Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».
Множатся жертвы украинского государственного пиратства в акваториях Азовского и Чёрного морей. Так, с 10 августа не может выйти из порта Херсона российский танкер «Механик Погодин». Напомним, что ещё 25 марта в 15 милях от Обиточной косы украинские пограничники остановили и задержали российское рыболовецкое судно «Норд».
ПО СЕЙ ДЕНЬ восемь российских моряков, которые были на борту, маются в том же Херсоне. При этом капитану «Норда» грозит тюремное заключение сроком до пяти лет. Лишь двум морякам удалось усыпить бдительность стражей и через Минск вернуться в Крым.
Что касается российского судна «Механик Погодин», то, как стало известно в конце прошлой недели от первого заместителя постоянного представителя президента Украины в Крыму Изета Гданова, оно заблокировано украинскими властями в порту Херсона ни много ни мало на три года (!).
Гданов добавил, что экипаж судна из-за недопуска на борт портовой инспекции «понесёт ответственность в соответствии с требованиями действующего законодательства». Дескать, инспекция не оставляет надежд попасть на судно. «Каждая страна имеет право и обязана контролировать техническое состояние судна, если есть жалобы, а там есть жалобы, и его экологическое состояние… Это будет сделано», — пообещал зампредставителя президента Украины в Крыму. Ранее капитан удерживаемого на Украине российского судна Михаил Замятин заявил о наличии официального разрешения на вход в порт.
По сообщению компании ООО «В.Ф. Танкер», 12 членов экипажа российского танкера «Механик Погодин», заблокированного в порту украинского города Херсона, предотвратили третью попытку проникновения на судно. «К теплоходу 16 августа прибыла инспекция портового контроля для проверки анонимной жалобы о «неудовлетворительном состоянии судна», якобы поступившей от одного из членов экипажа. В связи с отсутствием правовых оснований экипаж не пропустил инспекцию на танкер, — говорится в тексте сообщения. — После появления на причале большого числа неустановленных лиц (около 17 человек), представившихся сотрудниками СБУ и пограничной службы, а также сотрудниками экологического контроля, судовладелец обратился в генеральное консульство России на Украине с просьбой во избежание провокаций оказать поддержку капитану судна и экипажу».
Михаил Замятин подал протест в адрес портовых властей, а также пограничной и таможенной служб. В пресс-службе ООО «В.Ф. Танкер» — оператора судна — сообщили, что заказчик перевозки, а им является канадская фирма, не участвует в переговорах с украинскими властями.
Вопрос о задержании судна до сих пор не рассмотрен в судебном порядке, и о наличии такого иска компании неизвестно.
«В соответствии с установленным порядком портового контроля на территории порта Херсона капитан и агент судовладельца в порту, — отмечается в сообщении, — контактируют исключительно с капитаном порта, представителями контролирующих органов на территории порта и представителями грузовладельца»; «Экипаж судна «Механик Погодин» опасается силового захвата. Капитан судна не может получить разрешение покинуть порт, выгрузка дизельного топлива запрещена, а портовые власти не могут предоставить перечень претензий к судну или судовладельцу».
Уточняется: капитан танкера постоянно получает данные от администрации порта о том, что украинские ведомства якобы имеют претензии к судну. Сначала их предъявили в СБУ, потом в таможенной службе, а затем они поступили и от пограничной службы Украины. «При этом ни от таможни, ни от пограничников не предоставлены ответы на запросы капитана судна и судовладельца о перечне нарушений».
В компании отмечают: подобные действия свидетельствуют о том, что украинские власти пытаются найти формальный повод для задержания судна.
По словам представителей ООО «В.Ф. Танкер», экипаж не покидает судно добровольно, во избежание провокаций.
«Самочувствие членов экипажа хорошее. Он обеспечен необходимыми продуктами питания и медикаментами в полном объёме. О наличии ограничений членам экипажа в передвижениях нам ничего не известно. Но во избежание провокаций и в целях обеспечения готовности судна к отплытию в любой момент по факту получения разрешения от портовых властей экипаж добровольно остаётся на судне». Отмечается также, что моряки поддерживают связь с родственниками.
ПО ИНФОРМАЦИИ агентства УНН со ссылкой на источник в созданном в Киеве Главном управлении СБУ в Крыму, судно принадлежит компании, в отношении которой Совет национальной безопасности и обороны Украины ввёл санкции.
«То есть приняты меры блокировки активов. На данный момент команда (судна) не задержана. Но пока с судном разбираются. Также пока нет санкции судебной по его задержанию, но работают», — заявил источник. Само судно задержано, поскольку киевский режим 26 июля этого года внёс в так называемый санкционный список компанию ВЭБ «Лизинг», которой судно принадлежит.
По мнению профессора Института государства и права РАН Камиля Бекяшева, сам факт задержания танкера следует квалифицировать как государственный теракт: «Судно шло под флагом РФ и оно обладает иммунитетом. Как в открытом море, так и в порту арестовывать это судно было нельзя. Портовые власти должны были согласовать с компетентными органами Российской Федерации и изложить суть проблемы: за что танкер должен быть арестован». Тем более что в соответствии с международными нормами танкер за 72 часа запросил заход в порт. Если у украинских властей имелись бы какие-то претензии, то они не должны были давать разрешение на заход.
Ещё один эксперт, вице-президент ассоциации Международного морского права Ольга Кулистикова напомнила, что в морском праве чётко предусматриваются условия задержания и ареста судна. Перечень морских требований, по которым оно может быть арестовано, а также прав капитана содержится в двух конвенциях по арестам (1952 и 1999 гг.). В конвенции 1952 года участвует более 80 государств, в том числе и Россия (с 1999 года). Ни в одном из международных договоров в области морского права и правовых инструментов нет понятия задержания судна за то, что его владелец находится под санкциями.
С точки зрения морского права оснований для задержания судна нет. «Ко всему прочему зарегистрированный собственник и судовладелец — это разные субъекты, — уточнила Кулистикова. — Получается, что задержание судна — чисто политическая акция».
Автор: В.М.Т.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.