Бензин по 50 рублей за литр: Скоро в продаже

Публикуем материал, размещённый на сайте портала «Свободная пресса».

Цены на бензин в России снова бьют рекорды. С 7 по 13 ноября оптовые цены на АИ-92 выросли на 2,3% — до 42 тысяч 850 рублей за тонну, АИ-95 — на 1,7%, до 44 тысяч 990 рублей. Об этом свидетельствуют данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). Только в течение понедельника, 13 ноября, цены на эти марки топлива выросли на 0,4% и 0,2% соответственно.

По данным газеты «Коммерсант», причина такого аномального для российского рынка поведения — внезапный сбой в работе установки каталитического крекинга на Московском НПЗ «Газпром нефти». Остановка каткрекинга, по оценке экспертов, привела к выбытию примерно 50 тыс. тонн бензина в неделю.

Одновременно компания якобы сократила отгрузки бензина на рынок, а также начала скупать партии топлива на бирже, в ожидании повышения цен на внутреннем рынке. В частности, утверждает газета, «Газпром нефть» ведет переговоры о закупке бензина у «Роснефти».

Как заявил начальник профильного управления ФАС Дмитрий Махонин, причиной роста цен стала «реакция трейдеров», и для стабилизации рынка недостающие объемы будут перенаправлены с других НПЗ Центральной России, а также Омского НПЗ «Газпром нефти».

Между тем, аналитики отмечают, что ситуация с сокращением предложения бензина выгодна нефтяным компаниям. Из-за этой встряски производители могут быстрее реализовать эффект от роста мировых цен на нефть и, соответственно, экспортных цен на бензин, не дожидаясь фактического перенаправления бензина на экспорт.

Есть еще момент. В октябре стало известно, что правительство РФ приняло решение о повышении акцизов на автомобильное топливо на один рубль в 2018 году. Акциз будет поднят в два этапа — по 50 копеек за литр к стоимости бензина добавят с 1 января и с 1 июля 2018 года.

По данным Минэнерго РФ, на первом этапе цена бензина в рознице увеличится на 1,5% — всего на 60 копеек за литр. Однако эксперты смотрят на ситуацию менее оптимистично. По их оценкам, поэтапное введение акцизов приведет к двум волнам роста цен. И от действующих цен — чуть ниже 40 рублей на самые популярные сорта бензина — рост может составить около 2 рублей.

В итоге цена бензина, считают они, — причем при отсутствии шоков на нефтяном рынке — может подобраться к 41−45 рублям за литр. А в некоторых регионах РФ способна дойти до 47−50 рублей.

Все это позволяет предположить: проблемы на Московском НПЗ действительно стали для производителей «горючки» удобным предлогом, чтобы приблизить «золотое время». И далеко не факт, что государство вмешается в ситуацию, и станет регулировать цены на топливо в ручном режиме.

Летом этого года, на встрече с работниками Лебединского горно-обогатительного комбината, президент РФ Владимир Путин уже объяснял, почему в нефтедобывающей России цены на бензин растут. По его словам, «ни в коем случае нельзя позволять производителям, продавцам и посредникам задирать цены». «Но искусственно занижать их тоже нецелесообразно и даже вредно в конечном итоге для экономики в целом», — подчеркнул тогда глава государства.

Что на деле происходит с ценами на бензин, как скажется их рост на отечественной экономике?

— Рынок нефтепродуктов в России — это абсолютно монополистический сегмент, где игроков очень немного, — отмечает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — Если бы этот сегмент был рыночным, мы бы периодически наблюдали снижение цен на бензин. В действительности этого никогда не происходит. Поэтому сбой в работе Московского НПЗ — лишь повод, чтобы в очередной раз поднять цены. И я готов биться об заклад: когда установка каталитического крекинга снова заработает, никакого снижения цен мы, скорее всего, не увидим.

В целом, на отечественном рынке нефтепродуктов господствуют две тенденции, которые игнорируют все остальное. Первая — постоянное повышение цен на бензин, потому что так можно. А можно потому, что сила участников, контролирующих рынок бензина, выше, чем рыночная сила потребителей. И ФАС банально не имеет необходимого влияния, чтобы изменить эту ситуацию.

