Куда устремляют аспирантуру?

Куда устремляют аспирантуру?

По поводу критического положения с наукой в стране и с аспирантурой в частности в последние три-четыре года бьют тревогу многие учёные. Особую озабоченность и даже отчаяние выразили в конце 2017 года в открытом письме президенту России 400 академиков РАН. Эти же мотивы доминировали на форуме Российского профессорского собрания 1 февраля 2018 года. Игнорировать остроту ситуации в отечественной науке и предложения научной общественности страны, направленные на сохранение производства новых знаний в России, уже нельзя. Настало время принятия принципиальных, сбалансированных решений. Довольно отмахиваться от предложений учёных, являющихся результатом их серьёзных размышлений и анализа, проверенных практикой в течение многих десятилетий. В них заложены реальные пути выхода российской науки из кризиса.

Цех по производству учёных

России нужна живая, прогрессивная, результативная и одухотворённая наука — как фундаментальная, так и прикладная. Подчёркиваю: наука, а не её видимость. Но этот сдвиг можно осуществить только тогда, когда наукой будут руководить опытные, высококвалифицированные учёные, а не менеджеры со своими бюрократическими приёмами администрирования.

В деле восстановления высокого статуса и роли науки в стране должна играть далеко не последнюю роль аспирантура (кстати, аспирант в переводе с латыни — стремящийся к чему-либо). По своему предназначению она должна быть научной структурой, а не новоявленной учебной формой получения третьего уровня высшего образования.

Опираясь на более чем 15-летний опыт руководства аспирантурой, попытаюсь охарактеризовать её деятельность изнутри.

Как известно, учёные степени кандидата и доктора наук были возрождены в СССР в 1934 году, и с того же времени идёт отсчёт деятельности аспирантуры как формы послевузовского образования. До 2013 года успешное обучение прошло несколько поколений аспирантов, страна получила сотни тысяч кандидатов наук. Аспирантура в целом успешно осуществляла отбор способных молодых специалистов для обучения, создавала условия для проведения ими интенсивной научной работы с целью получения новых научных результатов и технологий.

Чтобы открыть аспирантуру в научно-исследовательских институтах (НИИ), нужно было получить лицензию министерства образования. Для этого требовалось представить небольшой объём основных данных, на основе которых министерство принимало заключение о способности научной организации обеспечить подготовку кандидатов наук. К важнейшим запрашиваемым данным относились, в частности, наличие в организации проблемной тематики, дипломированных учёных и условий для научной работы (понятно, что в научной организации упомянутые условия имеются по определению).

Объём и содержание учебной программы аспирантуры определялись программой кандидатских экзаменов и паспортом специальности, которые утверждались Высшей аттестационной комиссией (ВАК). По идее, думаю, именно ВАК и должна определять, какими должны быть статус аспирантуры и формы её деятельности, потому что по существу она определяет стандарт и уровень послевузовского образования через подчинённые ей диссертационные советы.

Обучение в аспирантуре включало в себя изучение и сдачу спецкурсов, необходимых для подготовки диссертации; сдачу кандидатских экзаменов, получение новых научных результатов, оформление и защиту кандидатской диссертации. Практика нескольких десятилетий убедительно показала: подготовка учёных — это не студенческий конвейер, не стандартный университетский учебный процесс. Главными действующими лицами во всей деятельности аспирантуры являются аспирант и научный руководитель, ибо они обеспечивают получение научных результатов, без чего не было бы дипломированного учёного. Совершенно очевидно, что никакое бюрократическое бумаготворчество, направленное на изменение статуса аспирантуры, не решает основного вопроса науки — уровня научных исследований. Наоборот, симуляция реформ в науке только отвлекает учёных от их основного дела, уводит в сторону, заставляет тратить время и силы впустую.

Подчеркну: требование защиты диссертации, безусловно, обязывало аспирантов напряжённо учиться и работать. При этом организация также несла ответственность за успешную учёбу каждого аспиранта. Такой статус аспирантуры и режим её работы существовали фактически 80 лет, именно тогда, когда отечественная наука занимала передовые позиции в мире.

Эпидемия реформ дошла до аспирантуры

Согласно принятому Федеральному закону РФ №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, аспирантура стала третьим уровнем высшего образования (после бакалавриата и магистратуры). Никакого обоснования таких изменений, указания их причин и целесообразности в законе не приведено. В новой ситуации за время учёбы аспиранту надо сдать кандидатские экзамены и, по окончании курса, государственный экзамен и доложить выпускную квалификационную работу (сделать презентацию некой научной работы). Подготовка и защита диссертации на соискание учёной степени кандидата наук перестали быть обязательными. При этом освобождённые от каких-либо серьёзных обязанностей аспиранты-очники одновременно освобождены от службы в армии, но не освобождены от получения какой-никакой стипендии (впрочем, в некоторых НИИ она даже вполне приличная), месячного отпуска и некоторых других льгот.

Одновременно с организацией, будь то вуз или НИИ, снята обязанность подготовки дипломированных учёных. На практике это означает, что получение аспирантами новых научных результатов и разработка новых технологий пущены на самотёк. За выращивание дипломированных учёных уже никто не отвечает. Зато в некоторых организациях наряду с обучением аспирантов на бюджетной основе имеет место и платное обучение. От оказания платных услуг организация имеет, естественно, финансовую выгоду. Кое-какую выгоду получают и научные руководители аспирантов. Выходит так, что вроде бы всем выгодно, только от подобных реформ страдает наука и страна несёт бессчётные потери.

В соответствии с действующим ныне законодательством выпускникам аспирантуры присваивается специальность «Исследователь. Преподаватель-исследователь». Это означает, что на академические и прикладные НИИ возлагается не свойственная им задача по подготовке преподавателей для высшей школы. В этих НИИ есть научные школы, но нет педагогических. А научные и педагогические школы — это далеко не одно и то же. Педагогов должны готовить педагогические университеты. Академические и прикладные НИИ должны готовить научных исследователей — дипломированных учёных, которые необходимы для решения возлагаемых на эти НИИ задач.

Из опыта последних лет мы знаем, что подавляющее число аспирантов… не желает сдавать государственные экзамены и докладывать выпускную квалификационную работу. Да и престиж такой аспирантуры всё заметнее падает. Становится распространённым мнение, что учёба в аспирантуре ничего не даёт. Подавляющее число людей считает, что квалификации специалиста или магистра вполне достаточно для выполнения производственной или научной работы.

Но проблемы на этом не кончаются. В связи с тем, что статус аспирантуры определён как третий уровень высшего образования, она должна проходить аккредитацию в соответствии с постановлением правительства №1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности». Из указаний по подготовке материалов для аккредитации вытекает, что служба аспирантуры должна представить головокружительный объём сведений об организациях, которые порой не имеют прямого отношения к основной деятельности аспирантуры, но без которых, по мнению чиновников, якобы невозможно сделать вывод об открытии или сохранении аспирантуры. Программы, компетенции, учебные графики, различные справки и сведения составляют, судя по нашему опыту, тысячи страниц. Объём программ только по одной специальности — более 200 страниц. А ещё надо представить так называемые локальные документы (инструкции, положения, приказы и т.д.). Только их перечень — более трёх страниц!

В большинстве академических и прикладных НИИ число аспирантов составляет 30—50 человек (только в немногих ведущих университетах их число достигает нескольких сот «куда-то стремящихся»). Поэтому в отделах аспирантуры НИИ штат состоит из 2—3 сотрудников. Разве могут они справиться с таким объёмом работы? Кстати, необходимых образцов документов для аккредитации до сих пор нет. В Рос-обрнадзоре говорят: «Мы не консультируем! Мы только принимаем документы. Всё знают эксперты». К сожалению, по разным причинам эксперты не владеют необходимой информацией.

Анализ документов для аккредитации аспирантуры научно-исследовательских институтов приводит к выводу: все эти бюрократические бумаги отвлекают от дел и не способствуют подготовке дипломированных учёных. Более того, «новый» подход к роли аспирантуры может привести к её ликвидации в НИИ и КБ. И повод для этого создаётся: это — несвойственная их задачам структура. А после этого и диссертационные советы в НИИ и КБ не нужны будут. Случись такое — резко снизится научный уровень работы НИИ и КБ с вытекающими отсюда крайне отрицательными для страны последствиями. Возникает очевидный вопрос: кому и с какой целью потребовалось вводить эти «новые» подходы?

Поиски выхода из критической ситуации

Из этой крайне нежелательной ситуации есть, по существу, только один выход: надо вернуть аспирантуре академических и прикладных НИИ и КБ её прежний научный статус послевузовского образования, так как он доказал свою эффективность на практике на протяжении многих десятилетий. В этом случае наука сохранится в НИИ, КБ и на производстве, что имеет принципиальное значение для инновационного развития страны. Поэтому можно только приветствовать предложение академика РАН В. Козлова о возвращении аспирантуре прежнего статуса послевузовского образования и отмене аккредитации аспирантуры как в академических НИИ (а значит, и в прикладных НИИ и КБ), а также вернуть практику обязательной защиты диссертаций аспирантами. При этом предлагается также разрешать принимать кандидатские экзамены комиссией НИИ у сотрудников смежных организаций без аккредитации аспирантуры.

Многолетний опыт доказал, что лицензии вполне достаточно для подготовки в НИИ (да и в университетах) научных кадров, потому что дипломированные учёные выращиваются не с помощью бюрократических бумаг, а силами научных руководителей при напряжённой работе аспирантов. Тандем «аспирант и научный руководитель» был и остаётся главным звеном в деятельности аспирантуры. Как известно, предложение

В. Козлова поддержала министр образования и науки России О. Васильева. В связи с этим предстоит большая работа по корректировке соответствующего законодательства, чтобы исправить ошибки прежнего руководства минобрнауки.

В этой обстановке не исключено, что Рособрнадзор может объявить мораторий и приостановить работу по аккредитации аспирантур до принятия разумных и сбалансированных решений по затронутым вопросам.

Что касается третьего уровня высшего образования, то, возможно, есть смысл обсудить с научно-педагогической общественностью создание в ведущих университетах страны двухгодичных исследовательских факультетов, выпускникам которых будет присваиваться квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь». Аспирантура же при этом будет работать в прежнем режиме как форма послевузовского образования и готовить дипломированных учёных — кандидатов наук, а поступающими в аспирантуру могут быть магистры, специалисты и выпускники упомянутых исследовательских факультетов. Несомненно, что подготовленные именно таким образом молодые учёные могут во многом обеспечивать инновационное развитие страны на своих направлениях деятельности.

Григорий ВОКИН. Доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *