По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».

БОРЬБА французских трудящихся против приватизации национальной железнодорожной компании SNCF, продолжающаяся третий месяц, вступает в решающую стадию. Забастовки и демонстрации сочетаются с парламентскими формами борьбы.

В отличие от прошлого года, когда не все профсоюзы поддержали протестные выступления против реформы Трудового кодекса, в результате чего, как отметил лидер народной оппозиции Жан-Люк Меланшон, президенту страны Эмманюэлю Макрону «удалось выиграть первую социальную схватку», в настоящее время единство ведущих профсоюзов страны при поддержке левых политических партий и мощного общественного движения позволяет железнодорожникам держаться очень твёрдо. Газета «Юманите» в специальной рубрике «SNCF», отражая все этапы противостояния, регулярно приводит мнения не только лидеров профсоюзов и политиков, но и рядовых участников сопротивления. Так, один из профсоюзных активистов заметил: «Люди везде говорят нам, что поддерживают нас. Но СМИ твердят только о двух или трёх недовольных, жалующихся на то, что застряли в дороге. Могу сказать: все страдают от Макрона. Мы все нуждаемся друг в друге, и никто не победит в одиночку» («Юманите», 28.05.2018).

В настоящее время после бурного обсуждения в Национальной ассамблее в первом чтении проекта правительственной реформы, в результате которого макронистское большинство нижней палаты проголосовало в его поддержку, документ перешёл на рассмотрение в верхнюю палату парламента — Сенат, где голосование состоялось 5 июня. 240 голосами против 85, как и ожидалось, документ был принят. Национальный секретарь Французской коммунистической партии, сенатор Пьер Лоран отметил, что это произошло при поддержке правых и центристов, а «президент богатых (Эмманюэль Макрон. — А.С.) ставит государственную железнодорожную компанию на службу рыночной логике и частным интересам, первыми жертвами чего станут пассажиры и железнодорожники».

При рассмотрении проекта в Сенате основное сопротивление правительственной версии реформы оказывала группа «Коммунисты, республиканцы, граждане и экологи» (CRCE), в которую входит Пьер Лоран. Сенаторы этой группы вели дебаты по ключевым моментам текста.

Правительство, спекулируя на недовольстве пассажиров, надеялось: центристы и сторонники партии Макрона «Республика на марше» обеспечат и в Сенате поддержку приватизации государственной компании, что и произошло. На личном блоге Пьера Лорана размещён текст выступления сенатора-коммуниста от департамента Сен-Сен-Дени Элианы Асаси: «Этот законопроект — реализация либеральных намерений либеральной Европы, несмотря на сомнения, протесты, гнев народов… Вы пытаетесь сделать железнодорожников виновными во всех бедах, тогда как сегодня все признают, что они никаким образом не несут ответственности за трудности компании, но, напротив, первыми пострадали. Мы призываем Сенат дважды подумать, прежде чем продолжить разрушение SNCF после «Газ де Франс», «Франс Телеком» или почтового ведомства».

Ещё в мае ФКП в специальной декларации подчеркнула международное значение борьбы железнодорожников Франции. Их победа «будет иметь европейский масштаб и остановит политику либерализации и приватизации государственных услуг на всём континенте. Мы призываем всех железнодорожников всех стран поддержать их бой во Франции».

Эти взгляды разделяют представители движения «Франция непокорённая». Его лидер Жан-Люк Меланшон возглавил борьбу против реформы в Национальной ассамблее и является одним из организаторов всех демонстраций в поддержку железнодорожников; молодой депутат от «Франции непокорённой» Адриен Катенен подчеркнул в своём «Твиттере»: «Люди, жалующиеся на забастовки, должны понимать, что, если реформа пройдёт, им уже придётся жаловаться на последствия конкуренции внутри, которая начнётся расчленённой SNCF. Мы должны поддержать забастовку.

Новым явлением последних дней стала широкая международная поддержка бастующих железнодорожников. В первый день слушаний в Сенате проекта правительственной реформы по приглашению группы коммунистов, республиканцев, граждан и экологов в Люксембургский дворец, где заседает верхняя палата французского парламента, прибыли делегации железнодорожных рабочих из Германии, Великобритании, Испании, Бельгии, Италии, Люксембурга и Норвегии. Они рассказали о ситуации на дорогах в своих странах. Иногда полностью приватизированная, часто либерализованная или находящаяся в процессе дерегулирования повсюду общественная служба железнодорожного транспорта страдает от политики так называемой рентабельности. «Либерализация железных дорог везде негативна, это гарантированное увеличение издержек и тарифов, основанных на преднамеренном политическом выборе приватизации государственных денег», — сказал президент Международного союза работников транспорта, железнодорожник из Норвегии Остен Аслакен. Он, как и другие выступавшие, подчеркнул свою солидарность с борьбой французских товарищей.

В тот же день, за несколько часов до начала заседаний в Сенате, тысячи железнодорожников пришли, чтобы буквально «выкрикнуть свой гнев под окнами Люксембургского дворца», пишет «Юманите». На сайте федерации железнодорожников Всеобщей конфедерации труда (ВКТ) ежедневно публиковались отчёты о ходе дебатов в верхней палате.

Касаясь перспектив борьбы, генеральный секретарь федерации железнодорожников профсоюза ВКТ Лоран Брэн заявил, что в случае отказа правительства от изменения законопроекта реформы забастовки будут продолжены и после голосования в Сенате, которое «не является ни неожиданностью, ни поворотным моментом, это лишь пропаганда правительства». Железнодорожники создали календарь забастовок, которого они намерены придерживаться, не обращая внимания на парламентский процесс. Следующие двухдневные забастовки, шестнадцатые с начала апреля, назначены на период с вечера 16 июня до утра 19 июня.

В настоящее время правительство пытается расколоть единство профсоюзов, ведя переговоры с каждым из них отдельно. И по ряду вопросов, в частности о долге SNCF, власти готовы идти на некоторые уступки. Однако лидеры профсоюзов, регулярно совещаясь, не отказываются от единых действий. ВКТ надеется «попытаться повысить темп забастовок, понимая даже, что после столь многих дней это всегда сложно», — отметил Лоран Брэн. Отвечая 5 июня на вопросы читателей в прямом эфире, устроенном газетой «Монд», он подчеркнул: «Благодаря нашему давлению мы смогли добиться открытия переговоров после двух месяцев забастовки. Я могу сказать, что эта стратегия была правильной перед лицом правительства, которое отказывается обсуждать свои политические действия». В «Твиттере» федерации железнодорожников ВКТ появилась знаменательная запись: «Сегодня Гийом Пепи (президент SNCF. — А.С.) счёл «неприемлемым», чтобы забастовка продолжалась этим летом. Мы же считаем неприемлемым игнорировать голосование 90 тысяч железнодорожников. Мы будем бастовать в июле и августе, если власти реформу не отменят».

12 июня профсоюзы провели новую масштабную забастовку. В информационном листке федерации железнодорожников профсоюза ВКТ отмечалось, что в ней участвовало большое число работников государственной компании по всей стране, в том числе две с половиной тысячи человек собрались на митинг перед отделением SNCF в парижском районе Дефанс. Лидер «Франции непокорённой» Жан-Люк Меланшон принял участие в демонстрации железнодорожников около Лионского вокзала в столице страны, где его приветствовали лидеры нескольких профсоюзов. В этот же день в штаб-квартире ВКТ в пригороде Парижа Монтрёй состоялось заседание-слушание на тему важности общественных (государственных) служб, куда входят и железные дороги. В заявлении ВКТ подчёркивалось, что власти хотят «попытаться безнаказанно подорвать» одну из основ французского общества, главное назначение которой обеспечить равный доступ всем слоям населения к медицине, образованию, энергетике, транспорту и другим сферам.

Важнейшим достижением многомесячной борьбы железнодорожников страны является согласие властей на трёхстороннее совещание (правительство, работодатели, профсоюзы), которое состоится 15 июня. Почти 80% положений реформы ещё предстоит заново переписать, говорится в заявлении федерации железнодорожников ВКТ. «Именно по этим причинам мобилизация не должна ослабевать! История железных дорог, написанная железнодорожниками, на протяжении многих десятилетий была историей компании, принадлежащей нации».

В коммюнике под названием «Продолжаем!», опубликованном 13 июня, Федерация железнодорожников ВКТ предлагает усилить забастовку по единому утверждённому графику и определить новые сроки мобилизации после 28 июня 2018 года.

Автор: доктор исторических наук

Анна СЕМЁНОВА

Газета «Правда»

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.