В начале 90-х годов прошлого века нередко можно было наткнуться на тусовки (которые почему-то назывались митингами) неких странных людей, которые всё происшедшее со страной определяли происками мифических «жидомасонов». Сегодня таких чудаков почти не осталось, но зато появились другие, которые любого критика нынешнего режима называют коммунистом, «оболванивающим современную молодёжь». 12 декабря в роли «гонителя коммунистов» на страницах газеты «Московский комсомолец» выступил «заслуженный учитель РФ» Евгений Ямбург.
В своей «реплике» он вступил в полемику с писателем Игорем Малышевым, который в номере от 5 декабря опубликовал своё мнение о том, «кто заинтересован в подаче советской истории исключительно в «лагерном свете» под заголовком «Бенефециары ГУЛАГА». Писатель вполне обоснованно делает вывод о том, что многолетняя пропагандистская кампания о репрессиях советского времени была призвана под некоей дымовой завесой сокрыть от сознания россиян тот очевидный факт разворовывания созданных многими поколениями материальных ценностей. «Хозяевам жизни», – пишет Игорь Малышев, — не интересны ни сотни тысяч. Ни гипотетические десятки миллионов жертв ГУЛАГа сами по себе. Зато «господа» кровно заинтересованы в том, чтобы сохранить за собой и потомками всё «отжатое» за постсоветские годы. По этой причине слова «социализм» и «советский» вызывают у них реакцию сродни панической атаке, и лучшей гарантией благосостояния наших нуворишей будет, если и мы тоже станем испытывать подобную реакцию. Если в каждую голову посадить виртуальную сторожевую собаку, которая станет взрываться оглушительным лаем. Едва заслышав об СССР или Октябрьской революции, это будет лучшей защитой их собственности. И ради такой «святой» цели они не пожалеют ни сил, ни средств.
Нужно, чтобы обыватель даже и подумать не мог, будто «заводы-газеты-пароходы» могут быть не частной, а общественной собственностью, что капитализм в принципе не самый лучший строй, а капиталистическая демократия не самая демократическая. И ЕСЛИ У КОГО-ТО ЕСТЬ СОМНЕНИЯ, ЗНАЧИТ, ОН СОБИРАЕТСЯ ВЕРНУТЬ НАС ОБРАТНО В ГУЛАГ».
Я сознательно выделил эту последнюю фразу из цитаты статьи Игоря Малышева для того, чтобы обратить внимание читателей на то, что в полемической реплике «заслуженного учителя РФ» Евгения Ямбурга именно такой смысл и содержится. Он так отзывается о статье писателя: «Вполне себе обычная статья человека, исповедующего коммунистические взгляды, убеждённого в том, что СССР развалили старые антисоветчики, которые оболванили два поколения, вогнав страшный и прекрасный период жизни огромной страны в пять букв – ГУЛАГ. А сейчас поколение старых антисоветчиков сходит со сцены, но дело их процветает. Новое поколение подхватило эстафету у Солженицына и перестроечного «Огонька» и выдаёт на-гора книги и сериалы про лагеря, подвалы и забрызганные кровью сапоги энкавэдэшников. На смену Солженицыну пришли персоналии из списка «Форбс», которые продолжают разрушительную работу прорабов перестройки с ясной целью: сохранить в своих руках награбленное».
В этой цитате, кстати говоря, «заслуженный учитель РФ», на мой взгляд, вполне адекватно передаёт смысл статьи писателя, кроме двух важных моментов. Во-первых, он не утверждает, что «СССР развалили старые антисоветчики». Этот примитивный вывод принадлежит самому Евгению Ямбургу. А во-вторых, писатель ни разу не отождествил себя с партией коммунистов. Все его сравнения, что было и что есть сегодня, построены на элементарной логике, а его выводы – это выводы миллионов россиян. Так, что, если подходить объективно, то утверждение «заслужённого педагога РФ» по оценке статьи писателя Малышева: «Схема понятная и простая как мычание», — относится к реплике самого Е. Ямбурга.
Интересно, что в целях «размазать по стене» «взгляды господина Малышева» Е. Ямбург прибегает к историческим фактам. 24 декабря 1958 года вышел Закон СССР «Об усилении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». На основе этого закона была запущена очередная реформа… Так появились производственные бригады… выпускники целыми классами определялись на завод или птицефабрику…С 1959 г. для поступления в вуз необходимо предъявить справку о прохождении трудовой закалки в рабочем коллективе. В результате с идеологией всё в порядке, но как быть с реальной жизнью?»
«Это ничего, что школьники теряют мотивацию к напряжённой учёбе в старших классах, а после выпуска используются в основном на примитивных работах, напрасно теряя при этом силы и время, необходимые для получения полноценного образования? Между тем потеря драгоценного времени при погружении в точные науки невосполнима. Там фундаментальные открытия делаются преимущественно в молодые годы». Вот припечатал, так припечатал. Однако есть одно но… В 1958 году самому «заслужённому педагогу РФ» Е. Ямбургу было всего… семь лет от роду, сам он через действие этого закона не проходил, размышления его оторваны от жизни, а вот на меня от его слов повеяло старыми, почти забытыми дискуссиями.
Дело в том, что я в 1959 году вместе с товарищами по классу 453-й школы Москвы первые две недели июня трудился на полях какого-то ближайшего к столице совхоза. Район Перовского шоссе и трёх Карачаровских улиц был населён семьями рабочих. Для нас, их детей, труд не был чем-то из ряда вон выходящим. У многих были родственники в деревнях, естественно, что. если на летних каникулах живёшь у бабуши и дедушки, то и помогаешь им по хозяйству. После работы на совхозных полях, я, как обычно, приехал к бабушке с дедушкой и обнаружил, что в соседних домах живут дачники, в том числе и мальчики моего возраста, которые ни на каких полях не работали, а две недели загорали и купались в Москве-реке. Их отцы, видимо, были какими-то «шишками» в Москве, имели возможность избавить своих чадушек от работы на полях с тяпками в руках или с какими-нибудь инструментами в заводских цехах. Интересно, что вот эти самые ребятки, на нас, пареньков из рабочих семей, смотрели свысока, как на людей второго сорта. С одним из них у меня возник не только идеологический диспут, но дело чуть не дошло и до «физического контакта», говоря научным слогом, я был готов набить ему морду, от чего спасла мальчика его мамаша.
Позднее, размышляя над этой историей, я понял, что эти и другие подобные ребятки и стали той самой «золотой» советской молодёжью, которая оказалась столь падкой на «низкопоклонничество перед Западом». А ещё позднее я понял и ответ на вопрос писателя Всеволода Кочетова, предназначенной этой «молодёжи»: «Чего же ты хочешь?». Само время дало на него ответ: «Они хотели одного: капитализма и своего процветания в его условиях, в рамках «святой собственности». И когда им выпал шанс «прихватизировать» народное добро, своего не упустили. Но при этом они прекрасно понимают, что в России удержать русский народ в скотских условиях очень долго не получится. Но эти их проблемы волновать народ совершенно не будут.
Что касается учения и учёных. Е. Ямбургу было бы полезно ознакомиться с биографией одного из крупнейших математиков ХХ века Евгения Фроловича Мищенко (1922 – 2010). В 1940—1946 годахон находился в действующей армии. В 1946 г. поступил намеханико-математический факультет МГУ. С 1954 года и до конца жизни работал в Математическом институте им. В.А. Стеклова РАН (МИАН). С 1994 года — главный научный сотрудник МИАН (в 1959—1994 годах — заместитель директора), член Бюро Отделения математики РАН, советник РАН (с 1994 года). Как видите, талант человека не пропал. И по тем законам, которые цитировал Е. Ямбург, никто детей на самом деле не тиранил, и возможности получать высшее образование не лишал. Этот факт не плохо было бы учесть «заслужённому учителю РФ»!
Валентин Симонин
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.