По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
Выступления этого нашего автора на страницах «Правды», как правило, вызывают активный читательский отклик. Что вполне понятно: к сожалению, ведь далеко не в каждом газетном номере можно встретить статью рабочего, а тем более чтобы этот рабочий был членом ЦК КПРФ.
Замечательно, что Алексей Парфёнов, слесарь из подмосковного города Дмитрова, стал за последние годы настоящим партийным публицистом. Большой интерес вызвала и беседа с ним под рубрикой «Век Октября. Моя революция», которая была опубликована в номере «Правды» от 2 ноября 2017 года. Редакция получила немало писем с вопросами, адресованными Алексею Вячеславовичу. Главный смысл большинства этих вопросов в том, каким образом он, рядовой рабочий с фабрики, определил свой основной жизненный выбор как путь члена КПРФ, путь активной борьбы против засилья капитала, за социализм.
Об этом и размышляет автор публикуемых заметок.
В ЮНОСТИ я зачитывался романом Э. Войнич «Овод». Восхищался главным героем, стремился ему подражать.
Только как я, ученик 10-го класса советской школы, а затем слесарь трикотажного производства, мог подражать политическому деятелю, революционеру-подпольщику, талантливому литератору и боевому публицисту Оводу?
Романтика революционной борьбы казалась абсолютно далёкой от меня. И по своей юношеской наивности я даже завидовал сверстникам в Чили: фашистский переворот 1973 года пришёлся как раз на пору моего духовного становления. Мне тогда было 18 лет, и «Комсомольская правда», журналы «Вокруг света», «Ровесник», издаваемые ЦК комсомола, много писали о борцах Сопротивления фашистским режимам в Южной Америке.
Но — вот она, ирония истории: то, что в моей жизни представлялось мне совершенно невозможным, что происходило в прошлом или в далёких экзотических странах, после антисоветского переворота 1991 года уже не исключалось и для меня лично.
И я тогда уже не исключал для себя (более того, был психологически готов!) работы в нелегальных или полулегальных условиях. Сейчас в таких случаях говорят: работа партии в особых условиях.
Во всяком случае чтение статей Валерии Новодворской, которая постоянно печаталась в крайне правом журнале «Новое время», и других подобных авторов избавляло меня от всяческих иллюзий. Закрепись окончательно эти «бешеные» во власти, и мне пришлось бы примерять судьбу Овода.
Тогда миновало. Но разве мы, коммунисты, всё-таки можем исключать и этот поворот событий — работу партии в особых условиях? Если не исключаем, значит, надо всегда быть готовыми к нему.
Не мог я представить и то, что стану публицистом, буду печататься в «Правде», когда начинал работать слесарем на Дмитровской перчаточной фабрике. Однако мой путь в «Правду» начался именно там и тогда.
ЕДВА Я ПРИШЁЛ на фабрику, мне предложили абонемент в университет международных отношений при Дмитровском районном Доме культуры. Занятия проходили раз в месяц, с октября по май,
в форме лекций. Выступали с ними сотрудники Института мировой экономики и международных отношений. Последнее занятие (май) проходило в форме вечера вопросов и ответов.
Естественно, занимались мы после работы, с 18 часов.
То, что рассказывали преподаватели, было очень интересно. Ведь они не просто пропагандировали, как тогда говорилось, внешнеполитический курс КПСС. Речь шла о состоянии экономики и внутриполитическом положении ведущих стран мира, в целом о состоянии мировой экономики и международных отношений. Университет наш входил в систему Народных университетов и выполнял одну из важнейших задач, решаемых КПСС и Советским государством: задачу просвещения самых широких масс трудящихся. В Советском Союзе был подлинный культ знаний. Можно даже сказать, что именно советское время стало завершением эпохи Просвещения.
По ходу занятий в университете у меня возникло желание делиться своими знаниями с товарищами по работе. Ну а когда стал членом фабричного комитета комсомола и заместителем секретаря комитета по идеологической работе, я уже вполне официально начал сам готовить свои лекции, с которыми выступал в цехах и в молодёжном общежитии.
Это дало мне очень многое. Часовую или полуторачасовую лекцию, которую я слушал в университете, надо было превратить в двадцатиминутный рассказ. Выделить самое важное, самое интересное и пересказать так, чтобы меня слушала конкретная аудитория.
Через много лет всё это пригодилось мне, когда я стал — уже в КПРФ — секретарём Дмитровского районного отделения по идеологической работе и преподавателем в школе политического просвещения.
В чём сходство и различия партийно-политической учёбы в КПСС и в КПРФ?
Изучение трудов основоположников марксизма-ленинизма, важнейших партийных документов — Программы партии, материалов её съездов и пленумов ЦК — вот что всегда лежало в основе партийно-политической учёбы.
Ну а различия?
Сейчас, допустим, наряду с работами Маркса, Энгельса, Ленина, в курсе учёбы изучаются и работы Сталина.
Следующее отличие: в КПСС, за исключением последних горбачёвских годов, когда в партии всё летело под откос, партийной учёбе уделяли больше внимания, чем сейчас.
Началом учебного года и тогда, и теперь считается 1 октября. Но вот если ранее, в советское время, тематика политзанятий печаталась заранее, уже в августе, то теперь случалось, что печаталась и в ноябре. Только в последние, 2017—2018 годы основные темы на учебный год были напечатаны в «Правде» заблаговременно.
В КПСС было такое правило: считать начало учебного года в системе политического просвещения важным партийным событием. Первое занятие проходило по единой теме, наиболее важной в данный момент для партии и страны.
Показателем того, какое значение КПСС придавала политической учёбе, было то, что один год на нашем предприятии Школу молодого коммуниста или Школу комсомольского актива — уже не помню точно — вёл генеральный директор, член партбюро предприятия М.А. Завьялов.
1 сентября — День знаний, начало учебного года в стране, со своей атрибутикой, торжественной линейкой, цветами, был рождён Советской властью. При ней он стал общенародным, таким остался и поныне.
Ну а нам, активу КПРФ, по-моему, надо подумать над тем, как 1 октября — день начала занятий в системе политического просвещения — сделать праздником общепартийным.
КОНЕЧНО, самое важное для меня сейчас — сотрудничество с газетой «Правда». Уже не десяткам людей — членам кружка политического образования, а десяткам тысяч читателей «Правды» я могу нести самые великие идеи нашего времени — идеи добра и справедливости, идеи коммунизма.
Так как же простой советский рабочий, сын интеллигентов в первом поколении, не имеющий гуманитарного образования, стал публицистом и одним из авторов авторитетной газеты федерального и даже мирового уровня?
Этому я обязан Коммунистической партии и Советской власти. Именно они делали всё для того, чтобы молодые люди любого социального положения имели возможность учиться. Причём в самом широком смысле этого слова, не сводя учёбу только к получению высшего образования.
«Задача состоит в том, чтобы учиться» — так сказал В.И. Ленин 2 октября 1920 года в своей речи перед комсомольцами на III съезде РКСМ.
Коммунистическая партия и Советская власть, Ленинский комсомол всё делали, чтобы молодые люди могли учиться, читать, расширять свой кругозор. Народные университеты и школы комсомольского актива, молодёжные журналы и книги издательства «Молодая гвардия» — всё это и многое другое служило этому.
До сих пор я пользуюсь книгой «Учусь читать, размышлять, выступать», приобретённой мною ещё в 1980 году.
А вот советского телевидения уже нет. Хотя невозможно забыть, что тогда, в советские годы, на Центральном телевидении был специальный образовательный канал!
Для того чтобы писать и печататься в газете, надо много читать.
И Советская власть дала мне все возможности для ознакомления с богатствами русской и мировой литературы. Мои родители собрали домашнюю библиотеку, не говоря уже о полной доступности книг в общественных библиотеках.
Кто-нибудь скажет: а разве современное буржуазное общество не предоставляет людям таких возможностей? Ведь остались и доступные бесплатные библиотеки, и значительно шире стал выбор литературы в книжных магазинах, и появились возможности интернета.
Так-то оно вроде бы так, только по сравнению с советским временем книги резко подорожали, а телевидение из средства обучения и воспитания превратилось в систему массового оглупления и развращения. Есть, конечно, каналы «Культура» и «Звезда», но основные — Первый и канал «Россия 1», кажется, вступили между собой в соревнование по пошлости своих передач.
А главное всё-таки в другом.
ГЛАВНОЕ, какие идеалы, ценности, стиль поведения формирует у людей буржуазная пропаганда.
Аппарат «социологической», «витринной» пропаганды, механизмы торговой рекламы навязывают эталоны жизни, которые базируются на престижности вещей, жилья, мебели, одежды, способов времяпрепровождения. Ценности материального потребления и комфорта навязываются как главные ценности человеческого существования!
Ну а меня Коммунистическая партия и Ленинский комсомол научили более всего ценить образование и самообразование, чтение художественной литературы и использовать в интересах общества накопленные знания.
Общество в 1990-е годы раскололось на два класса с противоположными интересами — буржуазию и пролетариат.
У меня никогда не было сомнений, уйти ли, так сказать, в личную жизнь, отказавшись от общественной, политической активности, или включиться в борьбу Коммунистической партии за интересы рабочего класса. Включиться в борьбу за Правду — это был мой осознанный и твёрдый выбор.
И я благодарен газете «Правда», её редакции за те возможности, которые они предоставили мне в этой борьбе.
А в 2004 году X съезд КПРФ избрал меня кандидатом в члены ЦК КПРФ как рабочего активиста. Затем, как представитель рабочего класса, я стал членом Центрального Комитета моей партии.
ЕСТЕСТВЕННО спросить, что мною сделано на этом фронте борьбы. Организована ли мною на предприятии, где я работаю, хоть одна забастовка? Создана ли профсоюзная организация? Проведена ли мною сколь-нибудь серьёзная акция протеста?
К великому сожалению, не организована, не создана, не проведена.
Я никогда и ни от кого не скрывал своей принадлежности к КПРФ, активно отстаивал и отстаиваю коммунистические убеждения, распространял и распространяю партийную печать.
Но перехода от слов, от агитации к протестной активности людей вокруг меня не произошло.
Почему? Почему так пассивно ведёт себя наш рабочий человек?
Почему рабочий класс СССР, а затем образовавшихся на его территории государств смирился с крушением социализма, восстановлением буржуазного строя? Ведь трудящиеся к началу 1990-х прошли и школу воспитания, и советской образовательной системы, и комсомола, и своё влияние на них оказывали советские средства массовой информации.
Ответ я нашёл у Ленина:
«Воспитание коммунистической молодёжи должно состоять не в том, что ей подносят всякие усладительные речи и правила о нравственности. Не в этом состоит воспитание. Когда люди видели, как их отцы и матери жили под гнётом помещиков и капиталистов, когда они сами участвовали в тех муках, которые обрушились на тех, кто начинал борьбу против эксплуататоров. Когда они видели, каких жертв стоило продолжить эту борьбу, чтобы отстоять завоёванное, каким бешеным врагом являются помещики и капиталисты — тогда эти люди воспитываются в этой обстановке коммунистами».
Да, это Ленин, «Задачи союзов молодёжи».
В СОВЕТСКИЕ ГОДЫ я не раз перечитывал ленинскую речь на III съезде комсомола, проводил по этой работе политзанятия. Но эти слова вождя как-то проходили тогда мимо меня.
И вот сейчас, в 2018 году, перечитав внимательно речь Ленина, я нашёл ответ на многие вопросы.
Действительно, последние два-три десятилетия Советской власти воспитание молодёжи сводилось в основном ко «всяким усладительным речам» и к проповеди правил нравственности. Вспомним третью Программу КПСС с Моральным кодексом строителя коммунизма.
Но последние советские поколения уже не знали опыта жизни при капиталистах и не имели опыта борьбы с эксплуататорами. Они не испытали, как говорится, на своей шкуре, «каким бешеным врагом являются помещики и капиталисты».
Теперь российскому пролетариату предстоит пройти путь классового воспитания, путь осознания противоположности интересов капиталистов и рабочих.
Коммунисты не должны, не могут стоять в стороне от этого процесса! Каждый из нас.
Перед нами стоит та же задача, что и перед русскими революционерами XIX века: идти в народ.
«В массы» — этот призыв Исполкома Коминтерна в 1920-е годы так же относится к КПРФ, как и относился к компартиям 20-х годов XX века.
Но с чем нам идти в рабочие коллективы — там, где есть коммунисты, или к проходным фабрик и заводов — там, где нас нет?
VI пленум ЦК КПРФ в 2014 году определил задачи партии по усилению влияния в пролетарской среде. Пленумом определена главная задача КПРФ на этом направлении работы — внесение социалистического сознания в пролетарские массы. Определены и конкретные меры борьбы за рабочий класс.
В частности, фракции КПРФ в Государственной думе предлагалось разработать поправки к Трудовому кодексу РФ, «направленные на защиту наёмных работников физического и умственного труда. Предусмотреть в них реальные механизмы отстаивания трудящимися своих интересов. Расширить возможности проведения забастовок» (из постановления пленума).
С момента проведения того, октябрьского (2014 года) пленума прошло более трёх лет. Однако на этом направлении не сделано, мне кажется, ничего существенного. А как такие документы пригодились бы нам во время президентской избирательной кампании!
В ПРОШЛОМ ГОДУ в одной из своих заметок в «Правде» я предложил КПРФ, её депутатской фракции в Государственной думе начать борьбу за законодательное сокращение рабочей недели до 35 часов (переход на семичасовой рабочий день) при сохранении прежней заработной платы. Эта мера реально улучшила бы положение десятков миллионов трудящихся как физического, так и умственного труда. Кому, как не нам в КПРФ, взять на себя эту задачу?
Кто-то может подумать, что такое предложение для нас пока неактуально. Дескать, нам бы добиться, чтобы восьмичасовой режим рабочего дня соблюдался. Однако уменьшение рабочего времени и увеличение свободного — это тенденция, по крайней мере, двух последних столетий. Сначала рабочий день был ничем не ограничен, и рабочие на хозяина трудились по 12—14 часов. Потом удалось добиться ограничения рабочего дня 10—11 часами. Затем повсеместно был установлен 8-часовой рабочий день. А в конце XX века в ряде стран Западной Европы установили уже и 7-часовой рабочий день.
Конечно, это потребовало немалой борьбы рабочего класса. Я уверен: настанет время, и Россия перейдёт к этому режиму. Пусть инициатором такого перехода будет КПРФ!
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.