«Темная ночь» под запретом

«Темная ночь» под запретом

Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Советская Россия».

К сожалению, новости, связанные с межфракционной группой Госдумы по защите христианских ценностей, в последнее время касались в основном Поклонской, преследующей снятый на немалые бюджетные деньги фильм «Матильда». На мой взгляд, сражающиеся стороны в данном случае нашли друг друга, и их борьбу особенно печально наблюдать накануне столетия действительно великого, может быть, величайшего в истории события – Великой Октябрьской социалистической революции.

 Хотя, возможно, наблюдать это не печально, а, наоборот, забавно – все тут зависит от характера и темперамента наблюдателя. В любом случае это явно не то, что ждут от членов парламента страны – наследницы державы, победившей фашизм, спасшей современную человеческую цивилизацию и первой вышедшей в космос.
Но, оказывается, эта межфракционная группа занимается, на мой взгляд, вещами гораздо более серьезными и, по моему мнению, несравненно более важными и значимыми.

Так, 27 сентября Интерфакс сообщил, что первый заместитель руководителя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков считает необходимым национализировать песни «Темная ночь», «Эх, дороги» и ряд других композиций, созданных по госзаказу и давно уже ставших поистине народными. «Мне кажется, нужно ставить вопрос о национализации произведений искусства, созданных нашими предками. Это вопрос очень серьезный и очень сложный с юридической точки зрения, но эти произведения, которые я перечислил, и множество других мы должны вернуть в оборот», – сказал Щипков в среду в ходе заседания межфракционной группы Госдумы по защите христианских ценностей.

Разумеется, не обошлось и без дежурных экивоков в сторону того, что кто-то когда-то и где-то сидел. Как будто в других странах не было правоохранительной и пенитенциарной системы и не сажали в тюрьмы самых разных людей, в том числе творцов и художников. «Если вспомнить советский период, то, конечно, масса замечательных творцов – писателей, поэтов, художников – были лишены возможности писать Поэт номер один Николай Заболоцкий сидел и был лишен возможности писать», – привел пример Щипков. Даже не буду спорить с этим утверждением, как и не буду подсчитывать баллы, кто был «поэтом номер один», а кто, наоборот, номер сто один. Это дело вкуса, и не хотелось бы потерять основную, весьма здравую мысль, с которой я полностью согласен – «Но одновременно был и госзаказ: «Эх, дороги» – это госзаказ, «Темная ночь» – это госзаказ, «Летят перелетные птицы» – это госзаказ, Исаковский и Блантер работали по госзаказу», – продолжил Щипков. – «Сегодня большинство этих песен, произведений мы не слышим, потому что у них есть наследники, которые требуют деньги за то, чтобы эти песни звучали на нашем телевидении и радио, вместо этих замечательных песен мы слушаем откровенную халтуру».
Понятно, что мы мало слышим наши любимые песни не только потому, что наследники просят за них деньги, а халтуру писать проще и дешевле. Отчасти здесь есть и умысел господствующего класса, которому гораздо выгоднее, чтобы народ, или, как они любят говорить, население, воспитывалось как раз на убогой халтуре, а не на великих произведениях искусства. Согласитесь, что рыночной экономике периферийного капитализма образованные, высококультурные, высокодуховные люди не просто не нужны, а прямо противопоказаны, опасны. И здесь все средства хороши – от прямой цензуры, пусть и не существующей официально, которая указывает, какие произведения должны выходить в эфир, а какие нет, до «цензуры» денежной, которая столь же надежно отсекает то, что для основ рыночной экономики нежелательно.

Проблема, поднятая Александром Щипковым, исключительно важна, хотя и не нова – мы, коммунисты, поднимаем ее регулярно еще со времен Горбачева, когда из эфира началось вытеснение не просто советских, а вообще человеческих ценностей и замена их античеловеческими. Однако, увы, порой СМИ лучше слышат (или делают вид, что лучше слышат) не представителей оппозиционных партий, а деятелей официальных структур, к числу которых можно с полным правом отнести РПЦ. И если представители РПЦ говорят здравые, важные вещи, что, к счастью, в последнее время бывает нередко, то почему бы их не поддержать?

А то, что проблема, поднятая Александром Щипковым на заседании межфракционной группы Госдумы по защите христианских ценностей, еще и очень остра, проиллюстрирую на примере.

Вот что сообщило 24 мая 2017 года издание «Газета.ру»: «Первый канал» оштрафуют за песню «Темная ночь» в шоу «Голос». Исполненная финалисткой четвертого сезона композиция обойдется телеканалу в 600 000 рублей. С «Первого канала» взыщут 600 000 рублей штрафа: на телеканал подало в суд «Национальное музыкальное издательство». Предметом спора стало использование в финале четвертого сезона шоу «Голос» песни «Темная ночь». Об этом сообщает Российское агентство правовой и судебной информации (РАПСИ).

По мнению «Национального музыкального издательства», композиция, которую исполнила в декабре 2015 года финалистка «Голоса» Эра Канн, была незаконно использована в эфире. Отмечается, что на тот момент компания обладала исключительными правами на произведение и своего согласия на его использование в передаче «Первому каналу» не давала.

В ноябре 2016 года суд отклонил иск издательства, в котором содержалось требование о взыскании с телеканала 1 млн руб. компенсации. После этого «Национальное музыкальное издательство» подало апелляцию, которую частично удовлетворил Девятый арбитражный апелляционный суд. В результате «Первый канал» обяжут уплатить компенсацию в размере 600 000 руб.

Песня «Темная ночь» была написана в 1943 году композитором Никитой Богословским и поэтом Владимиром Агатовым для фильма «Два бойца».

Да-да! Если не поняли или не поверили, перечитайте еще раз. Суд именем Российской Федерации своим решением взыскал с Первого канала 600 тысяч рублей за исполнение песни, являющейся одним из символов Великой Отечественной войны! Возможно, это и по сегодняшнему закону, но разве это правильно?! Я не знаю, какое отношение имеют эти бизнесмены от искусства к авторам песни. Думаю, никакого. Вообще сегодняшнее так называемое «авторское право» не только часто оторвано от автора, но иногда и прямо противоположно ему. Для примера приведу американскую группу «Криденс» и ее лидера Джона Фогерти, которые добились поистине всемирного успеха, издавали диски многомиллионными тиражами, были признаны и слушателями, и критиками, создали множество хитов и принесли многомиллионные состояния звукозаписывающей компании, которая на корню скупила все права на годы вперед у тогда еще молодой группы и платила музыкантам, любимым в 70-е годы всем миром, просто гроши. Эти «правообладатели», на мой взгляд, просто безжалостно грабили группу, да так, что Джону Фогерти пришлось ее просто распустить, потому что музыканты жили практически в нищете. Но этим дело не кончилось! Несколько лет назад Джону Фогерти пришлось судиться с «правообладателями», которые подали на него в суд за то, что он якобы скопировал одну из своих же песен! Эту историю я рассказал к тому, что не стоит «правообладателям» прикрываться интересами авторов, особенно на произведения, которые были написаны многие десятилетия назад.

И что же это получается? Песни, с которыми народ жил, был в окопах, вставал в атаку, умирал за Родину, побеждал, строил Державу, теперь «принадлежат» непонятно кому? Да еще и приносят им доход? А с какой стати? Разве это справедливо? Разве это правильно? Может быть, завтра и у «Священной войны» найдется какой-нибудь, простите, «правообладатель»? И как может такой «правообладатель», к которому непонятно как попало драгоценное достояние всего народа, пусть не с точки зрения права, а с точки зрения морали, запрещать петь песни, которые составляют душу народную?!

Поэтому инициатива, высказанная Александром Щипковым, на мой взгляд, абсолютно правильная и нуждается в срочной правовой поддержке. Я искренне надеюсь, что в Госдуму будет внесен соответствующий законопроект и песни, написанные авторами для народа, с величайшей любовью и уважением к народу, являющиеся народным достоянием, будут, как и должны, принадлежать народу и только ему.

Дмитрий Аграновский

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *