Валерий Рашкин выступил в Госдуме против «оптимизации» в сфере здравоохранения

Валерий Рашкин выступил в Госдуме против «оптимизации» в сфере здравоохранения

По материалам публикаций на Центральном сайте КПРФ.

Ещё в 2015 году фракция КПРФ внесла в Думу законопроект о введении моратория на закрытие государственных медицинских учреждений и увольнение работников сферы здравоохранения. Прошло больше двух лет, оптимизация почти добила российскую медицину, и только сейчас, после всех бюрократических проволочек, депутату от КПРФ Валерию Рашкину дали представить на суд коллег спасительный законопроект.

— Уважаемые коллеги! Еще в 2015 году, когда «реформаторы» стали переходить от слов к делу, фракция КПРФ внесла в Госдуму законопроект о введении моратория на ликвидацию государственных и муниципальных медицинских организаций и на увольнение их работников.

Актуальность законопроекта красноречиво выражается выводами Счетной палаты о том, что сокращение медработников и медицинских организаций под видом «оптимизации» сопровождается ростом смертности и нарушением фундаментальных прав пациентов и врачей.

Согласно официальным данным Росстата, за последние годы в России ликвидировано более 900 больничных организаций, а число больничных коек сократилось более чем на 125 тыс. шт.

При этом Счетная палата констатирует рост как внутрибольничной летальности, связанный, в частности с тем, что из-за отсутствия или нехватки мест в отделениях интенсивного лечения госпитализация больных с тяжелыми заболеваниями производится в обычное терапевтическое отделение, так и числа умерших на дому, в т.ч. из-за снижения доступности медицинских услуг.

Так называемая «оптимизация» в сфере здравоохранения, которая проводилась в течение последнего десятилетия, уже привела к серьезным негативным последствиям, связанным с уменьшением доступности медицинских услуг для граждан. В период с 2000 года по 2015 год число российских больниц сократилось почти в 2 раза (в сельской местности – в 4 раза), число больничных коек на 10000 населения – снизилось на 27,5%, амбулаторий и поликлиник – на 12,7%. В связи с «оптимизацией» постоянно увеличивается нагрузка на медицинский персонал, при том что реальные зарплаты медицинских работников находятся на недопустимо низком уровне. Так, эксперты посчитали, что оплата квалифицированного врача в час в регионах сопоставима с часовой ставкой рядового сотрудника сети «Макдоналдс», а зарплаты среднего и младшего персонала значительно ниже. В этих условиях ценные кадры неизбежно уходят в коммерческую медицину.

Сокращение числа медицинских работников на фоне роста количества потребителей услуг неминуемо приводит не только к избыточной интенсивности труда, но и к снижению доступности и качества предоставляемых услуг. Растут сроки ожидания оказания медицинской помощи, причем в отдельных случаях предельные сроки ожидания превышают необходимые сроки в 2 и более раз. Особенно остро ограничение доступности медицинской помощи населению, в том числе первичной медико-санитарной помощи, коснулось сельских жителей. Проверка показала, что 17,5 тысяч населенных пунктов вообще не имеют медицинской инфраструктуры, из них более 11 тысяч расположены на расстоянии свыше 20 км. от ближайшей медорганизации, где есть врач. Почти 900 малых населенных пунктов не прикреплены ни к одному ФАПу или офису_врачей общей практики.

Предлагаемым законопроектом мораторий на увольнение работников медорганизаций, разумеется, не носит абсолютный характер: если кто-то, например, в состоянии опьянения будет лечить пациентов, просто перестанет ходить на работу и т.п. – он будет уволен. Законопроектом предусматривается запрет на увольнение работников государственных и муниципальных медицинских организаций по инициативе работодателя только по следующим основаниям:

1. ликвидации организации;

2. сокращения численности или штата работников организации.

Стоит отметить, что в отрицательном отзыве правительства

указано, что принятие законопроекта КПРФ не позволит повышать зарплаты врачам за счет сокращения якобы неэффективных больниц и кадров.

Однако формальный рост уровня средней заработной платы, о котором правительство уже успело отрапортовать, согласно выводам экспертов, вызван не увеличением размера оплаты труда, а ростом нагрузки на одного работника, когда вместо положенных 8 часов врач работает 12 часов и более, а уровень совместительства достигает 140%.

Сегодня темпы ликвидации медицинских организаций и увольнения медработников значительно упали, однако рассматриваемый законопроект не потеряет актуальности до тех пор, пока преступное, на наш взгляд, сокращение доступности медицинской помощи не будет полностью остановлено.

Разумеется, законопроект не может полностью решить проблемы здравоохранения – он на это и не претендует – но это первый и очень важный шаг к изменению тяжелейшей ситуации, которая сложилась в этой сфере.

Политика сокращения персонала медицинских организаций и ликвидация самих юридических лиц является недальновидной и должна быть коренным образом переосмыслена. До этого момента необходимо принять минимально необходимые меры, направленные на защиту российской системы здравоохранения. Уважаемые коллеги, считаю, что обсуждаемый законопроект как раз предлагает такие меры, и поэтому нужно отнестись к нему с особым вниманием. Призываю вас поддержать этот закон. Компартия Российской Федерации на этом настаивает.

****

В своём заключительном слове Рашкин назвал пять стран с самой развитой медициной. Это Япония, где средняя продолжительность жизни составляет 83 года, а доля расходов на медицину – 10,23% от ВВП. Система направлена на профилактику болезней и комплексную медицинскую реабилитацию. Каждый житель посещает врачей 15 раз в год. Это Южная Корея с продолжительностью жизни в 82 года и долей расходов на медицину 7,37%. Каждый гражданин обязан раз в год проходить полное медобследование. Это Испания с продолжительностью жизни в 83 года и долей расходов на здравоохранение в 9% ВВП. Полный пакет медицинских услуг здесь стоит 39 евро в месяц. Это Сингапур с продолжительностью жизни в 82 года и долей расходов на медицину в 4,92% ВВП. Государство оплачивает до 80% медицинских услуг малоимущим. Это Гонконг с продолжительностью жизни в 84 года и расходами на здравоохранение в 5,4% ВВП. 90% стоимости медуслуг каждого гражданина оплачивает государство.

Члены «Единой России» проблемами медицины не прониклись. Их позиция такова:если медицинские учреждения и ликвидируют, то делают это с умом. А для того, чтобы не ликвидировать лишнего, существуют всяческие комиссии и прочие органы. Рост летальных исходов, о которых говорила Счётная палата, конечно, прямой показатель того ума, с которым всё это делается. Законопроект правящая партия не поддержала, принят он не был.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *