Короли и пешки «гуманитарной интервенции»

Короли и пешки «гуманитарной интервенции»

Несмотря на домыслы о неизбежном крахе, Венесуэла сопротивляется попыткам дестабилизации. Это заставляет её врагов разрабатывать планы вторжения. Результаты межкорейского саммита превзошли самые смелые прогнозы. Стороны подтвердили курс на сближение и достигли прорывных соглашений.

Сценарии переворота

Несправедливость международных отношений зачастую принимает гипертрофированно-гротескные формы. Северной Корее достаточно было укреплять национальную оборону, чтобы столкнуться с тяжелейшими санкциями и угрозами вторжения. Некоторым же державам можно регулярно осуществлять подрывные действия в отношении десятков стран мира — и они остаются безнаказанными. А безнаказанность, как известно, порождает вседозволенность.

Это видно на примере США, пытающихся уничтожить Венесуэлу. 4 августа во время парада, посвящённого годовщине создания Национальной гвардии, было совершено покушение на президента. Два радиоуправляемых беспилотника со взрывчаткой должны были взорваться рядом с трибуной, где находился Николас Мадуро. Благодаря принятым мерам трагедии удалось избежать. По свежим следам был задержан Хуан Карлос Монастериос. Бывший сержант Нацгвардии, завербованный ЦРУ, раскрыл детали заговора. «Мозговой центр» находился в США, а оперативный штаб — в соседней Колумбии. В приграничном городке Чинакота отрабатывались детали покушения, включая испытания беспилотников. Координаторами операции являлись бежавший в Колумбию оппозиционный депутат Хулио Борхес и его подельники в самой Венесуэле.

Ввиду провала кровавой затеи оппозиция назвала покушение провокацией, устроенной властями. Но правда всё равно выходит наружу. Незадолго до покушения Борхеса принимали высокопоставленные колумбийские чиновники, включая главу МИД Карлоса Холмса Трухильо. На встречах обсуждалась борьба с правительством Мадуро. Заранее знали о заговоре журналисты телеканала Мега ТВ — рупора антикубинской и антивенесуэльской пропаганды, базирующегося в США. Один из них — Хайме Бейли —написал в соцсетях: «Я сходил на одну встречу, и мне сказали: в субботу мы покончим с Мадуро… Пока он только испугался, но будут и другие попытки».

Таким образом, в разработке планов свержения законного правительства нет никаких сомнений. По данным газеты «Нью-Йорк таймс», начиная с осени прошлого года сотрудники Белого дома проводят секретные встречи с представителями венесуэльской армии и обсуждают организацию переворота. Администрация Трампа, куда издание обратилось за комментариями, фактически подтвердила этот факт. «Мы поддерживаем диалог со всеми венесуэльцами, которые демонстрируют стремление к демократии, и хотим помочь стране, которая страдает под властью Мадуро», — ответили там.

Главная роль в агрессивных планах отведена Колумбии. Она уже много лет используется как плацдарм для подрывных действий. Новый президент страны Иван Дуке не пошёл против течения. Назвав правительство соседней страны «презренной диктатурой», он призвал континент к солидарности для противостояния венесуэльскому режиму. Его духовный наставник, экс-глава Колумбии Альваро Урибе выразился ещё откровеннее. На заседании сената он потребовал отбросить принцип невмешательства — эту «неприемлемую отговорку» — и «преодолеть диктатуру» Мадуро.

К хору врагов Венесуэлы присоединился генеральный секретарь Организации американских государств (ОАГ) Луис Альмагро. Находясь 14 сентября в Колумбии, он заявил следующее: «Что касается военного вмешательства… мы не должны исключать любой вариант, потому что этот режим совершает преступления против человечности и вызывает страдания людей».

Эти слова вызвали справедливое возмущение всех прогрессивных сил региона. Заявление с требованием немедленной отставки Альмагро приняла Конституционная ассамблея Венесуэлы. Президент Боливии Эво Моралес подчеркнул, что Альмагро превратился в агента Трампа для совершения госпереворотов. В поддержку Каракаса выступил Боливарианский альянс АЛБА, охарактеризовавший подобные выпады как подготовку интервенции. «Пешкой американского империализма» назвала Альмагро Коммунистическая партия Уругвая — страны, откуда родом генсек ОАГ. Входя в правящую коалицию, коммунисты намерены добиваться отзыва чиновника.

Поводом для вторжения в Венесуэлу может стать «гуманитарный кризис». Противники Каракаса активно мусолят тему массовой миграции. По их утверждению, от «диктатуры» бегут миллионы граждан, а в качестве доказательств приводятся фотографии с толпами людей на дорогах и мостах. Однако стоит обратиться к более серьёзным источникам, и ложь становится очевидной. Согласно оценкам ЦРУ (а уж эту организацию заподозрить в симпатиях к Венесуэле трудно!), разница между въезжающими и выезжающими составила за год 38 тысяч человек. По данным же Каракаса, большинство пересекающих границу — жители приграничных районов Колумбии, которых привлекают в Венесуэле низкие цены. Эти люди и запечатлены на фотографиях, которыми так активно размахивают радетели о правах человека.

А перед возможной «гуманитарной интервенцией» США пытаются максимально ослабить страну. Как заявила помощник госсекретаря Маниша Сингх, санкции против Каракаса — один из приоритетов администрации Трампа. По данным СМИ, в Вашингтоне рассматривают их расширение, вплоть до введения эмбарго на экспорт венесуэльской нефти.

Социализм — лекарство от агрессии

Однако сломить Венесуэлу не удаётся. В настоящее время правительство пытается преодолеть экономический кризис. В конце августа начались реформы, аналогов которым не знали ни сама страна, ни остальной мир. Во-первых, проведена деноминация и введена новая валюта — суверенный боливар. Теперь он будет привязан к криптовалюте — петро. Последняя, в свою очередь, обеспечена минеральными ресурсами государства и привязана к цене барреля нефти. По словам Мадуро, «мы нашли революционную формулу, которая первостепенное значение придаёт труду как основе общества. Она позволит нам раз и навсегда покончить с извращённой моделью привязки к доллару».

С 1 октября петро будет использоваться как платёжное средство в международной торговле.

Во-вторых, существенно повышен минимальный гарантированный доход. Следовать ему обязаны будут не только государственные, но и частные компании. С ведущими предприятиями агропромышленного комплекса заключено соглашение о введении фиксированных цен на 25 базовых товаров. Регулировать деятельность национального рынка будет новое министерство внутренней торговли. В целом контроль над ценами усилится, причём правительство призывает граждан сообщать о каждом случае спекулятивного повышения.

Не все меры можно назвать популярными. Ставка НДС повышена с 12 до 16 процентов, с 24 сентября выросли цены на бензин, прежде являвшиеся самыми низкими в мире. Однако правительство пытается максимально сгладить негативные последствия для населения. Например, для владельцев социальных карт цены останутся прежними. Главная задача Каракаса — пресечь контрабандный вывоз бензина за границу, из-за чего страна ежегодно теряет до 16 миллиардов долларов. Кроме того, планируется внесение поправок в Конституцию. Их цель — облегчить развитие несырьевых секторов экономики.

В целом поддерживая реформы, венесуэльские коммунисты настаивают на их углублении. «Нужно не реформировать капиталистическую систему, а бороться за её преодоление», — заявляют они. В качестве первостепенных мер партия предлагает усилить контроль над частным бизнесом, лишив его права массово увольнять работников, и привязать зарплату к индексу потребительских цен. Рабочие должны участвовать в управлении предприятиями, что на порядок повысит прозрачность их деятельности, защитит от коррупции и спекуляций. Также Компартия Венесуэлы выступает за введение стратегического планирования, национализацию внешней торговли, крупных предприятий и торговых сетей.

Призывая правительство к более решительным мерам, коммунисты выражают волю трудящихся масс. Аналогичные требования выдвигают и крестьяне, развернувшие борьбу с агрокорпорациями, многие из которых находятся под контролем иностранного капитала, и рабочие. 10 сентября прошла акция работников государственных цементных заводов, потребовавших повысить эффективность управления и ввести рабочий контроль. Эти выступления не имеют ничего общего с деструктивными действиями правой оппозиции, потому что направлены не на разрушение, а на укрепление социализма XXI века. Как подчёркивают в Компартии, установление власти трудящихся и сопротивление империализму разделять нельзя: это взаимозависимые процессы, и невнимание к одному негативно скажется на другом.

Вкус мира

Сопротивление американскому гегемонизму, пусть и в иных формах, происходит и на Корейском полуострове. Его народ борется за право самому определять свою судьбу и стремится преодолеть многолетнее разделение. 18—20 сентября прошёл визит Мун Чжэ Ина в Пхеньян. Главным подписанным документом стала совместная декларация. В её преамбуле отмечается готовность стран к развитию отношений для достижения национального примирения и совместного процветания. Этому должны способствовать соединение железнодорожных и автомобильных магистралей, возобновление деятельности совместного туристического проекта в горах Кымгансан и Кэсонского индустриального комплекса в КНДР.

Среди других договорённостей — создание постоянно действующего центра для встреч разделённых семей и формирование единой сборной для участия в Олимпийских играх, которые пройдут в 2020 году в Токио. Кроме того, Пхеньян и Сеул собираются подать совместную заявку на проведение Олимпиады 2032 года.

Не менее важным является соглашение, подписанное оборонными ведомствами. В соответствии с ним каждая из сторон выведет по 11 наблюдательных пунктов, расположенных на расстоянии ближе одного километра от линии разграничения. Отмечается, что это первый шаг к полной демилитаризации приграничной полосы. Во-вторых, Пхеньян и Сеул договорились прекратить с 1 ноября крупные артиллерийские учения и полёты боевой авиации в приграничных районах. Ограничения затронут и манёвры военно-морских сил.

В Жёлтом и Японском морях создадут буферные зоны шириной 80 километров, где будет запрещено проводить учения. Помимо этого, стороны сформируют совместную военную комиссию, которая станет контролировать выполнение соглашения и осуществлять оперативную связь между вооружёнными силами двух государств.

Но самое пристальное внимание, конечно, было приковано к теме ракетно-ядерной программы Северной Кореи. Сенсации не случилось. Пхеньян в очередной раз подтвердил, что не собирается бездумно жертвовать накопленным оборонным потенциалом ради ничем не подкреплённых обещаний. Тем не менее КНДР демонстрирует готовность к диалогу. Ким Чен Ын заявил, что страна намерена завершить начатый демонтаж ракетного полигона Сохэ, а также готова остановить работу экспериментального ядерного реактора в Йонбёне, но лишь при условии ответных уступок со стороны США. Неоспоримым жестом доброй воли стало и то, что на военном параде в честь 70-летия КНДР впервые за много лет не демонстрировались баллистические ракеты.

Итоги переговоров позволили администрации Мун Чжэ Ина сделать вывод, что де-факто в Пхеньяне подписано соглашение об официальном окончании Корейской войны. Однако мир на полуострове не входит в планы Вашингтона. Там продолжают требовать полного разоружения Северной Кореи, грозя в противном случае ужесточать давление. Госсекретарь США Майк Помпео заявляет, что денуклеаризация должна завершиться в течение ближайших трёх лет. При этом администрация Трампа требует допуска на ядерные объекты КНДР не только инспекторов МАГАТЭ, но и собственных наблюдателей, что для Пхеньяна абсолютно неприемлемо.

Об ослаблении санкций в Соединённых Штатах не хотят даже слышать. 20 сентября глава пресс-службы госдепартамента Хизер Науэрт заявила, что США настаивают на строгом их соблюдении. «Чтобы добиться денуклеаризации КНДР, мы не должны сбрасывать обороты», — сообщила она. Другая представительница американской дипломатии — постпред при ООН Никки Хейли — обвинила Россию в «жульническом отношении» к санкциям. В подтверждение этих слов 13 сентября минфин США объявил о расширении санкционного списка, внеся в него российские и китайские компании, якобы нарушающие ограничения в торговле с Пхеньяном. Ведущие американские издания продолжают нагнетать антикорейскую истерию. Журнал «Национальный интерес» призывает Трампа вернуться к стратегии максимального давления, чтобы «у мира появился шанс на ликвидацию угрозы со стороны КНДР».

Очевидно, что США провоцируют срыв межкорейского диалога. Но в Пхеньяне и Сеуле уже успели распробовать «вкус мира», и вряд ли легко откажутся от завоёванных с таким трудом успехов.

Сергей КОЖЕМЯКИН. Политический обозреватель «Правды».

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *