«Антонову» взлёт запрещён

«Антонову» взлёт запрещён

Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».

Авиалайнеры государственного предприятия «Антонов» считались самыми надёжными в мире. Но то, что не удавалось непредсказуемой воздушной стихии, оказалось вполне по плечу основателям новейшей Украины.

НЕСМОТРЯ НА ТО, что 19 июля этого года было подписано постановление кабмина о ликвидации флагмана украинского авиапрома — госпредприятия «Антонов» и правительство создало ликвидационную комиссию во главе с замминистра экономического развития и торговли Юрием Бровченко, в коллективе заявили: они продолжат работать, как и работали, а на рынке их продукция по-прежнему будет представлена под известным брендом «Антонов». Правда, постоянно вставляли палки в колёса заранее расставленные на ключевых постах в «Антонове» управленцы, близкие к окружению президента страны. Так, в прошлом году главой госконцерна стал «выходец из спецслужб» Александр Коцюба, по слухам, близкий к администрации Петра Порошенко.

Финальной точкой скандала в «Антонове» стал уход в отставку многолетнего руководителя концерна и генерального конструктора Дмитрия Кивы.

В начале ноября нынешнего года пресс-служба ГП «Антонов» сообщила, что специалисты предприятия ведут переговоры с российскими коллегами о продлении лётной годности Ан-124-100 «Руслан», которые использует российская ООО «Авиакомпания «Волга-Днепр». Напомним, что «Антонов» на протяжении многих лет был наиболее крупным «гражданским» партнёром киевского концерна в Российской Федерации и пользователем её тяжёлых транспортных самолётов при предоставлении услуг по воздушным перевозкам крупногабаритных и нестандартных грузов. Но начиная с 2016 года сотрудничество между ГП «Антонов» и ООО «Авиакомпания «Волга-Днепр» полностью прекращено.

К тому моменту транспортное подразделение концерна, известное как «Авиалинии Антонова», имело в своём распоряжении 7 самолётов «Руслан». В распоряжении Военно-космических сил Российской Федерации находилось 16 экземпляров Ан-124 в модификации военно-транспортного самолёта. Ещё 8 машин этой марки различных модификаций принадлежали ОАО «Государственная авиакомпания «224 Лётный отряд» — российскому авиапредприятию, являющемуся дочерней структурой минобороны РФ. А гражданская авиатранспортная компания «Волга-Днепр» располагала 12 мощнейшими в мире транспортниками гражданских модификаций Ан-124-100 и Ан-124-100М. Ещё по одному такому исполину есть в азербайджанской компании Silk Way Airlines и Maximus Air Cargo из ОАЭ. На задних дворах аэропортов в Воронеже, Киеве и Триполи, по официальным данным, хранятся ещё три самолёта или то, что от них осталось.

В госкомпании «Антонов», формально числящейся за концерном «Укроборонпром», 3 ноября выпустили официальный релиз, в котором уведомлялось: именно это предприятие является разработчиком и, соответственно, держателем сертификатов типа самолётов «Ан», в частности, транспортного самолёта Ан-124-100 «Руслан». И поэтому продление ресурсов этой авиационной техники — прерогатива исключительно ГП «Антонов».

Невыполнение «Антоновым» и Украиной обязательств, обусловленных целым рядом международных правил и отечественным законодательством, приведёт к применению соответствующих международных санкций. В частности, к запрету международных полётов самолётов марки «Ан», а также к передаче функций разработчика другим органам, уполномоченным страной-пользователем воздушных судов.

В соответствии с действующими международными стандартами организация разработчика остаётся ответственной за сохранение целостности конструкции самолёта. Для ведомств гражданской авиации представители организации-разработчика обязаны оставаться контактными лицами при решении проблем, которые могут потребовать разработки корректирующих мероприятий в течение всего срока их эксплуатации.

Именно с целью соблюдения своих обязательств специалисты ГП «Антонов» выполнят работы по оценке технического состояния самолёта Ан-124-100 «Руслан» ООО «Авиакомпания «Волга-Днепр», не входящего в перечень компаний, к которым, согласно решению СНБО Украины, применяются санкции.

Однако секретарь СНБО Украины Александр Турчинов заявил о предельно жёсткой позиции власти в отношении сотрудничества ГП «Антонов» с российскими авиастроителями.

«Все, кто сотрудничает с агрессором, должны сидеть за решёткой. Это моя позиция, — приводит его слова портал Цензор.net. — Мы проверим данную информацию, и если есть хоть намёк на то, что имеется сотрудничество, усиливающее обороноспособность РФ, будем арестовывать».

А ведь кроме того, что авиаконструкторы «Антонова» хотят выполнить взятые на себя обязательства и сохранить высокую международную репутацию, им нужно как-то жить, содержать семьи, зарабатывать хоть какие-то средства для выживания коллектива своего предприятия. Ведь тот же Турчинов им никакой реальной альтернативы в виде заказов от министерства обороны Украины не предложил.

В этом плане стоит рассмотреть ситуацию на ещё одном украинском предприятии — Харьковском авиазаводе. Похоже, США выделяют 150 миллионов для его окончательного уничтожения.

На последнем авиасалоне в Дубае киевский госконцерн «Укроборонпром» подписал с американской компанией Oriole Capital Group некое соглашение о производстве военно-транспортных Ан-74 как раз на харьковском государственном авиационном производственном предприятии (ХГАПП). Генеральный директор «Укроборонпрома» Роман Романов отметил, что договорённость по привлечению инвестиций из США является сверхважным событием для Украины: «Фактически это чёткий сигнал, «зелёный свет» для других инвесторов, которые сейчас обдумывают возможности инвестиций в украинскую высокотехнологичную промышленность». Аналогичного мнения придерживаются и в Киеве.

Но у экспертов после ознакомления с официальным сообщением возникает целый ряд вопросов. Как сообщается на сайте «Укроборонпрома», «речь идёт о серийном производстве на мощностях ХГАПП украинских Ан-74 в различных модификациях. В свою очередь Oriole Capital Group получит право на инвестиции в производство, модернизацию и сбыт этих самолётов». Ключевым элементом данного стратегического партнёрства является модернизация существующего производства, полное вовлечение всех 3000 специалистов харьковского предприятия, а также программа по модернизации самолётов и авионики, которая поможет повысить эксплуатационные возможности самолёта Ан-74, отмечают в «Укроборонпроме».

Но при этом не уточняется сама форма сотрудничества с Oriole Capital. Указывается лишь на обязательство американской компании инвестировать 150 миллионов долларов в модернизацию ХГАПП. При этом в документе, изложенном на двух языках и подписанном сторонами, всячески обходится конкретная форма соглашения. То есть речь идёт лишь о намерениях сторон. Перечисляется огромная линейка возможного долговременного сотрудничества, но конкретно названа лишь сумма, которую планируют истратить американцы, — 150 миллионов долларов, что для начала серийного производства авиалайнеров просто мизерно. Очевидно, что ни о каком привлечении к работе трёх тысяч сотрудников предприятия речь идти не может, как и о переоснащении производства.

СУТЬ В ТОМ, что с 1983 года удалось построить 80 машин, которые эксплуатируются чуть ли не десятком государств. Сегодня стоимость одного экземпляра Ан-74 превышает 30 миллионов долларов. О каком массовом или серийном производстве можно говорить, если денег едва хватит на 5 машин?

Напрашивается только один вывод: янки заходят на не работающий уже несколько лет завод для того, чтобы выбрать остатки производственного потенциала. В цехах предприятия стоят как минимум два Ан-74, строившиеся ещё для Ливии времён Каддафи. Имеются уже готовые различные элементы конструкции для других машин. Восстанавливать былую мощь завода, выпускавшего с 1926 года тысячи и тысячи самых разнообразных самолётов, американцам совершенно ни к чему. За пару лет подчистят остатки, получат очень недорого хорошие самолёты, отправят оборудование на металлолом и оставят после себя пустырь. Более-менее ценное оборудование в зачёт недополученных самолётов будет вывезено вместе с теми немногими специалистами, которые представляют интерес.

Если в Киеве авиагигант уничтожается под грозный окрик секретаря СНБО, то в Харькове — при помощи валютной подачки.

Уже стало очевидным фактом, что в результате подобного «сотрудничества» за четверть века некогда мощнейшая авиационная отрасль бывшей УССР уничтожена подчистую. Заключались десятки подобных контрактов, но лишь эпизодическое сотрудничество с Россией приводило к мелкосерийному производству, позволяя хоть как-то выживать уникальному предприятию. Но, похоже, выводы делать уже поздно…

Автор: В.М.Т.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *