Образование живое и мертвое

Образование живое и мертвое

По материалам публикаций на сайте газеты «Советская Россия».

Выступая на одном из последних заседаний Госдумы, О.Н.Смолин вновь привлек внимание своих коллег к проблемам образования и воспитания юношества.

Все мы понимаем: если студенты – наше будущее, то будущее наших студентов – школьники. И сегодня, пользуясь случаем, хочу еще раз поговорить о системных проблемах российского образования в одном из главных преломлений – образование «живое» и «мертвое». 

 Напомню: системных проблем образования мы обычно насчитывали 12. 

1. Проблема хронического недофинансирования образования.

2. Статус педагогического работника.

3. Статус учащегося.

4. Содержание образования:

фундаментальность или функциональная грамотность,
«канон» и модернизация,
«знаниевый» и компетентностный подходы.

5. Образование: светское и (или) или религиозное.

6. Управление образованием: проблема дебюрократизации.

7. Развитие сети образовательных организаций: «оптимизация» и качество образования.

8. Современные образовательные технологии: электронное обучение.

9. Здоровье учащихся.

10. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.

11. Воспитание (формирование) личности.

12. Идеология (ценности) образовательной политики.

Но теперь, возможно, придется признать тринадцатую – проблему публичного насилия в школе.

За 10 дней до Татьяниного дня страну потряс очередной акт публичного насилия в пермской гимназии №127.

Сначала нам рассказывали, что это поножовщина между учениками. Видимо, никак не хотели признать, что по школьному насилию мы, увы, обогнали Европу и стремительно догоняем Соединенные Штаты Америки – не к ночи в этом смысле будут помянуты.

Потом признались: речь идет именно о нападении на школу, причем ее же школьников – именно об акте публичного насилия по американскому образу и подобию. И сразу возникли любимые вопросы российской интеллигенции: кто виноват и что делать?

Не успела страна отойти от шока в связи с пермской трагедией, как последовало новое нападение школьников на школу – в Улан-Удэ и с топором. А еще были Челябинская область и Симферополь.

В период с 2013 по 2017 год зафиксировано 15 случаев нападений и использования холодного или огнестрельного оружия учениками в российских школах. Большая часть пришлась на 2017 год – девять случаев. Однако только за январь 2018 года уже зафиксировано четыре таких происшествия.

Все это можно рассматривать как отдельные факты, а можно как явление, систему фактов.

Если мы, как большинство СМИ, вместо «леса» (явления) видим только «деревья» (отдельные факты), обсуждаются вопросы:

«Кто и почему пропустил парней с оружием на территорию школы?»,
«Кто и почему не отследил их психическое состояние и записи в социальных сетях?» и т.д. и т.п.

Однако теперь уже совершенно очевидно: не только в США, но и у нас подобные факты стали явлением; иначе они не повторялись бы раз за разом. А если так, надо попытаться понять причины.

* * *

На мой взгляд, эти причины делятся на две группы.

Группа первая, самая очевидная: глобализация пороков. Похоже, большинство нападающих насмотрелись на американских любителей публичного насилия и решили сделать то же самое у нас. Возникла даже целая конспирологическая теория, где корень бед видят то ли в зарубежных спецслужбах, то ли во внесистемной оппозиции. При этом, разумеется, никто не задается вопросом: почему враги России начали не с нее, но с Америки и забыли про Европу?

Понятно, что путь преодоления глобализации пороков связан с вопросом, как сделать интернет более безопасным и при этом сохранить свободу в виртуальном пространстве.

Одну из версий недавно выдвинул министр образования Франции Жан-Мишель Бланке, предложив штрафовать родителей, которые позволяют своим детям заходить на сайты, содержащие сцены насилия.

Не уверен, что этот опыт следует использовать: хорошие семьи и без того озабочены тем, что делают их дети в виртуальном пространстве, а на плохие семьи штрафы вряд ли подействуют.

Иное дело, что, если верить СМИ, активная блокировка групп типа «Колумбайн» у нас началась только после Перми. И это вопрос к Роскомнадзору.

Вторая группа причин имеет более глубокий характер и связана с реальной ситуацией в нашей школе и стране. Вот лишь некоторые из них.

1. Психологическое состояние детей, которое все более и более ухудшается. По данным Российской академии образования, уже к первому классу 48% наших детей находится в пограничном состоянии между нормой и отклонениями от нормы.

Если верить главному психиатру России Зурабу Кекелидзе, то ситуация в школе не только не улучшается, а скорее, ухудшается:

60% дошкольников страдают психическими аномалиями;
аналогичный показатель среди школьников – 70–80%;
у 30% школьников наблюдается дезадаптация в социуме.

Подумайте сами, может ли учитель в такой ситуации уследить за психическим состоянием каждого ребенка?

2. Не раз говорил с этой трибуны: наша школа чем дальше, тем больше становится бюрократической. По данным комитета Госдумы VI созыва по образованию и науке, каждое учебное заведение в среднем в год заполняет около 300 отчетов примерно по 12 тысячам показателей. Понятно, что в таких условиях работать с детьми становится некогда. И, как печально заметил Евгений Ямбург, школа все больше превращается в место, где дети и педагоги мешают администрации работать с документами.

3. Прибавлю к этому еще одно обстоятельство: эмоциональное выгорание учителей как результат стрессов и чрезмерной перегрузки. Повторю: по данным Общероссийского народного фронта, президентский указ в части заработной платы педагогов не выполняется в 75 из 85 регионов, и при этом средняя нагрузка педагогов превысила 28 часов в неделю. Понятно, что в такой ситуации нормально работать и жить некогда, не говоря о том, чтобы проявлять внимание к личности каждого ребенка.

4. И, конечно, одна из причин – крайне агрессивная информационная среда, которая вместе со средой социальной распространяет в обществе жесточайший конкурентный индивидуализм. Обратимся еще раз к данным Российской академии образования:

в 1993 году 58% подростков отличались альтруистической ориентацией;

в 2012 году такой тип направленности отмечен только у 16%, т.е. уменьшился в 3,6 раза.

В современной России умеют сострадать мальчики лишь в возрасте до 8 лет, девочки – до 9–10 лет;
сорадоваться могут мальчики примерно до 7 лет, девочки же практически не умеют этого делать.

Кто виноват – понятно. И уж точно, это не дети. Остается понять, что делать.

Похоже, из серии трагедий властями делаются только самые примитивные выводы: усиление охраны, «тревожные кнопки» и т.п.

Говорят, Росгвардия уже начала проверку состояния безопасности школ. Возможно, какие-то минимальные результаты мы получим. Но серьезные специалисты убеждены: такими средствами защитить школу от нападений ее же школьников практически невозможно.

Например, некоторые коллеги предложили установить во всех школах металлоискатели. А теперь представьте себе, как в аэропорту вы стоите в очереди в несколько сот, а то и в тысячу человек, причем все на один рейс, начинающийся в 8.30 или в 9.00. Ясно, что последние пройдут очередь к концу уроков.

Очевидно: для подлинного решения вопроса нужны иные меры.

* * *

Давайте задумаемся: почему дети так ненавидят школу, что устраивают на нее нападения?

Почему они так не любят себя, что эти нападения нередко сопровождаются попытками самоубийства?

Все вы наверняка смотрели замечательный фильм Станислава Сергеевича Говорухина «Место встречи изменить нельзя», а некоторые, возможно, читали и роман братьев Вайнеров «Эра милосердия», по которому снят фильм.
Помните, герой романа и фильма говорит, что преступность будет искоренена не суровыми карательными мерами, но лишь в эру милосердия. Точно так же и публичное насилие в школе или вузе не может быть побеждено исключительно закручиванием гаек. Главный стратегический путь преодоления – переход от идеологии «мертвого», бюрократического образования к образованию «живому», творческому.

До недавнего времени системные либералы, да и многие из руководства Минобрнауки нам доказывали, что образование – это услуга, что из образования нужно исключить человеческий фактор. Кстати, во многом на этом постулате была основана идеология ЕГЭ. Убежден: идея «обесчеловечивания» образования глубоко порочна. Это из той же серии, что превратить человека в киборга, вынув из него живую душу.

Одним из первых заявлений министра образования и науки Ольги Васильевой было требование изгнать из образовательной политики теорию так называемых услуг. И это сразу снискало министру широкую популярность в образовательном сообществе.

Действительно, эта теория разрушает духовно-нравственное содержание образования и унижает педагогов, опуская их моральный статус едва ли не до чистильщика сапог.

Мы – оппозиция конструктивная и стараемся помочь правительству во всех его разумных начинаниях. Поэтому сегодня группа депутатов Государственной думы – четыре профессора, из которых два академика, предлагает сделать ровно то, чего требовала министр образования и науки – исключить теорию образовательных услуг из законодательства. Авторы законопроекта: академик Российской академии наук, лауреат Нобелевской премии Жорес Алфёров, профессор Геннадий Зюганов, профессор Иван Мельников, академик Российской академии образования Олег Смолин. Вот перечень законопроектов, которые мы вносим:

проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и другие законодательные акты Российской Федерации в части исключения понятия «образовательные услуги»;

проект Федерального  закона «О внесении изменения в пункт 1 статьи 123.24 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»;

проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»;

проект Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Но мы ни в коей мере не рассматриваем наш законопроект как исключительную инициативу фракции КПРФ.

Напротив, мы убеждены: образование – дело общегуманитарное – и потому приглашаем депутатов независимо от фракционной принадлежности присоединиться к нашему законопроекту.

Как сын учителей, учитель вечерней школы, многолетний преподаватель вуза и действующий профессор, с этой трибуны еще раз хочу сказать всем властям: мы никого не обслуживаем! Воспитывая наших детей и студентов, мы служим стране и, извините за пафос, ее будущему.

Кстати, школу будущего я видел. Без всякой политической агитации хочу сказать, что я видел ее в Совхозе им. Ленина. Такой школы нет в странах, которые я посещал. Кстати, в организации работы этой школы успешно сотрудничают человек, близкий к системным либералам, Ефим Рачевский, и человек, близкий к КПРФ и патриотическим силам в целом, Павел Грудинин. Как сказал бы Александр Пушкин, «и их пример другим наука».

Убежден: образование – это предмет не конъюнктурной партийной политики, но общенациональных интересов, а значит, согласия широких политических сил.

Наверняка большинство из вас, а может быть, все помнят классическую формулу Иммануила Канта: «Две вещи не перестают удивлять нас в этом мире: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас». А теперь притча о современной школе.

Урок технологии в 9-м классе. Учительница Мария Ивановна:

– Девочки! Тема нашего урока – выворачивание канта наизнанку!

Отличница Оля, которая все книги прочитала наперед:

– Это что же, звездное небо будет внутри нас, а нравственный закон – над головой?!

Поздравляя с Новым годом министра образования и науки Ольгу Васильеву, я рассказал ей этот сюжет и пожелал, чтобы в наступившем году и звездное небо, и нравственный закон, и все остальные ценности находились на своих местах. Чего и вам желаю!

И это верный путь к школе без насилия, к «живому» образованию.

А закончить я хочу афоризмом Сократа, который через две с половиной тысячи лет стал еще более актуальным: «В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить».

Комментарий редакции: Политика морально-нравственного разложения общества, насаждение «фальшивых ценностей», культивирование насилие и разврата, индивидуализма, проводившаяся буржуазными средствами массовой информации на протяжении тридцати лет, способствовала падению уровня нравственности. Неудивительно, что дебоши и криминальные происшествия в школах становятся нормой. Разумеется, можно принять ряд формальных мер, направленных на ужесточение контроля над поведением учащихся, на ограничение пропаганды пошлости и цинизма. Но этого будет недостаточно. Ведь при капитализме, когда господствуют принципы «кто сильный тот и прав», «стать первым любой ценой», соответствующие события не исчезнут из нашей жизни. Поэтому нужна кардинальная смена модели развития. Только переход к социализму является условием морального исцеления общества в целом, молодёжи в частности. 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *