Пётр Николаев. Две лиги — «дочка» и «падчерица»

Пётр Николаев. Две лиги — «дочка» и «падчерица»

Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».

Футбол — игра, любимая уже даже не миллионами, а миллиардами жителей нашей планеты. Не случайно он считается видом спорта №1 в мире. Но только ли видом спорта? И не правильнее ли будет сказать, что футбол уже может претендовать на право считаться бизнесом №1 в мире, или, как минимум, одним из самых доходных видов бизнеса на планете?

ПРОИЛЛЮСТРИРОВАТЬ, что представляет собой футбольный бизнес, нагляднее всего можно на двух крупнейших турнирах, ежегодно проходящих под эгидой УЕФА, — Лиге чемпионов и Лиге Европы. Для этого необходимо ознакомиться со схемой распределения доходов от этих турниров, представленной на официальном сайте Европейского союза футбольных ассоциаций.

Итак, сколько зарабатывает УЕФА на еврокубках?

Валовой доход от Лиги чемпионов, Лиги Европы и Суперкубка УЕФА (матча между обладателем Кубка чемпионов и победителем Лиги Европы) оценивается в 2,35 миллиарда евро. Чтобы узнать чистую прибыль, нужно вычесть 12%, которые пойдут на покрытие административных и организационных нужд, и ещё 8,5%, предназначенных для выплат солидарности ассоциациям, входящим в УЕФА, для распределения между клубами. Оставшаяся сумма 1,86 миллиарда евро уменьшится ещё на 8% — эти деньги будут отведены на повседневные нужды европейского футбола. Итого остаётся 1,72 миллиарда евро — таков общий фонд Лиги чемпионов, Лиги Европы и Суперкубка. Эти деньги будут распределены непосредственно между клубами-участниками.

3,3 к 1 — такова ключевая ставка УЕФА, о которой необходимо знать и которая красноречиво подчёркивает разницу в успешности между Лигой чемпионов и Лигой Европы. Образно выражаясь, отношение к этим двум турнирам в УЕФА — как к любимой дочке и докучливой падчерице. В такой пропорции распределяются доходы между участниками двух турниров, естественно в пользу «любимой дочки». Таким образом, 1,32 миллиарда евро — общий призовой фонд Лиги чемпионов, а Лиге Европы остаётся только 399,8 миллиона евро.

Ещё одна ключевая пропорция распределения средств — 60% на 40%. Так соотносятся фиксированные выплаты клубам и заработки клубов из маркетингового пула. Таким образом, маркетинговый пул берёт на себя почти 500 миллионов евро, которые распределяются в зависимости от итогового места команды в предшествующем еврокубковому сезону чемпионате своей страны, позиции национальной ассоциации в рейтинге УЕФА, количества матчей в Лиге чемпионов, числа клубов из той или иной федерации в турнире и успешности каждого конкретного телевизионного рынка. Ниже — подсчёт только фиксированных и гарантированных выплат в зависимости от результатов. Как же они распределяются в еврокубках?

12,7 миллиона евро полагается каждому участнику группового раунда Лиги чемпионов. Так, московский «Спартак», выиграв РФПЛ в мае нынешнего года, уже положил эти деньги «в карман», даже если проиграет все шесть матчей на групповой стадии. Призовой фонд каждого матча основной сетки Лиги чемпионов осенью — 1,5 миллиона евро. Эти деньги получает победитель, в случае ничьей команды получают по 500 тысяч евро, а оставшиеся полмиллиона идут во временный фонд, который распределяется между участниками по итогам группового раунда в зависимости от количества одержанных ими побед.

Дальше — ещё интереснее. Выход в плей-офф Лиги чемпионов из группы принесёт клубу дополнительные 6 миллионов евро. Попадание в четвертьфинал оценивается в 6,5 миллиона, в полуфинал — в 7,5. Между финалистами Лиги чемпионов распределяется сумма 26,5 миллиона евро, из которых 15,5 получает победитель. Таким образом, максимальная сумма фиксированной выплаты победителю Лиги чемпионов может достигнуть 57,2 миллиона евро при условии выигрыша им всех матчей группового этапа. В прошлом сезоне, когда схема распределения призовых была аналогичной, российские участники Лиги чемпионов заработали неплохо: «Ростов» обеспечил себе фиксированных выплат на 17,2 миллиона евро (с учётом раунда плей-офф), а ЦСКА — на три миллиона меньше.

Если представить себе, что в текущем розыгрыше Лиги чемпионов тот же ЦСКА выиграет два матча в группе и дважды сыграет вничью, а восьми очков хватит для финиша на втором месте, то это будет означать прибавку 10 миллионов евро к изначальной сумме 14,7 миллиона, которая сложилась из двух миллионов, заработанных за выход в основную сетку из раунда плей-офф, и 12,7 миллиона евро — за попадание в группу. Есть ради чего стараться, особенно если сравнить эти доходы с поступлениями в казну команд, выступающих в Лиге Европы. Там за участие в групповом турнире дают лишь 2,6 миллиона евро, за победу в матче группового этапа — 360 тысяч, за ничью — 120 тысяч. Чтобы «отбить» только стартовый лигочемпионский бонус, тем же «Зениту» и «Локомотиву», представляющим Россию в Лиге Европы, нужно дойти как минимум до четвертьфинала, а то и полуфинала этого турнира в зависимости от локальных результатов на групповой стадии.

Чтобы ещё раз уловить разницу между двумя лигами, обратимся к результатам выступлений в них российских клубов в минувшем сезоне. Кто из них сколько заработал в еврокубках?

Сразу отметим, что к каждой приведённой ниже сумме надо добавлять «не менее», поскольку доходы из телевизионного пула здесь не учтены. Для «Ростова» и ЦСКА это суммы в диапазоне от 3 до 5 миллионов евро, для «Зенита» и «Краснодара» — от 500 тысяч до 1,5 миллиона.

Итак, больше всех из российских команд заработал «Ростов» — 18,45 миллиона евро. Эта сумма сложилась из 12,7 миллиона евро за участие в групповом турнире, 2 миллионов — за успешное преодоление квалификации и ещё 2,5 миллиона — за результаты на групповой стадии (одна победа, две ничьи). Ещё 1,25 миллиона евро принесло донскому клубу выступление в Лиге Европы, где «Ростов» дошёл до 1/8 финала.

ЦСКА заработал в минувшем сезоне 14,2 миллиона евро, которые сложились из бонуса за участие в группе (12,7 млн) и 1,5 миллиона евро за три ничейных матча в группе Лиги чемпионов.

Участники Лиги Европы заработали значительно меньше. «Зенит» получил в сумме 5,5 миллиона евро за участие в групповом турнире, 1,8 миллиона — за пять побед в группе, а также бонус в 500 тысяч за выход в плей-офф и ещё 600 тысяч — за первое место в своём квартете.

«Краснодар» заработал 4,99 миллиона евро. 2,6 — за участие в группе, 720 тысяч за две победы и ещё 120 тысяч — за ничью на групповой стадии. Ещё 300 тысяч команда получила за второе место в группе и 1,25 миллиона евро — за участие в плей-офф Лиги Европы, где дошла до 1/8 финала.

Как видим, футбол — действительно большой бизнес, где есть свои приоритеты, «любимые дочки» и «падчерицы». Не случайно стремление команд из любой страны поучаствовать в Лиге чемпионов не идёт ни в какое сравнение с их желанием играть в Лиге Европы, которая воспринимается одними как просто «утешительный приз», а некоторыми даже чуть ли не как обуза, после рухнувших лигочемпионских надежд…

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *