Уроки Пушкинского Лицея

Уроки Пушкинского Лицея

Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».

Важным событием в жизни России ХIХ века было учреждение и открытие в 1811 году уникального учебного заведения для мальчиков — Царскосельского Лицея, который вошёл в историю как Пушкинский Лицей в память о его самом знаменитом выпускнике, нашем национальном гении. Шесть лет назад культурная общественность отметила 200-летие этого учебного заведения, а в этом году — 200-летие со дня его окончания Александром Сергеевичем Пушкиным.

Воображал сей день счастливый,

Когда средь вас возник Лицей…

А.С.Пушкин

УЧИТЫВАЯ особую роль Лицея в формировании гражданского самосознания и культурного слоя России, хотелось бы, пусть в общих чертах, сформулировать и осмыслить его опыт. В наше время сокрушительных «реформ» всего и вся, образования же в особенности (а ведь это стратегический ресурс нации!), крайне необходимо вспомнить, принять к сведению и, желательно, к исполнению всё хорошее в образовательном процессе России.

Лицей открылся 19 октября 1811 года в Царском Селе в торжественной обстановке в присутствии царя и большого числа знатных особ. Иван Иванович Пущин в своих записках вспоминал: «В лицейской зале, между колоннами, поставлен был большой стол, покрытый красным сукном с золотой бахромой. На этом столе лежала высочайшая грамота, дарованная Лицею. По правую сторону стола стояли мы в три ряда; при нас — директор, инспектор и гувернёры; по левую — профессора и другие чиновники лицейского управления. Остальное пространство залы, на некотором расстоянии от стола, всё было уставлено рядами кресел для публики». В 1836 году в стихотворении «Была пора: наш праздник молодой…» выпускник Лицея Александр Пушкин скажет об этом памятном дне:

Вы помните:

когда возник Лицей,

Как царь для нас открыл

чертог царицын,

И мы пришли.

И встретил нас Куницын

Приветствием

меж царственных гостей…

Адъюнкт-профессор Александр Петрович Куницын произнёс в тот день блистательную речь, поразившую лицеистов, в том числе и юного Пушкина: «Среди пустынных лесов, внимавших некогда победоносному российскому оружию, вам поведаны будут славные дела героев, поражавших враждебные строи. На сих зыбких равнинах вам показаны будут яркие следы ваших родоначальников, которые стремились на защиту царя и Отечества — окружённые примерами добродетели, вы ли не воспламенитесь к ней любовию? Вы ли не будете приуготовляться служить Отечеству?»

После такой речи трудно было не проникнуться уважением к делу образования и совершенствования себя с целью принесения блага России. Вот с чего уже началось воспитание патриотов, ставящих интересы Родины выше личных!

Мысль высокого служения Отечеству была заложена в самой идее Лицея. Автор проекта нового высшего учебного заведения для высокоодарённых детей (мальчиков) М.М. Сперанский в 1815 году писал другу: «Училище сие образовано и устав его написан мною… но без самолюбия скажу, что оно соединяет в себе несравненно более видов, нежели все наши университеты».

Образование в Лицее воспитанники получали всестороннее: математика, основы физики, гуманитарные науки, история, изящные искусства, гимнастика, танцы, фехтование. Основой же образования были науки нравственные. Предполагалось, «начиная от самых простых понятий права», довести лицеистов «до коренного и твёрдого познания различных прав и изъяснить им систему права публичного, права частного и особенно права Российского и проч.». Такое внимание к вопросам права было потому, что «под именем наук нравственных здесь заключаются все те познания, кои относятся к нравственному положению человека в обществе, и, следовательно, понятия об устройстве Гражданских обществ, о правах и обязанностях, отсюда вытекающих». Вдумаемся, как сильно не хватает в наше время — время вседозволенности, неуважения и даже презрения к закону — таких познаний.

Не надо забывать, конечно, что все рассуждения о правах и о нравственных науках велись в условиях самодержавия, да и сам Лицей был создан для подготовки преданных трону государственных мужей. Но это не умаляет значения системы всестороннего образования и воспитания лицеистов.

Для Пушкина Лицей стал поистине родным домом. «Пушкин легко покинул стены родного дома и ни разу в стихах не упомянул ни матери, ни отца. Упоминания же дяди Василия Львовича скоро стали откровенно ироническими. …Когда в дальнейшем Пушкин хотел оглянуться на начало своей жизни, он неизменно вспоминал только Лицей — детство он вычеркнул из своей жизни. Он был человек без детства» — с этими словами известного советского учёного-пушкиноведа Ю.М. Лотмана трудно спорить.

Другим его домом был потом домик в Михайловском, а его «мамой» стала няня Арина Родионовна. Кого вспоминал умирающий Пушкин? Пущина, Малиновского — своих друзей-лицеистов. А ведь в такие минуты человек вспоминает только близких ему людей…

Перед смертью поэт вспомнил и Екатерину Андреевну Карамзину — женщину на девятнадцать лет старше его, влюблённость в которую в лицейские годы была очень сильна. Вспомнив Карамзину, Пушкин снова мысленно вернулся в мир лицейской жизни, в мир братства, дружбы, веселья и озорства. Лицей заменил Пушкину детство, когда он был окончен, детство прошло, началась взрослая жизнь.

В Лицее юный Пушкин впервые почувствовал себя поэтом. В 1830 году он писал: «…Начал я писать с 13-летнего возраста и печатать почти с того же времени».

В те дни — во мгле

дубравных сводов

Близ вод,

текущих в тишине,

В углах лицейских

переходов

Являться муза стала мне.

Моя студенческая келья,

Доселе чуждая веселья,

Вдруг озарилась!

Муза в ней

Открыла пир своих затей;

Простите, хладные науки!

Простите, игры первых лет!

Я изменился, я поэт!

В душе моей едины звуки

Переливаются, живут,

В размеры сладкие бегут.

Лицейские товарищи были прекрасными слушателями его стихов, его критиками, его первыми соперниками. Дельвиг ведь тоже сочинял, и Илличевский был поэтическим лидером Лицея, особенно в первые годы. Не забудем и Кюхельбекера. Так что поэтический дар Пушкина креп в состязании с другими.

Большое значение для утверждения веры Пушкина в себя как поэта имела встреча с Гаврилой Романовичем Державиным. Державин — вообще редкое явление в отечественной и мировой поэзии. Лучшие творения Державина не уступают творениям Пушкина, Лермонтова, Гёте.

Пушкин увидел Державина на переводном экзамене в Лицее 8 января 1815 года, когда тому оставалось чуть более полутора лет жизни. Сам Пушкин позже не без юмора так описал эту встречу: «Державин приехал. Он вошёл в сени, и Дельвиг услышал, как он спросил у швейцара: «Где, братец, здесь нужник?» Этот прозаический вопрос разочаровал Дельвига». Бывшее безучастным к происходившему на экзамене, лицо Державина изменилось, когда он услышал Пушкина с его «Воспоминаниями в Царском Селе»: «Я не в силах описать состояние души моей: когда дошёл я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом… Не помню, как я кончил своё чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел обнять меня… Меня искали, но не нашли…».

Поэтический дар Пушкина был признан всеми лицеистами. В сентябрьском номере «Российского музеума» за 1815 год Дельвиг приветствовал его стихами:

Пушкин! Он и в лесах

не укроется;

Лира выдаст его

громким пением,

И от смертных восхитит

бессмертного

Аполлон на Олимп

торжествующий.

Дух высокого братства был пронесён лицеистами через всю жизнь. Кто навестил Пушкина в годы ссылки в Михайловском? Пущин, Дельвиг, в эти годы с ним встретился князь Горчаков. Не надо объяснять, что встречи с опальным поэтом могли плохо сказаться на жизни и карьере. Но несмотря на опасность немилости царской, эти встречи состоялись. Интересно, читатель, поступил бы кто из нынешней «элиты» сейчас подобным образом? Думаю, нет. А у лицеистов дороже личных выгод, дороже карьеры была лицейская дружба, были забытые ныне многими понятия чести, верности, порядочности и сострадания. На выпускном акте Лицея 9 июня 1817 года был исполнен прощальный гимн Дельвига, в котором есть такие строки:

Храните, о друзья, храните

Ту ж дружбу с тою же

душой,

То ж к славе сильное

стремленье,

То ж правде — да,

неправде — нет,

В несчастье гордое

терпенье,

И в счастье —

всем равно привет!

Лицеисты сохранили всё, о чем написал Дельвиг. Уже одним этим Лицей оправдал своё существование. Убеждён, что в основе утраты нравственных ориентиров, когда плюс заменён на минус и наоборот, в основе нынешнего неуклонного загнивания нации сейчас лежит сверхострый дефицит воспитания и гуманитарного образования в детские и юношеские годы.

Молодые и не так давно ставшие лауреатами Нобелевской премии по физике Андрей Гейм и Константин Новосёлов заявили, что свою премию они получили благодаря советской системе образования и что такого образования, как в СССР, на Западе не было и нет до сих пор. Феномен и уроки советской системы подготовки специалистов, научных и педагогических кадров надо изучать, их надо культивировать.

Энциклопедичность образования, высокие нравственные и эстетические критерии — всё это было воспитано и привито многим поколениям лицеистов. Помимо Пушкина, Лицей дал, например, такую могучую личность, как Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, не вспоминаемый нынешней властью, ибо опасен для неё. Только не пожалев сил и средств на подлинно всестороннее образование и воспитание, на поддержку талантов, коими богата наша земля, Россия вновь поднимется мощным колоссом чести, добра и справедливости. Именно такой её хотел видеть Пушкин.

Юрий СИДОРОВ. Профессор, доктор технических наук. г. Санкт-Петербург.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *