат не просто присутствовал на съезде, но и весомо участвовал в нём.

А в целом юмор, весьма присущий африканцам, очень приветствуется и в официальных выступлениях. Короткие искромётные фразы, вызывающие хохот у участников, служили важным дополнением к серьёзному анализу, делая его менее сухим и более лёгким для восприятия.

Что касается нашей страны, то она по-прежнему пользуется огромным уважением южноафриканцев. С глубоким удовлетворением было воспринято приветствие съезду от имени Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова.

С восторгом было принято вручение медали с изображением Сталина одному из наиболее уважаемых ветеранов АНК и ЮАКП товарищу Эрику Мчали, подпольной кличкой которого была «Сталин». Надо сказать, что южноафриканские коммунисты не просто всегда отмечают очередную годовщину Великой Октябрьской социалистической революции, но и проводят ежемесячник под названием «Красный Октябрь». Выбирается центральная тема (в этом году — «Заставим финансовый сектор служить народу»), и все региональные и местные организации проводят серию мероприятий, посвящённых этой дате и этой теме. Что естественно, ибо Компартия Южной Африки была создана в 1921 году под влиянием нашей революции.

Положение дел в России, её внешняя и внутренняя политика вызывают немалый интерес южноафриканцев. Приходилось подробно рассказывать товарищам, что внешняя и внутренняя политика верхушки РФ движется в двух противоположных направлениях. И если некоторые внешнеполитические акции руководства РФ (по Новороссии и по Сирии) КПРФ поддерживает, то внутреннюю, социально-экономическую политику наша партия подвергает жёсткой критике.

На заключительном заседании съезда был избран новый состав Центрального Комитета ЮАКП. Генеральным секретарём ЦК был вновь избран товарищ Блейд Нзиманде, который возглавляет партию уже 18 лет. Надо сказать, что среди членов ЦК немалое число товарищей с опытом подпольной борьбы и тюрем. Так, например, член ЦК, министр по делам президентства (фактически премьер-министр) Джефф Радебе провёл в тюрьме четыре с половиной года, заместитель Генерального секретаря Джереми Кронин — семь лет, а член ЦК, заместитель министра госимущества Бен Мартинс — 10 лет.

Именно Центральному Комитету съезд поручил выработать окончательное решение в ключевом политическом вопросе — об отношениях с АНК. Как известно, в декабре нынешнего года будет проходить Национальная конференция АНК, на которой предстоит избрать нового президента движения и новый состав Исполкома. Компартия будет принимать решение в зависимости от хода дискуссий на конференции и результатов голосования по кандидатуре нового лидера АНК.

Подводя итоги, можно сказать, что ХIV съезд ЮАКП стал новым важным этапом в развитии партии. Ход съезда подтвердил, что она по-прежнему, как это было на протяжении многих десятилетий, является ядром демократических сил страны, занимает принципиальную позицию по ключевым вопросам внешней и внутренней политики. Численный и морально-политический рост ЮАКП является залогом того, что коммунистическое движение в Южной Африке продолжает поступательно развиваться.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *