Татьяна Офицерова. Абракадабра уголовного права

Татьяна Офицерова. Абракадабра уголовного права

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».

Парламентский запрос члена фракции КПРФ, первого заместителя председателя Комитета Госдумы по делам национальностей Валерия Рашкина к Генпрокурору РФ Ю.Я. Чайке и министру МВД В.А. Колокольцеву об участившихся случаях преднамеренного банкротства открыл «уголовную» повестку дня пленарного заседания палаты 14 февраля.

ДЕПУТАТ обратил внимание коллег на системный характер этого экономического преступления. Так, по данным министерства внутренних дел РФ, за 2017 год был выявлен 281 случай неправомерных действий при банкротстве, что на 2,6 процента больше, чем в 2016 году. При этом увеличилось на 1,8 процента и число преднамеренных банкротств, причинивших крупный или особо крупный ущерб. Несовершенство законодательства о банкротстве привело к тому, что выработались схемы по безнаказанному уходу от уплаты налогов и выводу ликвидных активов, подчеркнул В. Рашкин. В его депутатском портфеле немало обращений от работников обанкроченных предприятий, перед которыми не погашена задолженность по заработной плате. Причём в ряде случаев руководство этих предприятий уже имеет опыт банкротства других организаций, где также остались непогашенные долги, заметил парламентарий.

По его словам, мошеннические схемы были использованы при осуществлении преднамеренного банкротства торговых предприятий акционерного общества «Стройдепо», в результате чего пострадали более 100 компаний-поставщиков, не получивших оплату за поставленный товар. Экономические и социальные последствия здесь предсказуемы. Это сокращение производственных мощностей, рабочих мест, задержки выплаты работникам заработной платы и другие. Валерий Рашкин в подготовленном им парламентском запросе указал: «Мошенническая схема была подготовлена заранее: проведена смена юридического адреса, смена генерального директора. Несколько лет назад тот же организатор довёл до банкротства сеть магазинов «Старик Хоттабыч». Депутат особо подчеркнул, что если не принять меры и не пресечь мошенническую деятельность, подобные схемы будут реализовываться и впредь, а это наносит ущерб и производителям, и гражданам, и в конечном итоге страдает вся экономическая система страны. Депутат предложил взять на контроль Государственной думы проверку изложенных фактов и обеспечение восстановления нарушенных прав предпринимателей.

Однако Комитет по безопасности и противодействию коррупции счёл представленные депутатом аргументы недостаточными для принятия парламентского запроса.

«Меня всегда удивляет, когда мы артачимся по поводу протокольных поручений и парламентских запросов, — возмутился заместитель руководителя фракции КПРФ Николай Коломейцев. — У меня официальная бумага есть, где сказано:

15 миллиардов рублей заработной платы не возвращены с предприятий, которые исключены из реестра. Поставьте себя на место людей, которые работали на этих предприятиях. Они же не виноваты, что государство позволило обанкротить предприятия и им теперь не с кого спросить». В ответ на заявление «единороссов», что, дескать, сформирована рабочая группа по подготовке изменений в закон о банкротстве, Н. Коломейцев возразил: отдельными поправочками ничего не решишь, создана целая система разрушения, которая уже уничтожила 76 тысяч предприятий.

А пока правительство решило навести мало-мальский порядок с потребительскими кредитами. Оно внесло законопроект, которым изменяется порядок погашения задолженности при недостаточности платежа для полного исполнения обязательств по договору потребительского кредита (займа). Законопроектом предлагается предоставить возможность заёмщику в первоочередном порядке погашать проценты за пользование денежными средствами и основную сумму долга, а только затем — платить неустойку (штраф, пеню) и иные платежи, предусмотренные законом о потребительском кредите (займе) или договором потребительского кредита (займа).

Законопроект был одобрен палатой в первом чтении. Фракция КПРФ также поддержала его. Однако выступивший от фракции Алексей Куринный полагает, что законопроект не решит проблему закредитованности населения, которая достигла колоссальных размеров. 47 миллионов российских граждан имеют сегодня кредиты, общая сумма которых составляет более 11 триллионов рублей. 7,2 миллиона человек вовремя не оплачивают кредитные платежи, из них 6 миллионов человек, по данным экспертов, никогда не смогут вернуть долг. Десятая часть заёмщиков отдают на погашение кредитов ежемесячно от 50 до 75 процентов своего дохода, четверть заёмщиков — от 25 до 50 процентов своего дохода. Эти люди фактически вынуждены жить на грани нищеты, и в кредитную кабалу они попали не от хорошей жизни, считает А. Куринный. Нередко людей толкала на это необходимость приобретения дорогостоящих лекарств или потребность в каких-либо платных медицинских процедурах.

Депутаты из фракции КПРФ намерены предложить ко второму чтению свои поправки к законопроекту, касающиеся первоочерёдности погашения «тела» кредита, ограничения процентной ставки, механизма облегчения процедуры банкротства физических лиц, ограничения по взысканию с некоторых групп населения.

В часе заявлений по актуальным вопросам член фракции КПРФ, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Юрий Синельщиков проанализировал принципиальные ошибки редактирования уголовного законодательства. Депутат отметил высокий уровень нестабильности последнего. Если в советский Уголовный кодекс за 36 лет его существования были внесены изменения 88 законами, что послужило предлогом для принятия нового кодекса, то за 21 год действия последнего поправки в него внесены уже 216 законами. Пять статей переписывались по семь раз. Весьма не редко и так называемое возвратное правотворчество, когда за непродолжительное время отношение к одному и тому же вопросу менялось на противоположное. Так, например, принятый по инициативе президента закон от 7 декабря 2011 года отменил уголовную ответственность за клевету, а спустя восемь месяцев всё вернулось на круги своя.

Другая грубейшая ошибка при редактировании Уголовного кодекса, подчеркнул депутат, связана с недостаточной научной обоснованностью, с высоким уровнем зависимости от сиюминутных частных интересов.

Заслуженный юрист России, почётный работник прокуратуры РФ и почётный сотрудник Следственного комитета РФ Юрий Синельщиков акцентировал внимание парламентариев и на преувеличении значимости уголовного законодательства как средства борьбы с преступностью, попытке превратить уголовный закон в главного регулятора общественных отношений. «Нынешний уголовный закон позволяет исполнительной власти вторгаться во все сферы общественных отношений, в том числе в отношения между государством и партиями, пытаясь регулировать не только поведение, но и образ мышления оппозиции», — заявил депутат, приведя в качестве доказательства необоснованное уголовное преследование депутата Госдумы шестого созыва, члена фракции КПРФ Владимира Бессонова, который навлёк на себя гнев Фемиды жёсткой критикой ростовских властей.

Юрий Синельщиков отметил несправедливость, несбалансированность целого ряда санкций уголовного закона. Налицо — криминализация уголовного законодательства. Так, за 21 год из Уголовного кодекса исключены 13 статей, а включена 121 статья, причём 97 статей приходится на Особенную часть.

Неопределённость ряда норм, которая ведёт к чрезмерному расширению полномочий суда, — ещё один существенный изъян Уголовного кодекса РФ. Нигде в мире у суда нет возможности назначать за тяжкое преступление наказание в виде лишения свободы на срок от двух месяцев до пятнадцати лет, как в ряде статей нашего кодекса, заметил парламентарий. По его мнению, это открывает необъятный простор для судейского усмотрения, что в свою очередь создаёт предпосылки для коррупции.

Своё отрицательное отношение Юрий Синельщиков высказал и по поводу того, что в последние годы законодатель регулярно стал вводить уголовную ответственность за неоднократные административные проступки. Хотя при разработке действующего Уголовного кодекса совершенно справедливо отмечалось, что совершение одним и тем же лицом любого количества административных правонарушений не может превращать вновь совершённое административное правонарушение в преступление, и тогда идея введения уголовной ответственности за неоднократные административные проступки была категорически отвергнута.

Кроме того, только при ясности изложения нормативного материала может реализоваться правовая презумпция, согласно которой незнание закона не служит основанием для освобождения от уголовной ответственности, полагает Ю. Синельщиков. К сожалению, российскому УК простоты изложения как раз и не хватает. В течение последних 20 лет качество юридической техники неуклонно снижалось, заметил депутат.

Для наведения порядка в уголовном законодательстве Ю. Синельщиков предложил следующее:

Во-первых, выработать и утвердить концепцию уголовно-правовой политики в РФ и принять новую редакцию Уголовного кодекса.

Во-вторых, для обеспечения стабильности Уголовного кодекса создать при Комитете Государственной думы по государственному строительству и законодательству научно-методический совет, который давал бы заключения по всем законопроектам о внесении изменений в УК до рассмотрения этих законопроектов на заседании комитета.

В-третьих, изменить отношение к оппозиционным депутатам. И, в частности, ввести правило: если парламентские фракции, составляющие меньшинство, единогласно выступают против какого-либо решения, то последнее не может считаться принятым. Эта процедурная мера была бы направлена на побуждение депутатов фракции большинства искать компромисс, проводить согласительные переговоры с политическим меньшинством, что благоприятно сказалось бы на состоянии демократии в России, уверен Ю. Синельщиков.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *