Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».
Новая стратегия США по Афганистану не в состоянии разрешить многолетний конфликт. Целью Вашингтона являются бессрочное присутствие в стране и сохранение инструмента для влияния на соседние страны. Афганистану это грозит новыми жертвами и возможным распадом государства.
Миллиарды в никуда
Являясь самым продолжительным конфликтом из всех, которые когда-либо вели Соединённые Штаты, война в Афганистане далека от завершения. Более того, Вашингтон закладывает здесь такие мины замедленного действия, что потенциал насилия будет сохраняться десятилетиями. На это указывают последние события, главным из которых стало выступление Дональда Трампа. 21 августа президент США прибыл на военную базу Форт-Майер в Вирджинии, чтобы обратиться «к армии и американскому народу». В ходе 25-минутной речи он обрисовал контуры новой стратегии Вашингтона в отношении Афганистана и Южной Азии.
Этого обращения ждали давно. О новом плане действий заговорили сразу после официального вступления Трампа в должность. Предполагалось, что США объявят либо о полном выходе стран из операции НАТО «Решительная поддержка», либо о значительном сокращении американского участия. По крайней мере, это следовало из предвыборной риторики нового президента, которая строилась на жёсткой критике военных авантюр Барака Обамы.
Подобные обещания были восприняты миллионами граждан США «на ура». Всё больше людей понимают, что Афганистан превратился в коррупционную «чёрную дыру». В последнем отчёте Специальной генеральной инспекции США по восстановлению Афганистана отмечается, что за 15 лет Вашингтон потратил на поддержку Кабула 714 миллиардов долларов, однако эффективность помощи оказалась чрезвычайно низкой. Среди десятков приведённых в документе примеров — закупка патрульных катеров для разделяющей Афганистан и Таджикистан реки Пяндж. Уже после доставки выяснилось, что для мелководья суда не подходят, и их пришлось списать. 94 миллиона долларов потрачено на военную форму для лесного ландшафта — и это при том, что леса занимают менее 2 процентов территории страны. Закупленные в Италии (за полмиллиарда долларов!) транспортные самолёты G-222 не могут подняться в воздух, а построенные американцами казармы для афганской армии горят, как спичка… Как в воду канули 8 миллиардов, направленные на борьбу с наркопроизводством. Эффективность этой борьбы настолько «высока», что производство героина в Афганистане выросло за время оккупации более чем в 50 раз.
А главное, провалом закончилась программа по формированию 200-тысячной афганской армии. Обученная американскими инструкторами, руководимая американскими военными специалистами, она не способна успешно противостоять в разы меньшим группировкам боевиков. На сегодняшний день правительство контролирует менее 60 процентов территории страны, силовые структуры несут тяжёлые потери.
План с подтекстом
Очевидный крах требовал от США радикального пересмотра стратегии. Однако позиция Трампа развернулась за какие-то полгода ровно на 180 градусов. Обращение 21 августа поставило его в один ряд с теми, кого он ещё недавно критиковал с таким жаром. Как заявил президент, вывод американских войск из Афганистана недопустим, поскольку «это создаст вакуум, который немедленно заполнят террористы». «Мы не можем повторять ту ошибку, которую совершили наши лидеры в Ираке», — пояснил он, имея в виду вывод западного контингента в 2011 году.
О том, что именно американское вторжение ввергло Ирак в пучину религиозных войн, лишило страну собственной армии и государственных институтов и подготовило почву для того самого «вакуума», Трамп промолчал. Заняв место в традиционном истеблишменте, он заговорил словами наиболее непримиримых «ястребов». Воевать до победы и не жалеть средств — такова суть стратегии по Афганистану. Для этого полномочия вооружённых сил расширятся, а срок их пребывания будет зависеть от выполнения боевых задач. «Мы больше не будем говорить о численности нашего контингента или наших планах дальнейших военных действий», — добавил президент.
Другими словами, Вашингтон не считает необходимым связывать себя путами прав человека и какой-либо отчётности. Пресловутая «мягкая сила», о которой так любили говорить американские демократы, уступает место силе беззастенчивой и жестокой. С этой точки зрения следует расценивать и заявление Трампа о том, что США не будут стараться перестроить другие страны на свой лад. Смена приоритетов отразилась в передаче полномочий от госдепартамента Пентагону. Спецпосланник США в Пакистане и Афганистане Лорел Миллер была отправлена в отставку ещё в июне, а сама должность будет ликвидирована.
Министерству обороны переходят и права по определению численности контингента. Как сообщила «Уолл-стрит джорнэл», на первом этапе речь идёт о 3,9 тысячи дополнительных военнослужащих, однако глава Пентагона Джеймс Мэттис может затребовать новых пополнений. Таким образом, количество американских военных в Афганистане на первом этапе вырастет с нынешних 8,4 до 12 с лишним тысяч. Но это крайне приблизительные оценки. Даже сейчас, по данным американского телеканала NBC, в официальной статистике не учитываются спецподразделения, а также военнослужащие, отправляемые в Афганистан на срок до 120 дней.
Всё это указывает на значительное усиление военно-промышленного лобби, представленного Мэттисом и советником Трампа по национальной безопасности Гербертом Макмастером. Именно они сыграли ведущую роль в разработке стратегии. Объявляя о бессрочной миссии, власти играют на руку оружейным корпорациям, получающим гарантированные заказы. Среди лоббистов числятся и горнодобывающие компании. Недавно Трамп провёл консультации с советниками и переговоры с президентом Афганистана Ашрафом Гани. На них обсуждался допуск американских корпораций к месторождениям редкоземельных металлов — лития, ниобия, тантала и других, имеющих огромное значение для электроники, авиа- и ракетостроения. Интерес к афганским недрам уже проявили основатель корпорации «Америкэн Элементс» Майкл Сильвер и миллиардер Стивен Фейнберг.
Но у новой стратегии есть и мощная внешнеполитическая подоплёка: недаром в её название, помимо Афганистана, включена Южная Азия. Своей речью Трамп послал чёткий сигнал Исламабаду. «Пакистан может многое получить, если присоединится к нашим усилиям в Афганистане, — заявил Трамп. — Он многое потеряет, если продолжит укрывать террористов». В прессе уже появился список возможных методов давления на Исламабад, вплоть до внесения в перечень стран — спонсоров терроризма.
Причина недовольства Вашингтона кроется, конечно же, не в терроризме. Наоборот, пакистанская армия провела в последнее время ряд крупных операций против базирующихся в приграничных с Афганистаном районах боевиков. Оказывая давление на Исламабад, США наказывают его за сближение с Китаем. Как известно, Пакистан активно включился в реализацию стратегии «Один пояс — один путь». Помимо экономических, активно развиваются совместные проекты Исламабада и Пекина в сфере обороны.
То, что Вашингтон руководствуется принципом «Пакистан — пишем, Китай — в уме», в КНР хорошо понимают. На это указывает серьёзная отповедь, данная Трампу. Спустя несколько часов после выступления американского президента министр иностранных дел Китая Ван И встретился с пакистанским коллегой Техминой Джанджуа, находившейся с визитом в КНР, и выразил Исламабаду «твёрдую поддержку». По словам Ван И, Пекин высоко ценит вклад Пакистана в борьбу с терроризмом и призывает международное сообщество признать эти усилия.
Но у Вашингтона иные побуждения. Отталкивая Пакистан, он делает ставку на Дели. В своей речи Трамп назвал Индию стратегическим партнёром и предложил усилить совместную помощь Афганистану. Иначе говоря, США пытаются создать региональный союз под собственной эгидой. Его задача — продолжить окружение Китая и разорвать создающиеся транспортные коридоры. В середине августа была открыта первая очередь железной дороги Хаф (Иран) — Герат (Афганистан) — часть проекта магистрали, которая должна связать Китай и Иран через территории Киргизии, Таджикистана и Афганистана.
Недовольство США вызывает дипломатическая активность Пекина. Глава МИД КНР в конце июня совершил визиты в Исламабад и Кабул. Заключённые договорённости предусматривают создание трёхстороннего механизма на уровне министров иностранных дел, а также обмен информацией с целью предотвращения терактов.
Кризис углубляется
Несмотря на обычную для американской политики надменность, новая стратегия вряд ли достигнет цели. Она способна лишь обострить и без того напряжённую ситуацию в Афганистане. Напомним, что в 2014 году США протолкнули на президентскую должность Ашрафа Гани. Его главный соперник Абдулла Абдулла не признал итогов выборов, однако под давлением Вашингтона согласился на пост главы исполнительной власти. Этот союз с самого начала стал давать трещины. Абдулла обвиняет Гани в попытках узурпировать власть и саботировать реформы.
Всё большее недовольство вызывает национальная и религиозная политика президента. На важные посты назначаются исключительно пуштуны, хотя их доля в населении страны едва превышает 40 процентов. Представители других этносов и религий (в том числе шииты) подвергаются насилию со стороны экстремистов, остановить которое власть не в состоянии. В начале лета по Афганистану прокатились акции протеста. В Кабуле демонстранты, требующие отставки руководства страны, устроили шествие к президентскому дворцу, но были встречены огнём полиции. Погибли семь человек, четыре десятка пострадали. Среди жертв разгона оказался сын вице-спикера верхней палаты парламента Мохаммеда Изидияра. Во время его похорон три смертника подорвали себя в толпе. Погибли свыше 20 человек, ранения получили несколько министров и депутатов. Опасаясь новых протестов, Гани инициировал принятие нового закона, по которому полиции разрешается пресекать любые митинги «из соображений безопасности».
Тем не менее оппозиция заявляет о себе всё громче. 1 августа в Мазари-Шарифе прошёл съезд нового политического объединения — Национальной коалиции спасения Афганистана. В его руководство вошли губернатор провинции Балх Атта Мохаммад Нур, заместитель главы исполнительной власти Мохаммад Мохакик и первый вице-президент Абдул-Рашид Дустум. Каждый из них представляет крупные этнические общины — соответственно таджикскую, хазарейскую и узбекскую. При этом Дустум уже несколько месяцев находится в Турции, куда он выехал после возбуждения уголовного дела. Один из бывших губернаторов обвинил охранников генерала в пытках. В оппозиции называют дело политически мотивированным и критикуют США с Евросоюзом, которые фактически вмешались в расследование, потребовав довести его до конца. Помимо обвинений в адрес Запада, на съезде в Мазари-Шарифе ругали президента за коррупцию и монополизацию власти. Недовольство оппозиции вызывает и мирное соглашение с лидером Исламской партии Афганистана Гульбеддином Хекматияром, прозванным «кабульским мясником» за артиллерийские обстрелы столицы в 1990-х годах.
В последнее время придаётся огласке всё больше фактов, компрометирующих президента. Депутат от провинции Нангархар Захир Кадир не в первый раз бьёт тревогу по поводу закрепления на востоке страны боевиков «Исламского государства»*. Правительство, по его словам, не предпринимает никаких серьёзных мер. Мало того, Кадир приводит примеры переброски боевиков вертолётами и доставки им боеприпасов. Аналогичные сигналы поступают из других провинций, что лишний раз доказывает вовлечённость официального Кабула и его американских покровителей в тёмные интриги.
В преддверии выборов обстановка будет только накаляться. Полномочия нынешнего парламента истекли ещё два года назад, но голосование по разным причинам откладывали. И вот, наконец, Независимая избирательная комиссия объявила дату новых выборов — 7 июля следующего года.
Талибы между тем складывать оружие не собираются. Официальный представитель движения Забиулла Муджахид потребовал от стран НАТО немедленно вывести войска. В противном случае, добавил он, «Афганистан станет кладбищем для сверхдержавы».
Как бы то ни было, конец кровавой авантюры откладывается на неопределённый срок. Ради достижения своих целей США готовы ввергнуть в хаос не только Афганистан, но и весь регион.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.