Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».
Диалектика отношений партии и класса примечательна. С апреля 1917 года В.И. Ленин и большевики невероятным напряжением сил формировали классовое сознание российского, особенно питерского, пролетариата. Стержнем этой работы был курс на социалистическую революцию и Советскую власть. Партия вела за собой рабочий класс, отрывала его от социал-соглашателей. Во время корниловщины, как говорят философы, количество перешло в качество. Пролетариат почувствовал, догадался, понял: если сохранится власть капитала — хоть в генеральском мундире, хоть в цивильном костюме и котелке, — он будет ею беспощадно раздавлен. И чутьём, и умом он пришёл к выводу: это будет последний и решительный бой. Теперь уже рабочий класс требовал от партии, чтобы она вела его в сражение с капиталом за власть.
ЦК БОЛЬШЕВИКОВ 10 (23) октября принял решение о вооружённом восстании. И тут обнаружилось, что в среде партийной интеллигенции появилась мелкобуржуазная трещина: страх перед решительными действиями. Каменев и примкнувший к нему Зиновьев во внепартийном, околосоциалистическом издании сообщили не только об этом «закрытом» решении ЦК, но и о своём несогласии с ним. Несмотря на штрейкбрехеров, 16 октября Центральный Комитет партии подтвердил прежнее решение. «Рабочий Путь» 18 октября и в нескольких следующих номерах отражал динамично менявшуюся предгрозовую ситуацию. 39-й номер газеты открывался чрезвычайным сообщением:
«Вниманию делегатов Съезда
По дошедшим до нас сведениям некоторые члены Организационного Бюро по созыву Съезда Советов, желая сорвать Съезд, уверяют съезжающихся делегатов, что Съезда не будет, и предлагают им разъезжаться на места. Советуем тт. делегатам не поддаваться на провокацию и не разъезжаться. Громадное большинство Съезда высказалось за Съезд. ЦИК сам за Съезд. Съезд несомненно состоится. Делегатов, сочувствующих большевикам, просим явиться в См. Институт, ком. № 18.
Бюро фракции большевиков».
Под сообщением — передовая «Кому власть?». Вопрос, дошедший до точки кипения, не новый, о чём и напоминает статья: «Между этим правительством (коалицией капитала и социал-соглашателей. — В.Т.) и крестьянской и рабочей демократией конфликты были неизбежны… 3—5 июля массы, верившие в революционность мелкой буржуазии, пришли к Совету и потребовали отнять власть у помещиков и капиталистов, взять в свои руки всю власть.
Власть шла в руки мелкобуржуазного блока. Однако он не выдержал политического экзамена. 3—5 июля мелкая буржуазия доказала свою неспособность самостоятельно взять власть». Обосновав этот непреложный факт, ЦО большевиков призывает: «От соглашательских слов — к революционному делу! От буржуазной разрухи — к революционному порядку! От губительного топтания на месте, грозящего революции гниением, которого жадно ждут партизаны контрреволюции, — вперёд на прямую дорогу пролетарско-крестьянской революции».
Пока власть у корниловцев и полукорниловцев. Они открыли против революции «голодный фронт». Правдист И. Ветров (М. Савельев) в статье «Продовольственная разруха и шантаж» подчёркивает: «В Петрограде нет хлеба, масла, яиц, молока — но всего этого нет для бедных классов, для рабочих, служащих, и всегда находится в достаточном количестве у состоятельных слоёв населения. Все эти продукты всегда к услугам капиталистов».
Капитал открыл против революции идеологический фронт. В публикации «Слова и дела» перечисляются 17 рабочих газет, запрещённых правительством кадетов и «социалистов» с 5 июля по 5 сентября.
Реакция готова подавить революционный пролетариат и его партию силой. «Из газеты «День» несутся тревожные свистки и визг перепуганных обывателей. Орган «социалистической мысли» (вернее, смышлёного лже-социализма!) взывает к околоточным буржуазного порядка: «Демократия обязана сильной и властной рукой предупредить большевистское восстание. Необходимы действия власти твёрдой и неколеблющейся, которая импонировала бы как сила, с которой нужно считаться».
Вот в каких условиях большевистский ЦК принимал решение о восстании. В нём не было ничего от тайного заговора. В 39-м номере «Рабочего Пути» от 18 (31) октября опубликована статья «Марксистское отношение к восстанию». В ней дан анализ рассуждений о восстании публициста «Новой Жизни» В. Базарова. Большевистский ЦО комментирует их: «Мы знаем, что он против выступления. Он надеется на «двух видных большевиков», которые будто бы пустили по городу «рукописный листок», и он обманывает читателей уверениями, будто эти два большевика имеют за собой поддержку части партии, тогда как в действительности они пребывают в блестящем одиночестве».
40-й номер «Рабочего Пути» выделяется наступательностью. Газета вновь и вновь подчёркивает, что главный враг рабочего класса — поддерживаемая руководством социал-соглашателей корниловщина. Она не уничтожена. В передовой «Программа контрреволюционного «дерзания» отмечается: «В своё время корниловцы начали с требования подчинить Петроград военному диктатору. Это им не удалось. Но эта корниловская мера проведена сегодня: Петроград и Кронштадт подчинены главнокомандующему северным фронтом и объявлены включёнными в район военных действий!.. Ген. Черемисов, главнокомандующий северным фронтом, заявляет, что свой приказ о выводе войск на фронт он считает боевым и не допускает никаких колебаний в выполнении этого приказа». Газета выстраивает «контрреволюционную» вертикаль: «Черемисов действует по указке Керенского, Керенский по указке Кишкина (один из вождей московского капитала. — В.Т.), а Кишкин в полном согласии с Родзянко — Брусиловым — Калединым. На одном конце цепи ген. Черемисов с «боевым приказом», а на другом конце — Каледин, соратник Корнилова, с корниловским «приказом». Так контрреволюция работает над выводом революционных войск из столицы».
Этой реакции противопоставляется Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, который газета уважительно называет «вождём революции». Петросовет, возглавляемый большевиками, опирается на рабочий класс и одновременно ведёт его за собой. Класс-созидатель созрел, чтобы на практике взять на себя роль авангарда борьбы за пролетарско-крестьянскую власть.
В этом же номере «Рабочий Путь» начинает печатать этапное ленинское «Письмо к товарищам». Пролетарский вождь — теперь уже публично — подгоняет партийцев, призывая к восстанию и взятию государственной власти. (Эта статья заслуживает того, чтобы быть предметом особого разговора).
«Гвоздями» 41-го номера, вышедшего 20 октября (2 ноября) 1917 года, стали продолжение ленинского «Письма к товарищам» (окончание в № 42) и статья Сталина «Окружили мя тельцы мнози тучны». Она начинается с оценки ситуации:
«Большевики дали клич — быть готовым! Вызван он обострением положения и мобилизацией сил контрреволюции, которая хочет напасть на революцию, которая пытается обезглавить революцию, сдав столицу Вильгельму, которая намерена обескровить столицу, выводя из неё революционную армию.
Но революционный клич, данный нашей партией, понят не всеми одинаково.
Рабочие поняли его «по-своему» и стали вооружаться. Они, рабочие, много прозорливее очень многих «умных» и «просвещённых» интеллигентов.
Солдаты от рабочих не отстали. Вчера ещё на собрании полковых и ротных Комитетов столичного гарнизона громадным большинством постановили они грудью отстаивать революцию и её вождя, Петроградский Совет, по первому зову которого обязуются они стать под ружьё.
Так обстоит дело с рабочими и солдатами.
Не то с другими слоями».
Одному из них, «умных и просвещённых интеллигентов», вроде бы близких к рабочему классу, к возглавляемой М. Горьким «Новой Жизни», адресовано размышление Сталина. Его смысл: непозволительно болтаться между идущими в сражение полярными силами, иначе легко угодить «в архив», так как «революция не умеет ни жалеть, ни хоронить своих мертвецов…»
В этом и следующем номерах большое внимание уделено позиции солдат, в обоих по две больших подборки из фронтовых и тыловых частей и соединений. Настрой единый: власть — Советам.
Пафос воскресного 43-го номера, вышедшего 22 октября (4 ноября), определён в обращении большевистского ЦО к читателям:
«Что нужно рабочим и всей городской и деревенской бедноте? Нам нужно кончить грабительскую войну, предложив демократический мир! Нам нужно отменить помещичьи права на землю и передать всю землю без выкупа крестьянским комитетам! Нам нужно уничтожить голод, побороть разруху и поставить рабочий контроль над производством и распределением! Нам нужно дать всем народам России право свободного устроения своей жизни. Но для того, чтобы осуществить всё это, необходимо прежде всего вырвать власть у корниловцев и передать её Советам Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов. Поэтому наше первое требование: ВСЯ ВЛАСТЬ СОВЕТАМ!»
Вот она, программа-минимум стоявшей у порога пролетарской революции. А поводом для того, чтобы концентрированно изложить её, стал День Петроградского Совета. Это главная тема воскресного «Рабочего Пути» за три дня до II Всероссийского съезда Советов, до свершения Великой Октябрьской социалистической революции.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.