По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».
9 мая 1944 года советские войска освободили Севастополь. Ровно через год — день в день — пала фашистская Германия. Немецкая газета Die Welt, вспоминая военную операцию в Крыму, написала: «Когда Вермахт в начале июля 1942 года завоевал советскую крепость Севастополь, Третий рейх находился на вершине своего господства. Победитель, Эрих фон Манштейн, был повышен Гитлером до звания генерал-фельдмаршала. Когда последние немецкие защитники Севастополя в мае 1944 года бросили оружие, 126 солдат Красной Армии были удостоены звания Героя Советского Союза. Сколько в этом символизма».
Сегодня на фоне жесткого противостояния между Западом и марионеточной Украиной с одной стороны и Россией — с другой, заслуживают внимание любопытные публикации западных порталов о событиях 74-летней давности в Крыму. В частности, американский историк Пэт Мактаггарт, изучив обстоятельства битвы за Тавриду, пришел к выводу, что полуостров оказался роковым для Вермахта. И проигранное немцами в 1944 году сражение имело для Германии не менее тяжелые последствия, чем разгром в Сталинградской битве. Ибо в Крыму Гитлер лишился своей лучшей армии — 17-й, такой же сильной, как и 6-я, уничтоженная на Волге.
Как известно, с самого начала Великой Отечественной войны бесноватый фюрер был одержим Крымом. Он клялся своим фашистским богам, что как только полуостров окажется в его руках, он никогда не выпустит его.
Даже после разгрома в Сталинграде Гитлер все еще думал, что крымский и кубанский плацдармы могут быть использованы в качестве отправных точек для будущего похода на южные нефтяные месторождения Советского Союза. Именно поэтому, по его приказу, одна из наиболее боеспособных дивизий — 50-я пехотная — была прикреплена к 17-й армии Вермахта, что сделало ее сильнейшей отдельной военной группировкой Третьего рейха.
Однако после Курской битвы немецкие войска в Крыму запаниковали, предчувствуя повторение Сталинграда. В ночь на 28 октября 1943 года генерал-полковник Эрвин Йенеке предпринял отчаянную попытку вывести свою (17-ю) армию из полуострова. Он позвонил фельдмаршалу Эвальду фон Клейсту. Между ними состоялся диалог на повышенных тонах.
Клейст: Вы должны защищать Крым!
Йенеке: Я не могу выполнить этот приказ. Никто другой не выполнит его. Командиры корпуса думают так же, как и я.
Клейст: Итак, сговор, заговор с целью ослушаться приказ! Если вы не можете, кто-то другой будет командовать армией!
Йенеке: Я еще раз утверждаю, что в свете моей ответственности за армию я не могу выполнить приказ.
Клейст: (Ругательство)… такое отношение только подрывает доверие. Если я направлю вам еще одно подразделение, все будет в порядке.
Йенеке: Это строительство воздушных замков. Здесь нужно иметь дело с реальностью.
Клейст: Армия (17-я) еще не подверглась нападению. Немного подкрепления на (Перекопе) перешейке, и все будет в порядке (ругательство).
Йенеке: Крым должен быть защищен по всему периметру. Если русские нападут, катастрофа произойдет быстро. Я должен напомнить еще раз о судьбе Паулюса под Сталинградом.
Фон Клейст в ответ пригрозил трибуналом, после чего уточнил, будет ли командующий 17-й армией Вермахта выполнять приказ или нет? Эрвин Йенеке был вынужден подчиниться.
Когда 8 апреля 1944 года началось освобождение Крыма, полуостров обороняли 227484 немецких и румынских солдат, а также 28486 человек вспомогательного персонала. На тот момент это были лучшие войска Гитлера: отлично обученные, хорошо вооруженные и непотрепанные в боях.
Эрвин Йенеке приказал сосредоточить силы, как того и требовал фон Клейст, на Перекопе, чтобы парировать предполагаемый удар 4-й Украинского фронта генерала армии Федора Толбухина. Однако еще в конце 1943 года советские войска захватили небольшие плацдармы на южном берегу Сиваша. Именно к ним зимой были проложены броды и построены мосты чуть ниже поверхности воды, по которым переправилась 51-я армия генерал-лейтенанта Якова Крейзера, она разгромила 10-ю румынскую дивизию. Путь на Севастополь был открыт. До полного освобождения Тавриды от фашистов оставалось 35 дней.
По десятидневным отчетам медицинских служб 17-й армии Вермахта немецкие потери выглядят следующим образом:
с 1 по 10 апреля 1944 года — 823 человека;
с 11 по 20 апреля 1944 года — 2610 человек;
с 21 по 30 апреля 1944 года — 9894 человека;
с 1 мая по 10 мая 1944 года — 2142 человека;
с 11 мая по 20 мая 1944 года — 1274 человек;
с 21 мая по 31 мая 1944 года — 53482 человек.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.