Вторая тенденция смыкается с первой — это повышение акцизов на бензин. И если у правительства РФ в перспективе снова возникнут проблемы с бюджетом (а они, на мой взгляд, неизбежно возникнут), акцизы на бензин, вполне вероятно, будут дополнительно увеличены. Дело в том, что акцизы — очень легкий налог, с точки зрения его взимания. И получение акцизов на бензин не составляет для кабмина ровно никакого труда.

К тому же бюджетная ситуация в России становится все хуже, и повышение других налогов проблематично. Поэтому доля акциза в цене на бензин будет и дальше повышаться.

В итоге получается, что интересы производителей бензина совпадают с интересами правительства. Первым выгодно поднять цены на топливо, чтобы получить больше прибыли, вторым — чтобы получить больше налоговых поступлений в бюджет.

При этом механизмов противодействия двум этим тенденциям в России просто нет. Да, цены на бензин временами замирают на одном уровне. Но едва возникает малейшая возможность поднять планку — повод находится, и цены снова растут.

«СП»: — Нынешнее повышение цен на бензин некоторые аналитики объясняют тем, что мировые цены на нефть растут. Это похоже на правду?

— Так говорят аналитики, близкие к правительственным кругам. Но и когда цены на нефть будут падать, а цены на бензин останутся прежними, эти аналитики будут объяснять, что это правильно. Что никак невозможно снизить цены на внутреннем рынке, поскольку у нефтедобывающих компаний упали доходы, и они не могут работать себе в убыток.

«СП»: — Как в реальности влияет на экономику рост цен на бензин? Подорожание топлива «в целом для экономики», как говорит наш президент, — это хорошо или плохо?

— Подорожание бензина всегда идет во вред экономике. Напомню, что цена топлива заложена во всех перевозках, плюс в тарифах на энергию. Это значит, что цена на бензин присутствует в цене всех без исключения товаров и услуг.

По сути, повышение цен на бензин является фактором, который разгоняет инфляцию. В России, правда, инфляционные процессы оказались подавленными резким падение реальных доходов населения за последние несколько лет. Но сегодня Банк России предупреждает: настанет момент, когда инфляция пойдет вверх. Именно потому, что бюджет будет всеми способами пытаться получить больше налогов, а компании, которые эти налоги уплачивают, будут пытаться скомпенсировать потери за счет потребителя.

Рост цен на бензин может оказаться катализатором этих процессов, поскольку прямо влияет на затраты на транспорте, в промышленности, сельском хозяйстве.

В конце концов, по мере удорожания топлива, большая часть экономики РФ вообще перестанет развиваться. В выигрыше останется лишь небольшая часть экономики, связанная с крупнейшими госкомпаниями. Но эти компании, замечу, остаются в выигрыше всегда — просто потому, что имеют возможность делать все, что им вздумается. Например, задирать цены на бензин до небес.

Комментарий редакции: Всем давно понятно, что постоянное взвинчивание нефтяными компаниями цен на бензин до небес негативно сказывается на социально-экономическом положении России. В итоге усиливаются процессы обнищания народа, а также снижается конкурентоспособность реального сектора экономики. И страна теряет перспективы. Следовательно, олигархи окончательно превратились в своеобразный «камень на шее» нашего государства. Вопрос в том, как следует поступить с ними. На слуху разговоры о «монополизации» нефтяного рынка и о целесообразности создания «конкурентной среды». Сразу заявляем, что данные меры не будут способствовать снижению цен на топливо. Современный капитализм является по своей природе монополистическим. Если даже провести масштабное разукрупнение крупных компаний, то объективная реальность заставит новоявленных мелких и средних игроков концентрировать свои усилия. Разве итоги «реформы» элекроэнергетики, проведённой в 2000-ые годы, ни о чём не говорят? Тогда чубайсовцы тоже сулили всем снижение цен в случае «раздробления» РАО ЕЭС. Ну и чем дело кончилось? Новые независимые компании начали вступать в ценовой сговор, приведший к значительному удорожанию платы за электроэнергию. Мы уж не говорим о таких «сюрпризах», привнесённых данным чубайсовским экспериментом как отсутствие централизованного игрока, ставящего задачи развития и координирующего его, разрыв технологической цепочки (со всеми вытекающими последствиями) и о разрозненных активах, стремящихся к стихийно консолидации. Поэтому речь должна идти о другом — о национализации нефтяной промышленности.

ПОДЕЛИТЬСЯ: