Лариса Ягункова. От земли — до звезды

Лариса Ягункова. От земли — до звезды

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».

Помнится, в театре «Содружество актёров Таганки», руководимом Николаем Губенко, торжественно отмечался великий праздник — День Победы. Тогда, в тяжёлые 1990-е, в каждый этот майский день большая театрализованная программа собирала сотни ветеранов с их семьями, друзьями и близкими. И всегда, приветствуя дорогих гостей, вечер открывал какой-либо известный всем человек, представлявший лицо славного поколения победителей. И однажды навстречу взволнованному залу шагнула маленькая седая женщина в строгом костюме и заговорила с ветеранами очень простыми ласковыми словами. В 1945-м в такое же майское утро мы словно заново родились к жизни.

ЕЁ СРАЗУ УЗНАЛИ: «Ладынина, Марина Ладынина!» — пробежало по рядам и растворилось в горячих аплодисментах. В глазах этих людей она предстала по-прежнему златоголовой, ясноглазой, сияющей доброй улыбкой. И голос казался прежним — светлым, звучным, богатым чисто народными интонациями. Говорила, как песню пела. Да ведь и голосом певческим наградила её природа, и драматическим талантом. Она была одной из самых популярных киноактрис 1930—1940-х годов, поистине любимицей народной.

То, что сотворила Марина Ладынина в советском искусстве, пожалуй, укладывается в формулировку: сделать сказку былью. Наш народ тяготеет к сказке. Пушкин выразил своё отношение к ней крылатыми словами: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». А Максим Горький дополнил: «Нет сказок прекраснее, чем те, что создаёт сама жизнь». То есть он допустил возможность претворения жизни в сказку. Быль рождает сказку — этому постулату посвящены три замечательных комедийных фильма Ивана Пырьева, снятых во второй половине 1930-х годов. Конечно, это советская быль — новая жизнь колхозной деревни, уже забывшей о былых нищете и убожестве, устремлённой в будущее, где каждый человек непременно должен быть счастлив.

Вот за это счастье, неотъемлемое от созидательной жизни, и ратует в этих фильмах Марина Ладынина — не просто исполнительница главных ролей в «Богатой невесте», «Трактористах», «Свинарке и пастухе», а словно бы звонкоголосый рупор социалистических идей.

Был как-то у Ладыниной спор с режиссёром Пырьевым во время съёмок фильма «Свинарка и пастух». Актриса считала, что её славная Глаша сбежала бы от свадьбы с наглым обманщиком Кузьмой ещё до того, как на вороном коне с целым эскортом всадников примчался к ней верный Мусаиб. Но режиссёр не согласился — во имя сохранения интриги. А ведь права была актриса. Она вылепила образ столь цельный, бескомпромиссный, что и в самом деле не могла её Глаша поверить подложному письму. В этой роли сошлись все таланты, все умения актрисы, восходящие к народным традициям, к фольклору, сказу. Именно такое дарование могло претворить побывальщину в сказку, а сказку сделать былью.

Может, потому так органична была актриса, решая такого рода задачи, что и собственной судьбой, своим творческим и личным счастьем она была обязана удивительной эпохе созидания новой жизни.

Ничто не обещало большого будущего девочке, родившейся в смоленской деревне Скотинино. Она была первенцем в бедной крестьянской семье, перебравшейся в Сибирь в поисках лучшей доли. Богатства Ладынины не нажили, а вот дети пошли один за другим. В 10 лет старшая Марина знала всю крестьянскую работу, была и нянькой, и кухаркой, и прачкой, полола и поливала огород. Неграмотная, но властная и строгая мать не давала ей поблажек, отнимала книжки, казавшиеся ей ненужной забавой. Но жизнь неуклонно менялась. Вслед за школой в деревне появился клуб, и Марина узнала новое слово: самодеятельность. И оказалось, что она «прирождённая артистка» — так говорили все, кто видел её на клубной сцене. От детской забитости не осталось и следа: она и пела, и плясала, и читала стихи. Её хвалили все. Особенно дорожила Марина мнением учителей. Она и сама мечтала стать учительницей и стала на родной Смоленщине работать в сельской школе. А дальше всё пошло по законам той жизни, которая и претворяет быль в сказку. На клубной сцене её заметили и отличили. Комсомол дал путёвку в театральный институт — в ГИТИС. Талант был настолько очевиден, что МХАТ, искавший молодые дарования, учредил для студентки Ладыниной персональную стипендию. «Вы — наша», — говорил ей сам Немирович-Данченко. И она действительно была принята во МХАТ, причём сразу в основной состав, минуя стажировку.

ВСТРЕЧА с кинорежиссёром Иваном Александровичем Пырьевым в одночасье изменила всю её жизнь. Она никогда не думала, что именно экран выявит в ней не просто индивидуальность, но ещё и нечто особенно пленительное, неотразимое, единственное в своём роде — то, что называют обаянием. Конечно, не будь Марина Ладынина уже сложившейся яркой драматической актрисой (сам Горький хвалил её за Таисию в «Егоре Булычове») — одного обаяния было бы недостаточно, чтобы явить миру лицо поколения, которое от земли устремилось к высотам духа и притом не оторвалось от этой земли, а, напротив, крепче утвердилось на ней. Три «деревенские» комедии Пырьева сделали актрису поистине народной — не по званию, а по признанию. Конечно, звания и награды тоже не заставили себя ждать: пять раз она была удостоена Сталинской премии.

Но вскоре сделавшийся привычным образ остался в прошлом. В годы войны Марина Ладынина перешла на драматические роли. Она продолжала сниматься только у Пырьева, и таким плодотворным был этот творческий союз, что другие режиссёры даже не предлагали ей ролей в своих фильмах. Актрисе же хотелось попробовать себя и в других амплуа. Но у режиссёра уже были свои задачи, выдвинутые временем. Он теперь не мог ориентироваться всецело на центральный женский образ. Надо заметить, что и в «Трактористах», и в «Свинарке и пастухе» он ставил рядом с героиней такого же яркого героя, но доминировала всё-таки она, Марина Ладынина. Война изменила расстановку сил, на первый план выходил мужчина — воин, солдат Великой Отечественной войны. Кино становилось «мужским». И понятно, в новых фильмах Пырьева «Секретарь райкома» и «В шесть часов вечера после войны» «центровым» был именно такой персонаж.

Марина Ладынина по-прежнему играла главные женские роли, была хороша и достоверна, особенно в лирико-героической кинопоэме «В шесть часов вечера после войны», но актрисе явно недоставало большого художественного открытия. Она была в прекрасной творческой форме, а вот режиссёрского внимания не хватало.

Пырьева интересовали теперь сложные многофигурные композиции. Он взялся за создание масштабного кинополотна «Сказание о земле Сибирской». Ладынина со своей героиней, милой Наташей, осталась на периферии сюжета. Были, наверное, и минуты отчаяния, заставившие её много лет спустя посетовать: вот, мол, Пырьев, заставил её играть колхозниц, а во МХАТ она играла бы королев. Но стоит ли преувеличивать значимость этих сетований сейчас, когда актриса уже ушла из жизни, а роли её живут и пленяют новых зрителей.

Возможно, режиссёр просто не видел актрису в образе интеллигентной женщины — так сильна была магия прежде созданного ими совместно простонародного характера. И казалось, уже нельзя вернуть повзрослевшую, посерьёзневшую, вроде бы утратившую «связь с землёй» Ладынину на деревенскую почву, но Пырьев сделал это.

«Кубанские казаки» тоже стали фильмом на все времена. Ладынина сыграла в нём председателя колхоза Галину Пересветову с такой уверенностью, будто никогда и не отрывалась от земли. Вернулись и непосредственность, и озорство. Как тонко и тактично раскрывали они образ — это были новые краски, найденные актрисой. Оказалось, можно показать интеллигентность и в человеке «от земли».

«Кубанские казаки» завершили большой этап в творчестве Пырьева. Особняком стоит его следующий фильм с участием Ладыниной «Испытание верности», по-своему отразивший сложные личные взаимоотношения режиссёра и актрисы.

Дальнейшие творческие планы Пырьева были связаны с экранизацией произведений Достоевского, и тут Ладыниной уже не было места. Она ушла из кино в 46 лет. Но звёздный шлейф протянулся за Мариной Ладыниной из века минувшего в век нынешний. Её замечательные роли до сих пор радуют, волнуют, впечатляют новых зрителей. Её песни «о главном» поют новые исполнители. Конечно, не все отдают себе отчёт, в чём же заключается притягательная сила вроде бы незамысловатых характеров, созданных актрисой. Но подспудно все чувствуют смелость и свободу, которую несут с экрана эти личности. Откуда такие качества? Их воспитал свободный труд на благо народа. За каждой такой колхозницей стоит грандиозная эпоха раскрепощения труда. Эпоха, открывшая человеку «от земли» дорогу к звёздам.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *