Вихрь Истории

Вихрь Истории

Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».

Вышла из печати большая иллюстрированная книга «Ветер Октября», приуроченная к 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Это полное биографическое повествование, посвящённое жизни и деятельности В.И. Ленина, его теоретическому марксистскому революционному наследию, а также становлению и кризису русского капитализма, полувековому пути социал-демократического и большевистского движения. Книга в 350 страниц содержит 250 воспоминаний современников, 212 извлечений из ленинских работ, 450 живописных иллюстраций из архивов и музеев России и ряда зарубежных стран. Главный редактор издания Игорь ПЕСТУН ответил на вопросы «Правды».

— О чём бы в первую очередь хотелось сказать самому авторскому коллективу по завершении этой объёмной работы?

— О том, что внимание к Ленину не угасает, а, может быть, и возрастает. Я имею в виду не оппортунистически сглаженную, осторожную его оценку как «великого исторического деятеля», а интерес к самим социалистическим идеям, к их теоретическому обоснованию, начиная с Карла Маркса. Не нашлось ни одного человека, который в силу «идеологических соображений» помешал бы делать книгу.

Если кто-то на наше предложение не отзывался, то это молчание мы понимали как отказ. Например, имея слабое представление о судьбе ленинских музеев за границей, мы направили письма в российские посольства, находящиеся на территориях стран, где бывал Владимир Ильич. Не получили ни одного ответа.

— Текст в книге довольно большой — 15 авторских листов, какая задача на него возлагалась и кто, собственно, автор?

— Это коллективный труд. Мы сошлись во мнении, что перед именем Ленина не должно быть никакого другого имени.

Задача состояла в подготовке исключительно повествовательного биографического текста. Это «чистая» история — не публицистика, не научное исследование.

Как ни покажется странным, полностью биографических книг о Владимире Ильиче не так много. К ним можно отнести несколько официальных публикаций биографии Ленина, вышедших в Политиздате, мемуары Н.К. Крупской, «Жизнь Ленина» Марии Прилежаевой (детская проза), теперь вот есть трилогия Владлена Логинова.

Ощущение такое, что писательское перо в советское время к теме Ленина намеренно не допускалось, историки упражнялись в литературе сами. Конечно, «Биография» — огромный капитальный труд, но «инструмент убеждения», которым он оперировал, мог только оттолкнуть от Ленина. В «Биографии», например, есть слова: «Он дал решительный отпор Мартову и его приспешникам, использовавшим съезд Лиги для беззастенчивой лжи и клеветнических выпадов против большевиков». Трудно представить, чтобы такой риторикой можно было завоевать сердца довольно расхристанного студенчества 1970-х.

Да, Владимир Ильич вёл бескомпромиссную борьбу со своими оппонентами по партии и по Совнаркому, но это не значит, что он не ценил их. И наоборот, Мартов, Струве, Туган-Барановский, Бухарин, Вольский (Валентинов) и многие другие в своих работах, «сами того не ведая», возвышали Ленина как учёного и практика. Воспоминания о Владимире Ильиче исчисляются сотнями, и у нас в книге их много — наверное, четвёртая часть текста. Воспоминания — это полифония взглядов, языка, мировоззрения и настроений того времени.

Другая особенность текста, может даже новизна, в том, что в значительной мере он посвящён экономике капитализма, с которым, собственно, и боролся Ленин. Цифры показывают положение «освобождённых» крестьян после 1861 года, растущую долю иностранного капитала, податную политику Российского банка, стачечное движение, бремя Русско-японской и Мировой войн, реалии столыпинских реформ. По советскому периоду до 1924 года даются масштабы разрушения и восстановления промышленности, динамика развития частного и государственного секторов, нормы продразвёрстки и продналога, заработки рабочих и прочее. Вступление к книге посвящено процессу образования внутреннего рынка для крупной промышленности в России — многовековой предтече капитализма, а также формированию освободительной мысли.

…Маяковский призывал: «Коротка и до последних мгновений нам известна жизнь Ульянова. Но долгую жизнь товарища Ленина надо писать и описывать заново». Однако кому сейчас за это браться? Ленинское документальное наследие насчитывает 108 томов, включая Полное собрание сочинений (55 томов), «Ленинские сборники» с под-готовительными материалами (40 томов), «Биографическую хронику» (13 томов) плюс отдельные тома по новым неизвестным документам Ленина и о его жизни в эмиграции. Именно своим колоссальным объёмом этот фактический материал уже не столько влечёт, сколько отпугивает автора. И неизвестно, появится ли такой, если вышеназванные тома были продуктом огромной интеллектуальной корпорации под названием «ИМЛ» с сотнями и тысячами привлечённых исследователей. В нынешних условиях новый серьёзный труд о Ленине мне кажется невозможным.

Так или иначе, после почти 30-летней паузы книга возвращает нас к нашему Ильичу, к цели и смыслу социалистических преобразований.

— Что оказалось более сложной задачей: текст или его иллюстративное сопровождение? Ведь в среднем на страницу приходится одно живописное изображение.

— «Ветер Октября» — самое иллюстрированное издание во всей книжной Лениниане.

В книге нет фотографий, за исключением фотопортретов фигурирующих персон. Нет, потому что фотографии примерно до 1920 года блёклы — и технически, и художественно: щелчок камеры — ничто по сравнению с восприятием мира художником.

Советские мастера написали множество картин о Ленине (в книге — О.Н. Вишняков, К.И. Герасимов, В.М. Орешников, М.М. Девятов, В.Н. Перельман, Вл. А. Серов, график П.Н. Староносов и другие). Но раз мы отказались от документальных фотографий, то образ Владимира Ильича надо было представить на фоне времени, событий. Конечно, плеяда русских художников-реалистов (в книге — это Г.Г. Мясоедов, В.Е. Маковский, Н.В. Неврев, В.А. Серов, Н.А. Касаткин, более поздние Б.В. Иогансон, В.С. Сварог, И.А. Владимиров и другие) оставила богатейшее наследство живописного искусства, максимально точно и объективно отражавшего действительность. Но реалисты писали далеко не всё, что было связано со временем Ленина.

Поэтому можно сказать, что живописная составляющая книги — в физическом, трудозатратном измерении — далась тяжелее.

Нынешний редактор по иллюстрациям, если он не берёт живопись из интернета, есть старатель на обвалившемся прииске. Вот, например, нужна картина Вл. А. Серова «Похороны В.И. Ленина», а где она находится? — некий всеохватный электронный каталог музейных фондов останется блефом министерства культуры. Нужна картина, изображающая столыпинскую переселенческую деревню, или Русско-японскую войну, или промышленный бум 1910-х годов, но тщетно обращаться в галереи за консультациями, там потребуют инвентарный номер. Случалось, что нужная картина оказывалась в скрутке — это такой метод хранения, создающий иллюзию, что холст займёт меньше места.

За границей ещё сложнее. В Польше, Чехии, Франции, Финляндии, Латвии в советские годы действовали ленинские мемориальные музеи. Сегодня остался только в Тампере, да ещё один в Риге восстановлен предпринимателем. Но если музей закрыт, то где его экспонаты? Поиски и переписка велись по году.

Отрадно, что в России сохранились все музеи Ленина (кроме Москвы, откуда экспонаты были перевезены в Горки Ленинские). Музеи и музеи-квартиры в Ленинграде, Выборге, в Разливе и Ильичёве под Ленинградом, в Шушенском, Минусинске, Подольске, Пскове, Самаре, Казани, Ульяновске, в посёлке Ленино-Кокушкино в Республике Татарстан и селе Алакаевка под Самарой хотя изменили свой статус, но действуют. Тамошние хранители не только выявляли искомые сюжеты, но и читали текст в рамках своей компетенции. Если бы не помощь региональных музеев, книга вышла бы ущербной.

Особая наша признательность Красноярскому государственному художественному музею имени В.И. Сурикова, Псковскому ленинскому музею, конечно же, Ульяновску.

Кроме живописи, книга приводит немало кинокадров из советских лент, где талантливые актёры Б. Щукин, М. Штраух, Ю. Каюров, М. Ульянов, позже В. Романов по игре и гриму мастерски запечатлели образ Ильича.

— Будет ли издание в электронной версии?

— Нет. Во всех соглашениях зафиксированы взаимные обязательства ни на йоту, ни на миллиметр не приближать книгу к интернету — этой всемирной цифровой свалке искусства. Читатель или зритель, который только и может быть таковым, в цифровую эпоху получил немыслимое право «соавторства» произведения: сломать его, исказить или уничтожить.

— Какой вам видится аудитория книги?

— Книга рассчитана на серьёзное чтение. Конечно, если человек держится позиции «моя хата с краю», если он приемлет своего хозяина («работодателя»), не задумываясь о том, что у него отбирают часть его труда и, говоря словами А. Куприна, обставляют это формой власти, законом, религией, государством, войной, моралью и полицией, — такой человек посчитает книгу ненужной. Но вдруг в одночасье всё ломается и встаёт вопрос: а общество может быть по-другому устроено?..

На переплёте книги — слова Владимира Ильича из его речи перед учителями в мае 1919 года, где он заметил: «Даже если бы завтра большевистскую власть свергли империалисты, мы бы ни на секунду не раскаялись, что мы её взяли. И ни один из сознательных рабочих, представляющих интересы трудящихся масс, не раскается в этом, не усомнится, что наша революция тем не менее победила. Ибо революция побеждает, если она двигает вперёд передовой класс, наносящий серьёзные удары эксплуатации. Революции при этом условии побеждают даже тогда, когда они терпят поражение».

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *