Работники авиакомпании «ВИМ Авиа» борются за выплату задолженности по зарплате

Работники авиакомпании «ВИМ Авиа» борются за выплату задолженности по зарплате

29 декабря 2017 года в Москве, около здания Администрации президента РФ собрались бывшие сотрудники авиакомпаний «ВИМ Авиа» и «Когалымавиа», не получающие заработную плату на протяжении нескольких месяцев. На встрече с ними присутствовали депутат Государственной Думы, первый секретарь Московского городского комитета КПРФ В.Ф. Рашкин, депутат Государственной Думы VI созыва, секретарь МГК КПРФ В.Р. Родин, главный редактор газеты «Правда Москвы» Ю.Б. Михайлова.

Работники «ВИМ Авиа» (часть из них — бывшие сотрудники «Когалымавиа», пришедшие в новую компанию после банкротства прежней) рассказали о прекращении фирмой пассажирских перевозок с октября нынешнего года, об огромной задолженности по заработной плате, о приближении самой компании к банкротству. Пришедшие сотрудники авиакомпании заявляли о невозможности получения копий трудового договора и, как следствие, перейти на другую работу. Последнее связано с «потерей» документов (трудовые книжки находятся в различных коробках, размещённых по разным помещениям, которые никто не может забрать). В этом работники фирмы убедились полтора месяца назад, когда они, придя в офис компании, чтобы забрать свои вещи, обнаружили, что помещение оказалось разгромленным. После 17 ноября их даже не пускают в здание офиса «ВИМ Авиа». Дело дошло до того, что собственник фирмы активно выступает против создания профсоюза работников.

Руководство «ВИМ Авиа» цинично демонстрирует собственное пренебрежение нуждам своих бывших работников. Люди, пришедшие к Администрации президента, сообщили, что на все вопросы о погашении долгов по зарплате им заявляют об «отсутствии финансовых ресурсов». Хотя, как справедливо заметил В.Ф. Рашкин, у собственников компаний по определению не могут отсутствовать деньги. Как правило, они спрятаны в офшорах. По крайней мере, результаты расследований, проводившихся правоохранительными органами в отношении других обанкротившихся фирм, неоднократно выявляли данные факты.

Все попытки обращения сотрудников авиакомпании в правительственные органы, в Генеральную прокуратуру не принесли результата. В результате люди месяцами вынуждены едва сводить концы с концами. Аналогичным образом обстоит дело и с работниками компании «Когалымавиа», которых постигла аналогичная участь. Одновременно заметим, что сотрудники последней фирмы, оставшись без заработной платы, в поисках нормальных условий труда перешли в компанию «ВИМ Авиа». Однако и здесь их ограбили работодатели.

Впрочем, утверждать о полном молчании властей было бы не вполне корректно. На протяжении последних дней правительственные чиновники начали в открытую высказывать своё нежелание оказывать какое-либо содействие работников авиационной фирмы, пострадавших от рук финансовых махинаторов. Так, во время межведомственного собрания в Министерстве труда, прошедшем 26 декабря, сотрудники «ВИМ Авиа» столкнулись с откровенным хамством и цинизмом со стороны бюрократов. Так, последние заявили, что государство якобы не должно вмешиваться в деятельность «частных лавочек», что работники авиакомпании сами должны искать себе новую работу. В ход шли прямые оскорбления пострадавших.

 

Чтобы не быть голословными, приведём выдержку из стенограммы вышеупомянутого собрания (примечание:  курсивом с жирным шрифтом выделены речи чиновников — заместителя руководителя Роструда и заместителя главы Росавиации. А обычным курсивом — речи представителей коллектива работников «ВИМ Авиа» — например, начальника отдела персонала компании,):

                                                  * * * * *

«звучали обещания (про обещания властей решать вопрос погашения задолженности по зарплате — прим. авт) от Минтранса, какие-то распоряжения. Были заявления…, что возможно погашение средств из государственных резервов. Не потому что частная компания обанкротилась, а потому что в компании возник кризис по вине того, что несколько лет надзорные органы не видели, что такая ситуация в компании происходит. Дело ведь сейчас о намеренном банкротстве заведено. То есть, понятно, что это всё будет очень долго, но…. есть возможность погашения из резервов каких то. И к кому нам сейчас обращаться? Ну заявления были в средствах массовой информации. Я точно таких документов не видела, но они звучали… 

В понедельник вчера мы отнесли письмо в Дом правительства. Там триста с лишним подписей было господину Дворковичу, который нами уже занимался и ждём от него ответ, соответственно, в течение месяца…. Чего нам ждать, какие сроки и что сказать коллективу? То есть, чего мы ждём: банкротства? Все как бы прекрасно понимают, что ничего от компании не останется. Около Минтранса мы стояли много дней с пикетами. К нам подходили сотрудники каждое утро и говорили: «Я сотрудник, должность и фамилию я не скажу. Я занимаюсь Вашим вопросом. Но, скорей всего, в компании, Вы уж понимаете, денег не останется. В компании денег уже нету». Говорит: «Если есть возможность, скорей всего, могут быть погашены (долги по зарплате — прим.авт.) только из резервов». К кому ещё обратиться?… Потому что мы сейчас стучим во все двери, пишем во все инстанции, с КПРФ взаимодействуем, другим депутатам пишем. Ну как бы везде… И стоим с пикетами везде. Как нам действовать?

«О погашении долгов… Правительство действительно принимало решение о выделении средств для погашения определённой задолженности. И этот вопрос просматривался — я имею ввиду возможность погашения заработной платы за счёт резервов. Действующим законодательством эта возможность, к сожалению, не предусмотрена. И ни при каких условиях из резерва долги по зарплате погашены быть не могут…»

«А вот то, что Медведев заявлял буквально несколько дней назад, что там по самым проблемным предприятиям будут погашены долги? И вот все инстанции, в которые мы обращаемся, говорят: «Да, нами занимаются, да, рассматривают, да, ещё что-то». То есть, нам предлагают дальше ко всем обращаться. И кто из них поможет… достучаться? До кого?»

«Во всех случаях, когда речь идёт о негосударственных предприятиях и учреждениях, за счёт различных резервов долги по заработной плате гаситься не могут»

«На работу надо устраиваться» (ответ другого представителя государственных структур — прим.авт.)

«Я отработала… в «Когалымавиа». Мы эвакуировали пассажиров по приказу президента. Извините, нам не выплатили».

 

Далее чиновники начинают переходить к откровенному цинизму:

 

«Каждый год, раз в год, разваливается компания. Каждый год это всё происходит. И каждый год надзорные органы приезжают в компанию, контролируют эту компанию. Каждый год происходит одно и то же.

«Мы выполняем свои обязательства и нам зарплаты нет. Государство есть, которое… проверяет те же компании. Они контролируют. Как они контролируют? Они не знали что ли, что находится в этом сарае — в компании? Каждый раз проходит проверка. Как вы проверяете? Вы не знаете это?»

«Вы кому задаёте вопрос?»

«Налоговая служба здесь есть?»

«Есть»

«Ну вы же приходите. Трудовая инспекция приходит на проверку компаний, приходит налоговая инспекция на проверку компании. Как так?»

«»Так» — что?»

«Но ведь Вы же мониторите Любая компания… она — под колпаком государства».

«…мы авиакомпанией не занимаемся. Она на учёте в качестве юридического лица…» (ответ представителя ФНС — прим.авт)

«В частной компании дело произошло, а расхлёбывать должно государство»

«А кто должен?!»

«Мы должны расхлёбывать это всё?!. Мы выполняем свой труд».

«Послушайте… Ваша борьба за деньги не должна препятствовать поиску работы. Поймите правильно».

«Мы её ищем»

«Вот вы в компанию «Россия» ходили…? Не ходили! В «Сибирь» ходили? Не ходили!» 

«Это лично Ваша задача»

«Просто вопрос в другом — это же не просто частная компания, которая разоряется…»

«Это частная компания!»

«Давайте начнём с того, что авиационная отрасль — это стратегическая отрасль. У нас есть надзорные органы — Росавиация и Министерство труда, которые несколько лет получали фальшивые документы, о которых сейчас все говорят и закрывали на это глаза. Это — один из крупнейших перевозчиков. Кто-то должен за это ответить?! Мы будем добиваться, будем писать во все инстанции».

«Государство, которое не имеет возможности участвовать в управлении авиакомпанией, не может отвечать за её неправомерные решения».

«Вы можете бороться и искать в правде сколько угодно… Ищите работу, чтобы у Вас не было разговоров о том, что у Вас…» 

«Спрашиваю — кто виноват?»

«Если речь идёт о тяжёлом материальном положении, то авиакомпании готовы рассматривать Вас как кандидатов приёма на работу. Это новая заработная плата. Если речь идёт об отстаивании своих интересов по отношению к задолженности заработной платы, увольнение, тем не менее, не препятствует продолжать защищать свои права и претендовать на задолженность заработной платы.»

«Ещё раз хочу подчеркнуть: ВИМ Авиа — компания частная, не государственная! Надзорные ведомства сработали так, как они сработали. На мой взгляд, сработали компетентно. Если у Вас есть какие-то вопросы в связи с качеством и компетентностью работы надзорных ведомств, заявите об этом»

«Мы заявляем… Если Вы нас немного направите, мы всё таки как бы не юристы. Мы можем на всех подряд прямо писать? Или выбрать кого-то конкретного?»

Затем чиновники призывают «всё-таки поактивнее осуществлять другие какие-то свои действия». «Я имею в виду будущее трудоустройство, обращение в Центр косультационной поддержки за получением информации. Проявите интерес к этому. Мы готовы Вам помочь. Мы вас специально для этого сегодня пригласили — для получения исчерпывающей информации о ситуации в компании, о тех возможностях, которые мы готовы в дальнейшем исполнять. И мы готовы с Вами сотрудничать в открытом диалоге. У меня к Вам только просьба — Вы меня извините, конечно, но я сегодня услышал элементы злоупотребления правом со стороны сотрудников. Я уважаю Ваше право на заработную плату и, безусловно, мы будем делать всё, чтобы эту заработную плату взыскать и выплатить Вам. Но, будьте любезны, тогда ещё и идти на встречу. Вы понимаете в какой ситуации компания сегодня оказалась, какие ведомства сегодня подключены к решению этих проблем. Мы будем эти проблемы решать. Но, будьте любезны, ещё и проявить некоторое понимание ситуации».

«Я проявлю, когда мне заплатят. Просто сейчас долг передо мной практически равен моей годовой зарплате. То есть, мне надо год поработать, ни на что не тратить…»

«Дважды долг, с двух компаний»

«Долг с компании никто не снимал и снимать не будет»

«Ну а жить на что?»

«Ну хорошо, уволите Вы сейчас министра, добьётесь увольнения министра транспорта. Деньги появятся?»

«Нет. Но в будущем как бы будем знать, что мы живём в стране, где хоть кто-то начинает понемножку следить и отвечать за свои действия в сфере авиации».

«Те, кто должен отвечать, они сейчас преследуются по закону».

«Как они преследуются?! Можно про преследование? Следственный комитет вёл дело «Когалымавиа»…»

«Подождите, мы находимся в Роструде, а не в Следственном комитете. Давайте мы закончим дебаты…»

                                                                   * * * * *

На наш взгляд, последнее даже комментировать излишне. Отметим лишь, что в условиях капитализма, фактического попрания конституционного права на труд работодателями отказ государства в помощи гражданам в вопросах трудоустройства фактически означает их выталкивание на улицу. Что же касается рассуждений о том, что государство не должно поддерживать «частные лавочки», то после действий правительства по финансовому спасению за счёт бюджетных средств бизнес-империй Дерипаски, Усманова и прочих олигархов, соответствующие слова в очередной раз подчёркивают двойственный характер политики правительства. Это во-первых.

Во-вторых, в октябре нынешнего года, после завершения перевозки «отпускников» (лиц, застрявших в отпусках по причине внезапного прекращения выполнений рейсов самолётами «ВИМ Авиа»), Росавиация поручила соответствующей компании обслужить участников Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Данная просьба была выполнена. Однако никакой оплаты труда после завершения перевозок участников фестиваля не было. Имели место лишь выплаты авансов в октябре – под зарплату. Работники «ВИМ Авиа» не уклонились от участия, ответственно подошли к выполнению своих обязанностей. Но заработанного так и не увидели.

Разве это не говорит о «двойной морали» тех, кто пускался в рассуждения о «невмешательстве» государства в деятельность частных фирм?

Кроме того, сотрудники «ВИМ Авиа», рассуждая о возможных причинах банкротства компании, успешно функционирующей на рынке около 15 лет, полагают, что дело обусловлено ошибочными действиями менеджмента, а также его алчностью. В частности, прозвучало заявление о заключение огромного числа контрактов, выполнение которых компании оказалось непосильным. Также они предполагают, что руководство фирмы, помимо официального авиационного бизнеса, параллельно занималась иной деятельностью. То есть, всё дело в финансовых долгах, а не в самолётах. А последнее выяснить в деталях представляется нереальным в силу закрытого характера действий управленческого персонала во всех вопросах – от осуществления стандартных финансовых операций до подготовки к началу процедуры банкротства. Всё  это, по словам сотрудников «ВИМ Авиа», в чистом виде продолжение «лихих 90-х», но в иной обёртке.

Валерий Рашкин, выслушав присутствовавших работников фирмы «ВИМ Авиа», пообещал оказать им содействие в решении проблемы. Он заявил о необходимости формирования инициативной группы в виде общественной организации и подачи заявлений на имя депутата для последующего рассмотрения проблемы авиакомпании Государственной Думой. Необходимо осуществить выплату задолженностей по зарплате. Не менее важно определиться с вопросом о будущем самой компании. Существуют два варианта: либо удастся предотвратить её разорение и в перспективе поставить на ноги (по аналогии с НПО «Молния»), либо признать банкротом, досконально расследовав всю её деятельность, объективно оценив положение организации. В последнем случае, подчеркнул В.Ф. Рашкин, следует принять решение о введении внешнего управления компанией, о её спасении путём смены руководства либо инвестиций. И, соответственно, уделить внимание вопросу трудоустройства бывших работников «ВИМ Авиа».

Пресс-служба МГК КПРФ

 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *