От «договорного матча» к реальной борьбе

От «договорного матча» к реальной борьбе

По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».

Президентская избирательная кампания в России за полтора месяца до выборов развивается достаточно спокойно. С одной стороны, в этом мало удивительного: Кремль пока твердо контролирует ситуацию в стране и не позволяет возникнуть во внутренней политике ничему, отличному от аплодисментов в адрес его величества. Но с другой стороны, положение дел выглядит парадоксальным. Ведь страна погружается в кризис, уровень жизни падает четвертый год подряд, промышленность демонстрирует рекордное снижение, а по показателям неравенства мы входим в первую лигу, наряду с самыми отсталыми африканскими странами.

Грудинин: главная сенсация

Когда в декабре крупнейшая оппозиционная партия страны, КПРФ, выдвинула своим кандидатом на выборах Павла Грудинина, это вызвало определенную сенсацию. Появление нового лица на левом фланге политического спектра само по себе создавало интригу.

Российская власть довольно успешно воспроизводила саму себя в имитационной борьбе с либеральными оппонентами, но вот бороться с левой оппозицией в левой стране ей всегда было куда сложнее.

Выдвижение Павла Грудинина от КПРФ и широкой коалиции левых и лево-патриотических сил должно было, отчасти, обнулить ситуацию. Сама новизна, в условиях очень скучной российской политики, привлекала к кандидату дополнительное внимание

Впрочем, выдвижение Грудинина, казалось, должно было устраивать власть. При всей его привлекательности для избирателя, он поначалу не рассматривался в как серьезный конкурент Владимиру Путину, зато внося интригу в скучную рутину избирательной кампании, мог помочь решить главную техническую проблему Кремля: повысить явку на выборы, легитимировав российскую политическую систему. Вроде бы, все карты легли удачно. Но буквально через две недели что-то резко изменилось. Государственные каналы один за другим начали всерьез «мочить» кандидата от коммунистов в лучших традициях газеты «Не дай бог» и черных технологий ельцинской поры.

Теперь государственное телевидение руководствуется правилом «о Грудинине либо плохо, либо ничего». Аудитории рассказывают о мифических миллиардах кандидата от коммунистов, об обманутых пайщиках его совхоза (в котором никогда не было никаких паев) и о других ужасах. Этот неожиданный пропагандистский натиск против Грудинина вызвал возмущение КПРФ, лидер которой даже пригрозил активным сопротивлением народных масс.

Грудинин и классовая борьба в России

В прессе быстро нашли объяснение этой перемене в настроениях Кремля. В соответствии с ним, администраторов внутренней политики напугал слишком быстрый рост популярности Грудинина, который они решили сдержать с помощью массированной пропагандистской кампании. С этим трудно не согласиться, но важнее разобраться в причинах этого роста популярности.

История успеха Грудинина связана с совхозом им. Ленина, которым он руководит уже больше 20 лет. Это необычный для России пример успешного предприятия реального сектора экономики, да еще связанный с масштабными социальными программами: сотрудники совхоза получают очень высокие зарплаты (78 тысяч рублей в среднем), предприятие финансирует жилищную программу, строит замечательную школу и другие объекты социальной инфраструктуры. В общем, оно выглядит островком утраченного «советского» социального рая, но посреди бурного моря рыночной экономики по-российски. Это делает эту модель не только привлекательной для миллионов россиян, но и реалистичной.

Эта модель социально-ориентированного капитализма в истории новейшей России всегда была связана с слоем «красных директоров», одним из наиболее ярких представителей и выступает Павел Грудинин.

«Красные директора» — это собирательное название для той части новой российской буржуазии (и, отчасти, государственной хозяйственной номенклатуры), которая была прочно связана с реальным сектором и ориентирована на внутренний рынок. Эти люди, с одной стороны, относятся к правящему классу — за ними стоят многотысячные коллективы, крупные и средние предприятия, они пользуются большим влиянием «на земле». С другой стороны, они серьезно страдали от неолиберальной политики руководства страны, начиная с Егора Гайдара.

Директора совхозов и предприятий ВПК, руководители советских заводов и научно-производственных комплексов были крайне недовольны радикальной шоковой терапией, сокращением внутреннего рынка, дорогим кредитом, перекачкой национальных ресурсов в финансовый сектор, а также конкуренцией со стороны иностранного капитала. Их социальный интерес заключался в протекционистской защите внутреннего рынка, поддержке потребительного спроса населения, которое должно было покупать продукцию их предприятий, в необходимости генерирования дешевого кредита. Именно эта публика была главной социальной базой КПРФ с момента ее создания. Она довольно жестко противостояла неолиберальным экспериментам и даже добивалась определенных успехов, пиком которых стало правительство ПримаковаМаслюкова в 1997—1998 гг. Но стабилизация режима и выгодная сырьевая конъюнктура свели это противостояние на нет.

В путинские годы бывшие «красные директора» и связанные с ними группы внутри бюрократии оказались встроены в политическую машину государства. Они массово вступали в «Единую Россию» (побывал в ней и Грудинин). В политической конструкции «суверенной демократии», они играли существенную, хотя и не главную роль. Им поручалось обеспечение мобилизации лояльного электората, зачастую сотрудников промышленных предприятий и больших учреждений. Но с точки зрения распределения реальной власти в стране, красные директора всегда занимали подчиненное положение по отношению к финансовой и сырьевой олигархии, которая контролировала правительство и его социально-экономический курс. До определенного времени, эта система поддерживалась за счет выгодной конъюнктуры и потоков нефтедолларов.

Однако по мере того, как рост экономики сменился стагнацией, а потом и падением, платежеспособный спрос внутри страны сильно сократился, а конфликт с Западом сделал кредиты недоступными для реального сектора экономики, антилиберальные настроения внутри российской буржуазии вновь стали усиливаться. До сих пор они выражались в создании лоббистских структур, экспертных площадок и медиа (телеканал «Царьград», Московский экономический форум и т. п.), которые демонстрировали подчеркнутую лояльность власти и «патриотическому курсу» президента, но жестко критиковали либеральную экономическую политику правительства.

В 2017 г. мы увидели переход количества в качество. Скрытая фронда стала превращаться в политическую силу. Первым свою ставку сделал Алексей Навальный. Он выдвинул «популистскую», умеренно кейнсианскую программу. Большинство наблюдателей увидело в этом лишь привычный предвыборный популизм, но главным адресатом «левой» риторики Навального была недовольная часть российского бизнеса. Именно им Навальный обещал дешевый кредит, рост потребительского спроса, прекращение конфликта с Западом. И эта стратегия показала свою невероятную эффективность. Коалиция между недовольным бизнесом, средним классом и частью более широких масс стала обретать реальные черты, а Навальный действительно превратился в серьезного оппонента власти.

Но Навальный и его команда неизбежно создали либеральную версию такой антиолиграхической коалиции. Его программа, его риторика, стиль, бекграунд, а главное его команда, несмотря на все попытки выдвинуть наиболее общие, абстрактные, но привлекательные социальные лозунги, не могут мобилизовать антилиберально настроенные массовые слои населения, в первую очередь, рабочий класс. А Павлу Грудинину и коалиции левых сил, которая его выдвинула, решить эту задачу и выстроить социально-политическую коалицию, вокруг которой может быть мобилизовано большинство российского народа, думаю, вполне по силам.

Именно в этой формуле и заключается огромный политический потенциал кандидата от КПРФ. Он выступает символом и убедительным лидером новой коалиции между «красными директорами» (промышленным капиталом) и социальными низами. Такая коалиция может быть выстроена только на левой политической платформе, без которой мобилизовать большинство в России крайне проблематично.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *