Публикуем материал, размещённый на сайте портала «Свободная пресса».

Цены на бензин в России снова бьют рекорды. С 7 по 13 ноября оптовые цены на АИ-92 выросли на 2,3% — до 42 тысяч 850 рублей за тонну, АИ-95 — на 1,7%, до 44 тысяч 990 рублей. Об этом свидетельствуют данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). Только в течение понедельника, 13 ноября, цены на эти марки топлива выросли на 0,4% и 0,2% соответственно.

По данным газеты «Коммерсант», причина такого аномального для российского рынка поведения — внезапный сбой в работе установки каталитического крекинга на Московском НПЗ «Газпром нефти». Остановка каткрекинга, по оценке экспертов, привела к выбытию примерно 50 тыс. тонн бензина в неделю.

Одновременно компания якобы сократила отгрузки бензина на рынок, а также начала скупать партии топлива на бирже, в ожидании повышения цен на внутреннем рынке. В частности, утверждает газета, «Газпром нефть» ведет переговоры о закупке бензина у «Роснефти».

Как заявил начальник профильного управления ФАС Дмитрий Махонин, причиной роста цен стала «реакция трейдеров», и для стабилизации рынка недостающие объемы будут перенаправлены с других НПЗ Центральной России, а также Омского НПЗ «Газпром нефти».

Между тем, аналитики отмечают, что ситуация с сокращением предложения бензина выгодна нефтяным компаниям. Из-за этой встряски производители могут быстрее реализовать эффект от роста мировых цен на нефть и, соответственно, экспортных цен на бензин, не дожидаясь фактического перенаправления бензина на экспорт.

Есть еще момент. В октябре стало известно, что правительство РФ приняло решение о повышении акцизов на автомобильное топливо на один рубль в 2018 году. Акциз будет поднят в два этапа — по 50 копеек за литр к стоимости бензина добавят с 1 января и с 1 июля 2018 года.

По данным Минэнерго РФ, на первом этапе цена бензина в рознице увеличится на 1,5% — всего на 60 копеек за литр. Однако эксперты смотрят на ситуацию менее оптимистично. По их оценкам, поэтапное введение акцизов приведет к двум волнам роста цен. И от действующих цен — чуть ниже 40 рублей на самые популярные сорта бензина — рост может составить около 2 рублей.

В итоге цена бензина, считают они, — причем при отсутствии шоков на нефтяном рынке — может подобраться к 41−45 рублям за литр. А в некоторых регионах РФ способна дойти до 47−50 рублей.

Все это позволяет предположить: проблемы на Московском НПЗ действительно стали для производителей «горючки» удобным предлогом, чтобы приблизить «золотое время». И далеко не факт, что государство вмешается в ситуацию, и станет регулировать цены на топливо в ручном режиме.

Летом этого года, на встрече с работниками Лебединского горно-обогатительного комбината, президент РФ Владимир Путин уже объяснял, почему в нефтедобывающей России цены на бензин растут. По его словам, «ни в коем случае нельзя позволять производителям, продавцам и посредникам задирать цены». «Но искусственно занижать их тоже нецелесообразно и даже вредно в конечном итоге для экономики в целом», — подчеркнул тогда глава государства.

Что на деле происходит с ценами на бензин, как скажется их рост на отечественной экономике?

— Рынок нефтепродуктов в России — это абсолютно монополистический сегмент, где игроков очень немного, — отмечает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — Если бы этот сегмент был рыночным, мы бы периодически наблюдали снижение цен на бензин. В действительности этого никогда не происходит. Поэтому сбой в работе Московского НПЗ — лишь повод, чтобы в очередной раз поднять цены. И я готов биться об заклад: когда установка каталитического крекинга снова заработает, никакого снижения цен мы, скорее всего, не увидим.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.