Юрий Мелитонян. Колхозный уклад

Юрий Мелитонян. Колхозный уклад

Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».

Белгородская область — один из лидеров по производству сельскохозяйственной продукции в России. Здесь работают тысячи фермерских хозяйств, есть несколько крупных агропромышленных холдингов, принадлежащих московским (и не только) хозяевам-олигархам, о которых часто пишут центральные СМИ. Но с советских времён сохранилась на Белгородчине и другая организация сельскохозяйственного труда — советская, колхозная. И не просто сохранилась, а успешно развивается, справляясь и с непогодой, и с неблагоприятными условиями дикого российского рынка. Большинство центральных СМИ об этом умалчивают. Но, как гласит народная мудрость, шила в мешке не утаишь. Корреспонденты телеканала «Красная Линия» специально отправились в Белгородскую область, чтобы рассказать о повседневной жизни современных российских колхозов, о том, чем живут сегодня российские колхозники.

ВСЕ ТРОЕ СЫНОВЕЙ Семёна и Марии Хмары из села Новоалександровка Ровеньского района Белгородской области трудятся в местном колхозе «Советская Россия». В большие города за длинным рублём уезжать никто не собирается. Да и в фермеры никто не подался, чему родители несказанно рады.

— Наш колхоз всегда успешно работал, и в советское время, и после, — говорит глава семьи Семён Хмара. — Все руководители, от председателя до бригадиров, были нормальные, не дали раздербанить хозяйство в 1990-е годы. А где «инвестор» прошёл да паи скупил, там сейчас одна разруха.

— Никогда мы не голодали, босы-голы не ходили, — продолжает нараспев на южнорусском говоре его супруга Мария. — Как могли, так и работали. По чести, по совести.

О колхозном укладе здесь рассказывают с улыбкой и с большой гордостью. Председателя уважают, а он в свою очередь старается для коллектива. Понимает: начнёшь важничать — в два счёта останешься без работы, изберут другого.

— Человек у нас чувствует себя раскрепощённо, морально, психологически каждый полностью свободен. Потому что знает: он хозяин и своей судьбы, и своего колхоза, — убеждён председатель колхоза «Советская Россия» Николай Фоменков.

Кроме колхоза, который уже много лет возглавляет Фоменков, в Ровеньском районе успешно работают ещё три коллективных хозяйства. Под руководством таких же, как и он, убеждённых коммунистов из российской глубинки, для которых настоящая Советская власть и советские отношения между людьми, пусть и на отдельно взятом предприятии, — это норма жизни. Так считают и в «Ленинском пути», и в «Заветах Ильича», и в «Белогорье». На опыте ближайших соседей убедились: там, где отказались от колхозного уклада, деревенская жизнь пришла в полный упадок.

Когда специальный корреспондент телеканала «Красная Линия» Андрей Дружинин спросил у тракториста из «Советской России» Александра Ботвинова, что больше всего удивляет его в сегодняшней жизни, тот в первую очередь раскритиковал центральные средства массовой информации.

— Раньше новости начинали с того, что где-то пришла пора уборочной страды. Показывали поля, на которых работали комбайны, — вспоминает Александр Ботвинов. — А что сейчас: Путин куда-то приехал, да Медведев где-то пообедал. При чём тут жизнь народа?

Почему центральные СМИ не замечают настоящую жизнь его земляков, тракторист Александр Ботвинов решительно не понимает. В стране экономический спад, у людей дырки в карманах, кому-то есть нечего, но ведь его-то родной колхоз закончил уборочную страду с отличными результатами! Так почему об этом не рассказывают по телевизору? Может быть, потому, что «Советская Россия» — это не крупный олигархический агрохолдинг и не капиталистическая ферма, а именно коллективное хозяйство, живущее и работающее, как и много десятилетий назад, по советским принципам? И это как раз не нравится тем, кто заказывает информационную политику в Москве?

А ведь рассказать здешним людям есть о чём. Например, о том, что в то время, когда лоббисты из крупных агрохолдингов выпрашивают десятки миллиардов рублей у государства, простые колхозники закупают новую технику, горючее, строят помещения для скота и вообще развивают свои хозяйства исключительно на собственные средства. Уверены: государственная помощь до них всё равно не дойдёт, осядет у крупных собственников, а кредит в банке не получить даже под самый грабительский процент. И всё равно у колхозников очень многое получается. Без кредитов и субсидий — только за счёт собственного труда.

— При рачительном хозяйствовании всё должно быть нормально и без этих крохотных подачек от государства, — утверждает председатель колхоза «Белогорье» Владимир Кобыльник.

Он убеждён: государственные дотации могут «расслабить» кого угодно — даже простых колхозников, а не только крупных банкиров и олигархов, которым правительство или Центральный банк время от времени «подкидывают» — якобы на «поддержку» и «санацию» — сотни миллиардов рублей, плавно перетекающих в триллионы.

— Живём на свои кровные, никаких кредитов не берём, рассчитываем только на себя, — вторит Владимиру Кобыльнику председатель колхоза «Ленинский путь» Андрей Ряднов.

Председатель колхоза «Заветы Ильича» Николай Лимарь и вовсе считает пустой болтовнёй обещания властей финансовой помощи простым крестьянам. Пришёл к этому через собственный опыт. А ведь когда-то и он надеялся на так называемое грантовое финансирование.

— Хорошая идея была у государства: предоставить селянам льготный 5-процентный кредит, — рассказывает Н. Лимарь. — Мы в январе подали заявку, хотели построить дополнительное хранилище для зерна, да только ничего не получилось.

— А почему?

— Все деньги в Белгородской области отдали крупным холдингам. Колхозам ни одного кредита не досталось. Такое к нам отношение. И даже обращение к Путину по «прямой линии» не помогло.

Как же живут белгородские колхозы без кредитов и дотаций? Да очень просто. В «Советской России», например, создали что-то вроде собственного колхозного банка. Или советской кассы взаимопомощи, откуда сам колхоз берёт средства на развитие. Каждый колхозник может принести свои сбережения в казну колхоза. На них начисляются проценты — в зависимости от колхозной прибыли. И даже собственная процентная ставка по вкладу имеется.

— Минимальная ставка 5 процентов, максимальная — 10, — объясняет председатель «Советской России» Владимир Фоменков. — Вклад всегда можно забрать, проценты сохраняются. А нам приятно, что платим трудящемуся человеку, а не бандиту-банкиру. И люди понимают: чем больше колхоз получит прибыли, тем больше у них будет процентов. Это ещё один рычажок влияния на сознание. Рычажок советский, колхозный, коллективистский.

Таких рычагов в колхозах Белгородской области не один и не два. Главный, пожалуй, это жильё. Трактористу «Советской России» Александру Ботвинову ещё в начале 2000-х выдали ссуду на строительство под символические два процента. Как в советское время. А сегодня в его семье растут уже четверо детей.

В «Ленинском пути» пошли ещё дальше: жильё колхозникам здесь выделяют бесплатно. Сами строят типовые двух-этажные дома со светом, газом и канализацией. А также с забором, железными воротами и всеми хозпостройками. После пятнадцати лет работы в колхозе такой дом отойдёт в личную собственность. Потому и специалисты сюда едут. Есть и зоотехники, и врачи, и агрономы.

— Надо создавать условия, чтобы закреплялась молодёжь на селе. Будут специалисты — будет село и хозяйство. И работа будет процветать, и жизнь, — уверен председатель колхоза «Ленинский путь» Андрей Ряднов.

Он убеждён: колхозный уклад в его селе, как и у соседей, переживёт любые испытания. И было бы хорошо распространить его на всю Россию.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *