Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».
Опытные финансисты не зря говорят: «Деньги любят тишину…» Эта фраза объясняет многое, в том числе и то, по каким правилам и в чьих интересах в нашей стране принимается многотомный документ под названием «Бюджет». Недавно правительство России презентовало очередные свои финансовые планы на ближайшие годы — проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». Внимательное чтение этого документа открывает глаза на то, что же реально происходит и будет происходить в экономике.
ПРЕДСТАВЛЯЯ проект на заседании правительства, премьер Дмитрий Медведев заявил: «При разработке бюджета мы, как и договаривались, ориентировались на базовый сценарий. Он исходит из того, что мы должны серьёзным образом укрепить положительные тенденции, которые наметились в экономике. Речь прежде всего идёт о заметном оживлении внутреннего спроса — как потребительского, так и инвестиционного».
Казалось бы, звучит убедительно. Так, в соответствии с базовым вариантом прогноза экономического развития ожидается сохранение темпов роста ВВП в 2018 году на уровне 2017 года (2,1%) с дальнейшим повышением до 2,2% в 2019 году и до 2,3% — в 2020-м. На самом же деле всё не так однозначно и позитивно, как пытается представить правительство. Как сказано в самом документе, начиная с 2017 года увеличение объёмов инвестиций в основной капитал (то есть производственные мощности. — А.Д.) является клю-чевым фактором роста экономики. Темпы прироста инвестиций в основной капитал, согласно прогнозу, ускорятся с 4,1% в 2017 году до 5,7% в 2020 году (в 2018 году — 4,7%, в 2019-м — 5,6%). Но вот незадача: основной поток инвестиций (более 70% общего объёма) в прежние годы направлялся отнюдь не в тяжёлую и лёгкую промышленность, машиностроение, наукоёмкие отрасли с высокой добавленной стоимостью. Деньги текли рекой в такие виды экономической деятельности, как операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (в 2015 году — 22,8%, в 2016-м — 20,6%), добыча полезных ископаемых (17,1% и 19,4% соответственно), транспорт и связь (18% и 18,6%). Что касается инвестиций в образование и здравоохранение, в предоставление социальных услуг, то в последние десять лет их доля оставалась на низком уровне и имела тенденцию к снижению. Так, доля инвестиций в образование снизилась с 2,2% в 2007 году до 1,4% — в 2016-м, в здравоохранение и предоставление социальных услуг — с 2,7% в 2006 году до 1,2% в 2016-м (здесь и далее использованы данные Счётной палаты РФ. — А.Д.).
И с учётом того, куда направляется основной поток инвестиций, становится очевидным, что никакой пользы от такого возможного его роста не будет ни экономике в целом, ни широким слоям граждан.
В документе отчётливо просматриваются догматические, не имеющие реальных подтверждений в жизни представления экономического блока правительства о счастливом и повсеместном развитии предпринимательства в России и о пользе его дальнейшего взращивания в его нынешнем непроизводительном, спекулятивном виде. Так, по мнению авторов правительственного прогноза, оживление инвестиционной активности в 2018—2020 годах будет происходить «преимущественно за счёт повышения роли частного бизнеса с учётом накопленных предприятиями ресурсов».
Факты же свидетельствуют о совершенно противоположном: российских бизнесменов не интересует завтрашний день и завтрашняя прибыль, они хотят урвать своё здесь и сейчас, по-быстрому. А там — хоть трава не расти! Это подтверждает и статистика: несмотря на существенный рост прибыли предприятий в 2015 году, в тот же период их инвестиционная активность сократилась аж на 10,1%, а в 2016-м сокращение инвестиций продолжилось и составило 0,9%. Так что наличие у предприятий и отдельных граждан значительных свободных финансовых ресурсов вовсе не означает, что эти деньги обязательно превратятся в отечественные инвестиции и что за них не будут куплены очередные яхты и виллы в заморских странах.
О том, что представленный правительством бюджет не направлен на развитие реального сектора экономики, говорит и такой факт: в документе нет ни слова об обновлении основных фондов. Между тем производственные мощности российских предприятий изношены донельзя: с 2001 года степень износа основных фондов держится устойчиво выше 40% и даже постепенно растёт. В 2016 году в целом по экономике износ составил 48,7%, что выше уровня 2015 года на 1 процентный пункт. В том же году по сравнению с предыдущим степень износа основных фондов увеличилась по всем видам экономической деятельности (кроме рыболовства и рыбоводства), а по таким видам, как добыча полезных ископаемых, здраво-охранение и предоставление социальных услуг, транспорт и связь, она превысила 55%.
Выходит, что даже добывающие отрасли, эта курица, несущая золотые яйца, от здоровья которой зависит благополучие бюджета страны и карманов крупнейших олигархов, работают на износ! И никого это не волнует: с 2013 года процесс обновления основных производственных фондов в целом по экономике замедлился, а в представленном проекте бюджета не отражены никакие меры по их ускоренному обновлению.
Отдельного комментария заслуживают разговоры Медведева об «оживлении потребительского спроса». Он и его подчинённые, подготовившие проект бюджета, уверены, что, несмотря на снижение реальных доходов населения, которое наблюдается в последние годы, рост потребительских настроений оживит экономическую конъюнктуру. Да, возможно, и оживит, но какой ценой? Уже сейчас общая сумма потребительских кредитов достигла 11,512 триллиона рублей (13,4% ВВП России за 2016 год!).
В проекте прямо сказано: наращивание потребления домашних хозяйств в 2018—2020 годах будет происходить как за счёт снижения склонности населения к сбережению, так и за счёт расширения потребительского кредитования. По данным объединённого кредитного бюро, граждане, оказавшиеся в кредитной кабале, в среднем по стране вынуждены отдавать банку до 30% всех своих доходов. В том числе: в Карачаево-Черкесии оплата долга перед банками «съедает» 62% доходов населения, в Ивановской области и Кабардино-Балкарии — 57%, в Калмыкии — 55%. Больше половины доходов (52%) приходится отдавать жителям Тамбовской и Саратовской областей. Потребительский кредит для миллионов российских семей превратился в настоящую беду! И на этой вот беде Медведев предлагает развивать экономику?!
При такой экономической политике без тотальной закредитованности населения действительно не обойтись. Ведь хотя и предполагается, что реальные располагаемые доходы населения в период 2017—2020 годов вырастут на 6%, но это всего лишь компенсирует их сокращение в 2016 году. К тому же за 3 года сократятся на 1,6% в реальном выражении страховые пенсии, то есть снизится уровень жизни огромной части граждан. Правительство обещает, что доля населения с доходами ниже прожиточного минимума уменьшится с 12,8% в 2017 году до 11,2% — в 2020-м. Однако эксперты Счётной палаты выражают сомнения по поводу реалистичности такого прогноза.
КАБИНЕТ Медведева в последнее время неизменно ставит себе в заслугу макроэкономическую стабилизацию: снижение инфляции и процентной ставки, стабилизацию курса рубля. Как будто и не было в 2014—2016 годах серии скачкообразных девальваций, которые довели тысячи граждан, предприятий и банков до банкротства. Впрочем, и то, что теперь называют заслугами, — весьма сомнительно. Ведь именно из-за дефицита денег, из-за политики сжимания денежной массы происходит одновременно снижение инфляции и крайнее обнищание населения, снижение доходов и уровня жизни, нарастание неплатежей и невыплат заработной платы.
И если этот проект бюджета будет принят, то существующая ныне макроэкономическая политика останется неизменной. Некоторые её детали, обозначенные в упомянутом нами документе, вызывают, по крайней мере, удивление. В частности, речь идёт о постепенном наращивании совокупного государственного долга, что, однако, не приведёт к пропорциональному росту социальных расходов государства и доходов трудящихся. Можно предположить, что наращивание госдолга имеет целью гарантировать правящей элите безбедное существование в условиях нарастающего экономического кризиса.
Так, согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, инфляция прогнозируется на уровне 3,2% по итогам 2017 года, за период 2018—2020 годов — 4%. При этом объём государственного долга планируется неуклонно увеличивать. В 2018 году по сравнению с оценкой 2017-го он вырастет с 12535,9 млрд рублей до 15234,6 млрд рублей, в 2019 году — до 16359,8 млрд рублей, в 2020-м — до 17651,6 млрд рублей. Отношение государственного внутреннего долга к ВВП увеличится с 10,1% в 2017 году до 11,5% в 2020-м, а государственного внешнего долга — с 3,5% до 4,5% соответственно.
В 2017 году показатель отношения государственного долга Российской Федерации к ВВП прогнозируется на уровне 13,6%, в 2020-м — 16,0%. Цифра немалая, особенно если учесть, во что обходится налогоплательщику обслуживание всё возрастающего госдолга. Согласно планам правительства Медведева, расходы на обслуживание государственного долга увеличатся с 730,3 млрд рублей (оценка 2017 года) до 869,8 млрд рублей в 2020 году, или на 19,1%! Оценить эти суммы будет проще, если сказать, что названные расходы в 2018 году в 1,8 раза (!) превысят общий объём бюджетных ассигнований, направляемых на жилищно-коммунальное хозяйство, охрану окружающей среды, культуру и кинематографию, физическую культуру и спорт, средства массовой информации (450,2 млрд рублей), или на 24,3% — расходы на образование (663,2 млрд рублей), или на 79,1% — расходы на здравоохранение (460,3 млрд рублей).
По отношению к объёму ВВП расходы на обслуживание государственного и муниципального долга составят в 2018—2020 годах 0,8%. Их доля в общем объёме расходов федерального бюджета увеличится с 4,4% в 2017 году до 5,2% в 2020-м.
Очевидно, что огромные расходы на обслуживание госдолга будут производиться неспроста. Бенефициары (выгодоприобретатели) такой финансовой политики — российские и зарубежные банки, финансовые компании и их клиенты, среди которых могут быть (законом не запрещено!) даже высокопоставленные правительственные чиновники. Иначе как объяснить тот факт, что значительная часть рублёвого госдолга оформлена в виде облигаций федерального займа (ОФЗ), ставка купонного дохода по которым в 2018 году составит около 9,65% годовых, что невероятно много даже по международным меркам. Ведь государство считается самым надёжным заёмщиком, и потому, как правило, оно занимает деньги дёшево. Тем более что само государство Российское размещает свои резервы в зарубежных банках в фунтах стерлингов — под 0,57% годовых, под 0,28% годовых — в долларах США, а в евро — под 0,001% годовых.
Конечно, вряд ли чиновники напрямую, от своего имени, приобретают ОФЗ, для этого есть дружественные компании или офшоры. Кстати, по данным Банка России, по состоянию на 1 августа 2017 года доля нерезидентов на рынке облигаций федеральных займов составила 30,2%. Причём доля нерезидентов за последние годы существенно выросла: 1 января 2015 года она составляла лишь 18,7%, 1 января 2016-го — уже 21,5%, а 1 января 2017-го — 26,9%. Таким образом, внутренний долг де-факто уже на треть конвертирован во внешний, что увеличивает как риск бегства капиталов, так и зависимость российской финансовой системы от конъюнктуры внешних рынков. В условиях усиления санкций со стороны Запада подобная политика может привести страну к новому тяжелейшем финансовому кризису — в случае одномоментного бегства иностранного капитала с нашего рынка государственных облигаций.
Сравнение ситуаций с госдолгом и с разного рода резервными фондами приводит к вопросам о достаточности компетентности людей, которые госфинансами управляют. По крайней мере, возникает ощущение, что у них, как говорится, правая рука не знает, что делает левая. Так, по состоянию на 1 июля 2017 года совокупный внешний долг на 120,6 млрд долларов (на 29,3%) превысил объём международных резервов Российской Федерации (412,2 млрд долларов), а без учёта средств Резервного фонда и средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) — на 211,5 млрд долларов, или на 65,8%. Как говорится, тут есть над чем подумать: одной рукой государство огромные деньги занимает под немыслимые проценты, другой — размещает в зарубежных банках почти бесплатно…
О масштабах последнего говорят такие цифры: в соответствии с законопроектом объём ФНБ увеличится за период 2018—2020 годов на 586,8 млрд рублей, или на 15%, и к концу 2020 года составит 4488 млрд рублей (4,1% ВВП). Доходы же от управления средствами ФНБ в 2018 году прогнозируются в сумме лишь 61,5 млрд рублей, в 2019-м — 49 млрд рублей, в 2020-м — 45,4 млрд рублей. Комментарии, как говорится, излишни.
ЕЩЁ БОЛЕЕ УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ сюжеты обнаруживаются в презентованном Медведевым документе, касающемся распределения средств федерального бюджета. Складывается впечатление, что сотрудники, ответственные за разработку финансовых планов своих министерств, ведомств, агентств, госкорпораций, совсем не озабочены тем, чтобы запрашиваемые ими из госбюджета суммы реально соответствовали декларируемым целям и задачам. Главное — не польза для дела, государства, народа, а польза для корпорации. Представленный проект бюджета демонстрирует, как функционирует тщательно выстроенное корпоративное государство, приватизированное высшими чиновниками и приближёнными к ним олигархами.
Ну вот, к примеру, что, казалось бы, может быть благороднее и безобиднее деятельности госкорпорации «Фонд ЖКХ»? Её уставная цель — предоставление финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда, а также финансовая поддержка модернизации систем коммунальной инфраструктуры. По состоянию на 1 сентября 2017 года объём временно свободных средств ГК «Фонд ЖКХ» составил 20,2 млрд рублей, из которых на депозитах в российских кредитных организациях размещены временно свободные средства фонда в сумме 19 млрд рублей. При этом в проекте бюджета предусмотрено осуществление дополнительного имущественного взноса в ГК «Фонд ЖКХ» в размере 5 млрд рублей, которые, вероятно, тоже окажутся на банковском депозите.
Столь же удивительны планы правительства по предоставлению субсидий на осуществление деятельности госкомпании «Автодор». По оценке Счётной палаты, соответствующие бюджетные ассигнования, предусмотренные законопроектом минтрансу России по доверительному управлению автомобильными дорогами, завышены на 2018 год на сумму 2466,4 млн рублей, на 2019-й — на 3454,1 млн, на 2020-й — на 4581,9 млн рублей. Среди обнаруженных нарушений, позволивших исказить данные по реальным потребностям на госсубсидии, к примеру, такие: завышены показатели расчётной протяжённости автомобильных дорог и применены коэффициенты, учитывающие дифференциацию стоимости содержания автомобильных дорог федерального значения по количеству полос движения, отличающиеся от установленных правительством.
Запланированы госсубсидии и в адрес ГК «Внешэкономбанк» в виде имущественного взноса в размере 300 млрд рублей. При этом по результатам экспертно-аналитических и контрольных мероприятий Счётной палаты установлено, что нормативные и методические документы, регламентирующие расчёт потребности в бюджетных ассигнованиях на получение имущественного взноса на компенсацию части затрат, банком не разрабатывались. То есть цифра 300 млрд рублей взята просто с потолка.
По той же «методике» происходят закупки во многих федеральных министерствах и ведомствах. В результате одноимённые товары (ноутбук, планшет, многофункциональное устройство, кресло руководителя) для различных федеральных государственных органов закупают по ценам, различающимся от 2 до 7 раз!
…Проект госбюджета — это материализованные в конкретных цифрах представления правящего класса о том, кому и что будет позволено. Но самого главного мы так и не узнаем. Недаром у аналитического доклада Счётной палаты по бюджету есть целая глава (на 81-й странице) под грифом «Совершенно секретно». Вот где раздолье для цифр «с потолка»! Но главное и без того вполне понятно: такой бюджет лишает страну и большинство её граждан будущего.
Комментарий редакции: В целом, практика показывает, что основной статьёй расходов является фактическое спонсирование американской экономики — той самой страны, которая не скрывает враждебных устремлений против России. Однако денежные власти продолжают наращивать вложения в американские банки! Как это можно назвать? Разве не диверсия? Об этом надо активно говорить. Что же касается структуры бюджетных расходов, то она в очередной раз вскрывает классовую сущность проводившейся политики. Социальная сфера и реальный сектор экономики сажаются на «голодный» финансовый паёк, в то время как олигархические корпорации получают преференции. Те самые, которые обескровили нашу экономику и продолжают из России выкачивать все, что можно.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.