Победим бедность за счет бедных

Победим бедность за счет бедных

По материалам публикаций на сайте газеты «Советская Россия».

Как известно, в Указе президента России от 7 мая 2018 года №204 в числе важнейших национальных целей значится сокращение в течение ближайших шести лет числа бедных в два раза. Однако как решить эту задачу, в указе не указано. Четкого плана нет и у правительства.

 

Хотя некоторые его фрагменты проникают в печать. Но прежде чем о них говорить, надо определиться с тем, о какой именно бедности идет речь.
Согласно официальной статистике, количество бедных в России изменялось следующим образом.

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (млн чел.), по данным Росстата:

1995 год……………………..    36,5
2000 год……………………..    42,3
2005 год……………………..    25,4
2010 год……………………..    17,7
2015 год……………………..    19,5
2017 год……………………..    19,3

Как видим, в 2017 году бедных стало даже больше, чем в 2010-м.

Однако по аналогии с выборами и в этом случае можно сказать: неважно, кто получает доходы, – важно, кто их считает!

  1. Потребительская корзина, на основании которой рассчитывается российский прожиточный минимум, более чем скудна и притом заморожена в течение восьми лет до 2020 года включительно. Она предполагает хлебно-картофельную диету и вынужденную экономию почти на всем едва ли не до уровня Плюшкина. В частности, потребительская корзина предусматривает:

Продукты питания, включаемые в потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации, устанавливаются в следующих составе и объемах (в натуральных показателях): наименование; объем потребления (в среднем на одного человека в год) – трудоспособные, пенсионеры, дети:

хлебные продукты (хлеб
и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые):
126,5 кг; 98,2 кг; 77,6 кг

картофель:
100,4 кг; 80,0 кг; 88,1 кг

овощи и бахчевые:
114,6 кг; 98,0 кг; 112,5 кг

фрукты свежие:
60,0 кг; 45,0 кг; 118,1 кг

сахар и кондитерские изделия
в пересчете на сахар:
23,8 кг; 21,2 кг; 21,8 кг

мясопродукты:
58,6 кг; 54,0 кг; 44,0 кг

рыбопродукты:
18,5 кг; 16,0 кг; 18,6 кг

молоко и молокопродукты
в пересчете на молоко:
290,0 кг; 257,8 кг; 360,7 кг

яйца:
210 шт.; 200 шт.; 201 шт.

масло растительное, маргарин
и другие жиры:
11,0 кг; 10,0 кг; 5,0 кг

прочие продукты
(соль, чай, специи):
4,9 кг; 4,2 кг; 3,5 кг

  1. В последние годы мы неоднократно наблюдали потрясающую картину: Росстат одновременно признавал рост цен и снижал размеры прожиточного минимума! Это настоящая магия, только черная. Возможно, авторы этих статистических чудес учились в школе волшебников. Но неужели у каких-нибудь пожирателей смерти или у Волан-де-Морта? Если вопрос о борьбе с бедностью будет решаться таким же способом, мы победим ее мгновенно – просто объявим всех богатыми.
  2. От представителей власти, в т.ч. в этом зале, мы нередко слышим, что бедных пенсионеров в России нет. Аргумент простой: к пенсиям ниже прожиточного минимума по Российской Федерации в целом или по региону, согласно закону, производятся доплаты до размера прожиточного минимума соответственно из федерального или регионального бюджетов.
    Однако напомню: прожиточный минимум пенсионера в России значительно ниже, чем работающего человека, который тоже крайне занижен. За первый квартал 2018 года для трудоспособных прожиточный минимум установлен на уровне 10 842 руб., т.е. позволяет даже снизить «минималку», а для пенсионеров – 8269 руб.

При этом мы хорошо знаем: есть человеку хочется в любом возрасте; плата за квартиру от возраста также не зависит; потребность в лекарствах и якобы бесплатной медицине с годами только растет.
Напомню еще раз данные о размерах средних пенсий в некоторых странах в 2018 году.

Размер средней пенсии в некоторых странах мира в 2018 году, в долларах США:

Швейцария……………………….    3400
Япония……………………………..    2850
Германия…………………………..    2650
Норвегия…………………………..    2340
США…………………………………    2150
Греция………………………………..    930
Чехия………………………………….    570
Польша……………………………….    510
Эстония………………………………    440
Россия…………………………………    235
Казахстан……………………………    160
Беларусь……………………………..    160
Азербайджан………………………    120
Украина………………………………    100
Грузия…………………………………..    90
Кыргызстан………………………….    60
Таджикистан………………………..    50

  1. Самые бедные в России – даже не пенсионеры, но семьи с детьми.
    По данным Росстата, их доля среди бедных в последние годы всегда превышала 60%.

Доля малоимущих домашних хозяйств с детьми в возрасте до 16 (18) лет в общей численности малоимущих домашних хозяйств (домашние хозяйства со среднедушевыми располагаемыми ресурсами ниже прожиточного минимума):

2012 год……………………..    62,2%
2013 год……………………..    64,0%
2014 год……………………..    62,9%
2015 год……………………..    62,6%
2016 год……………………..    62,4%

При этом с 2011 по 2016 год эти семьи становились только беднее. В 2011 году до прожиточного минимума на человека им не хватало 1768 руб., а в 2016-м – уже 2836,8 руб.

Потребление основных продуктов питания, 2016 год (в расчете на члена домашнего хозяйства в год, кг): домашние хозяйства, имеющие детей в возрасте до 16 лет; домашние хозяйства, не имеющие детей в возрасте до 16 лет:

Хлеб и хлебные продукты:
84,4; 112,4

Картофель:
52,3; 67,3

Овощи и бахчевые:
86,0; 123,1

Фрукты и ягоды:
63,5; 81,4

Мясо и мясные продукты:
73,9; 102,2

Молоко и молочные продукты:
227,5; 315,5

Яйца, шт.:
188; 268

Рыба и рыбные продукты:
16,3; 26,4

Сахар и кондитерские изделия:
27,0; 36,6

Масло растительное и другие жиры:
9,0; 12,9

При этом чем больше количество детей, тем выше шанс попасть в число бедных.

  1. Отечественный прожиточный минимум неоднократно проходил испытания экспериментальным путем со стороны людей, которые привыкли жить нормально, в т.ч. со стороны журналистов и наших коллег-депутатов. При этом депутат-рекордсмен признался, что смог прожить на эти деньги неделю. А другой участник эксперимента честно сознался, что за вечер в ресторане с семьей проел больше, чем законом установил своим избирателям на целый месяц.

Неслучайно Федерация независимых профсоюзов России постоянно доказывает: более или менее нормально может жить не тот, кто получает доходы на уровне отечественного прожиточного минимума, но тот, чей доход не ниже минимального потребительского бюджета. Кстати, за годы последнего кризиса этот бюджет на фоне периодического снижения официального прожиточного минимума увеличился с 25 до 36 тыс. руб. На этот уровень и должна ориентироваться отечественная политика в отношении заработной платы.

Понятно, не сразу, но поэтапно.

  1. В конце прошлого года правительство отчиталось о том, что исполнило президентские майские указы 2012 года на 94%. Это напоминает мне рекламу стирального порошка, который в четыре раза эффективнее всех остальных, хотя никто не знает, как такую «эффективность» измерить в разах.

При этом данные правительства резко расходятся не только с оценками независимых экспертов, но и с данными опросов Общероссийского народного фронта – организации, созданной для расширения политической базы президента. Так, по данным Росстата, в конце 2017 года средняя заработная плата врачей в стране составляла 53 тыс. руб. Однако опрос Общероссийского народного фронта показал: 58% врачей получают менее 25 тыс. руб.!

  1. Некоторое реальное представление об уровне бедности в России дают социологические опросы.

Результаты опроса ВЦИОМ весной 2017 года:

10% граждан не хватает денег на еду – это не бедность, явная нищета.
29% на еду денег хватает, но не хватает на одежду – это прямая бедность.
у 41% деньги есть на еду и одежду, но не хватает на приобретение товаров длительного пользования – это верхняя часть «низшего класса».

14% могут позволить себе все вышеперечисленное, но не более – реальный размер «среднего класса». В социальных государствах Европы он составляет около 60%.
лишь 3% могут без проблем приобрести автомобиль, но квартиру или дачу уже не могут – это нижний слой т.н. «высшего класса». остальные приблизительно 3% – собственно «высший класс».

Наверное, надо сделать поправку на то, что российский человек склонен прибедняться. И, отвечая на вопросы социологов, слегка сгущает краски. И тем не менее эта картина представляется мне несравненно более близкой к истине, чем официальные данные об уровне бедности в стране.

  1. Приведу еще раз данные Федерации независимых профсоюзов России об уровне минимальной заработной платы в различных странах.

Минимальная заработная плата в России и некоторых государствах «Большой двадцатки», по данным Федерации независимых профсоюзов России (Курсы валют – на 3.05.2018):

Германия………..    €1400 (106 370 р.)
Франция………….    €1100 (83 580 р.)
Китай………………..    $500 (31 700 р.)
Турция……………….    $460 (29 160 р.)
ЮАР………………….    $180 (11 400 р.)
Россия……………….    $176 (11 163 р.)
Бразилия……………    $170 (10 780 р.)
Индия…………………….    $64 (4060 р.)

  1. И что же правительство? Выступая на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме, Алексей Кудрин заявил: «У меня сейчас складывается впечатление, что правительство РФ – это такой тигр, который готовится к прыжку. И мы в ближайшее время узнаем те самые прорывные и достаточно продвинутые реформы». Правда, он не уточнил, куда прыгнет этот тигр: вперед, назад или вбок? И не разорвет ли он при этом кого-нибудь?

Увы, хотя планы правительства по реализации национальных целей, предусмотренных Указом №204, внятно не сформулированы, у нас по этому поводу есть как минимум два основания для тревоги.

Первое – заявление первого заместителя председателя правительства Антона Силуанова о том, что в ближайшие годы налоги повышаться не будут. Казалось бы, надо радоваться. Однако в переводе с начальственного на русский это означает лишь одно: не будет вводиться прогрессивный налог на т.н. олигархов, которые в России объявлены несуществующими.

Мы помним, как было в предыдущие годы: под лозунгом «не будем повышать налоги» правительство и думское большинство раз за разом проваливали инициативы о введении прогрессивной шкалы подоходного налога и хотя бы плоской шкалы для отчислений во внебюджетные фонды. При этом в результате перехода на кадастровую оценку земли и имущества налоги подскочили так резко, что даже президент вынужден был сказать: мы так не договаривались! Очевидно, правительство предлагает продолжить ту же политику.

Вторая и еще более важная причина тревоги – заявление председателя правительства Дмитрия Медведева о необходимости повышения пенсионного возраста и скоропалительное обсуждение этого вопроса в «верхах». Между прочим, перед президентскими выборами об этом почему-то народ никто не преду­предил.

Говорят, в правительстве есть «голуби» и «ястребы».

Первые предлагают повышать пенсионный возраст и мужчинам, и женщинам на пять лет, а вторые требуют повышения для мужчин на пять лет, а для женщин – на восемь. Явно во имя большего гендерного равенства и из рыцарских чувств!

Первые предлагают повышать пенсионный возраст в год по полгода, а вторые – каждый год на год.

Можно было бы сказать, что разница состоит в том, с какой скоростью и на сколько частей рубить хвост кошке. Если бы речь не шла о людях. В обоих случаях конечные результаты будут примерно одинаковы. Представление об одном из них дают данные по разным странам о количестве мужчин, не доживающих до 65 лет.

Доля мужчин, не доживающих до 65 лет, в европейских странах:

Исландия, Швейцария……….    10%
Швеция, Италия, Нидерланды,
Мальта, Норвегия………………    11%
Литва…………………………………    36%
Молдавия…………………………..    37%
Украина, Белоруссия………….    40%
Россия………………………………..    43%

Очевидно: после повышения пенсионного возраста доля российских мужчин, не доживающих до 65 лет, еще более увеличится. И мы обновим наш печальный европейский рекорд.
Кстати, в 2016 году по продолжительности жизни граждан мы занимали 153-е место среди 224 стран.

Средняя продолжительность жизни, 2016 год, 224 страны мира:

1-е место
Княжество Монако – 89,5 лет
2-е место
Япония – 85 лет
…………………………………………
152-е место
Казахстан – 70,9 года
153-е место
Россия – 70,8 года
154-е место
Непал – 70,7 года
…………………………………………
223-е место
Гвинея-Биссау – 50,6 года
224-е место
Республика Чад – 50,2 года

И при этом говорим, что все должно быть, как в Европе. Быть может, сначала продлим жизнь, как у них?

Подведу итоги.

  1. Оба известные нам предложения правительства прямо противоречат национальным целям, заявленным в Указе Президента РФ № 204:
    – повышение пенсионного возраста будет тормозить запланированный рост продолжительности жизни, если только Росстат не «нарисует» его «с потолка»;
    – отказ от введения прогрессивных налогов помешает найти те самые 8 трлн руб., которые, по расчетам правительства, необходимы для исполнения указа.
  2. Взятые в системе оба эти предложения еще раз доказывают, что политика правительства имеет ярко выраженный классовый характер:
    – от сохранения плоской шкалы налогообложения и регрессивной шкалы взносов выигрывают супербогатые и проигрывают бедные, которые останутся при своем «непрожиточном» минимуме и соответствующих ему пенсиях и зарплатах;
    – богатые, конечно, тоже плачут, но живут гораздо дольше, а потому пенсионный возраст им не важен. От повышения пенсионного возраста проиграют опять же бедные: оно будет означать «ликвидацию как класса» половины мужчин-пенсионеров!

Мы с такой классовой политикой не согласимся никогда! И предлагаем другой подход к достижению национальных целей, который базируется на трех «китах».

Три «кита» модернизации современной России:

* «Новая индустриализация»: воссоздание разрушенной промышленности на новой технологической основе, в т.ч. цифровой
*  Более справедливое распределение: снижение налогов для отечественных товаропроизводителей и их повышение для олигархов
* Наращивание вложений в человеческий потенциал России, включая образование, медицину, науку и культуру

Если эти предложения не удастся реализовать, придется вспомнить грустный прогноз: жить будем плохо, но недолго. Так давайте лучше долго, но хорошо!

Олег СМОЛИН

 Комментарий редакции: Вообще т.н. «майские указы» президента не должны вводить в заблуждение. Достаточно вспомнить итоги реализации соответствующих поручений 2012 года. Почти всё осталось на бумаге. Примерно то же самое ожидает нас сейчас. Одно то, что вслед за распоряжениями президента правительство выступило с рядом антисоциальных инициатив, говорит само за себя. Но и глава государства не просто держит в кабинете министров соответствующих элементов, но и солидаризируется с ними. И какой смысл поддаваться на обман, воспринимать всерьёз игру в доброго и злого полицейского? Спектакль с «заступником народа» Путиным и со «антинародным» Медведевым именно в этом и заключается.

Что же касается поиска источников финансовых ресурсов, необходимых для последовательного решения социальных проблем, то помимо введения прогрессивной шкалы следует говорить и о национализации командных высот экономики. Причем средства производства должны быть возвращены именно государству трудящихся. Только тогда появится возможность поставить экономику на службу народа, обеспечить рациональное распределение ресурсов. Но подобное можно ожидать лишь после отстранения от власти буржуазии.

 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *