Новиков в Китае

Форум мирового социализма проводился Академией общественных наук Китая девятый год. Участие в нынешней встрече приняли не только ученые из различных провинций Китая, но и зарубежные исследователи.

В прошлом году форум был посвящён 100-летию Великого Октября. В этом году в центре внимание участников были вопросы реализации выдвинутых Китаем стратегии «Один пояс – один путь» и идеи сообщества единой судьбы человечества.

Участие в форуме принял заместитель Председателя ЦК КПРФ Д.Г. Новиков. Участником форума стал и первый секретарь ЦК Компартии Грузии Т.И. Пипия.

Публикуем текст выступления Д.Г. Новикова:

— Китайская стратегия «Один пояс – один путь» отмечает свой первый юбилей. Ровно пять лет назад, осенью 2013 года, Председатель КНР и Генеральный секретарь ЦК Компартии Китая Си Цзиньпин впервые выдвинул инициативу связать десятки стран мира при помощи транспортных и экономических коридоров. Произошло это во время зарубежных поездок китайского руководителя в республики Центральной Азии и в Индонезию. Это весьма символично, поскольку проект «Один пояс – один путь» направлен на выстраивание долгосрочных и взаимовыгодных отношений не только между Китаем с другими государствами, но и между самими этими странами. Иными словами, речь идёт о многоуровневой интеграции с двусторонними и многосторонними связями.

Конечно, первый юбилей – не повод для шумных празднеств. Во-первых, это слишком малый срок для стратегии, рассчитанной на десятилетия. Во-вторых, любой юбилей лучше всего встречать новыми достижениями.

К этому времени Пекин заключил 149 межправительственных документов о сотрудничестве со 105-ю странами мира. Все эти соглашения касаются тех или иных аспектов функционирования «Пояса и пути». При этом наибольшее внимание Китай и его партнёры уделяют созданию трансграничных транспортных маршрутов. Это совершенно обоснованно, ведь автомобильные, железнодорожные и водные артерии – это те крепкие нити, которые соединяют разрозненные прежде национальные экономики в интегрированный и взаимосвязанный организм.

О том, что подобная интеграция идёт на пользу всем участникам проекта, говорят цифры. Общий объём товарооборота Китая и стран «Пояса и пути» достиг 4,6 триллиона долларов. Китай стал крупнейшим торговым партнером для 25 стран, вовлечённых в стратегию. В более чем 20-ти странах появились 56 зон торгово-экономического сотрудничества, что позволило создать около 200 тысяч рабочих мест. Китайские инвестиции в проекты «Пояса и пути» за последние три года превысили 50 миллиардов долларов.

Чтобы лучше понять эти цифры, следует назвать хотя бы часть проектов, уже завершённых или находящихся в стадии реализации. Среди них – Китайско-пакистанский экономический коридор, включающий строительство океанского порта Гвадар, десяти электростанций, современных шоссейных дорог и линий скоростного рельсового транспорта, маршрутов современной оптоволоконной связи и т.д. В Африке сдана в эксплуатацию построенная при поддержке КНР железная дорога Аддис-Абеба—Джибути, ставшая первой электрифицированной веткой на континенте. Ещё одной железнодорожной магистралью на «Чёрном континенте» стала ветка Момбаса–Найроби. Строится её продолжение – Найроби–Малаба, которая позволит повысить взаимосвязь государств Восточной Африки и даст им возможность выйти на мировые рынки.

Укрепляются связи с Ближним Востоком. Этим летом состоялась церемония открытия очередного транспортного коридора из КНР в Иран. По железным дорогам Казахстана груз из Китая сначала был доставлен в каспийский порт Актау, а затем по морю – в иранский порт Энзели. Весь путь занял 12 дней, что на 18 дней быстрее, чем по традиционному маршруту из Шанхая в порт Бендер-Аббас.

В Восточной Европе в прошлом году началось строительство китайскими компаниями высокоскоростной железной дороги Будапешт–Белград. Впоследствии её планируется протянуть до греческого порта Пирей на Средиземном море. Объём товаров, следующих из Китая в Европу, постоянно увеличивается. Своеобразным «сердцем» Нового шёлкового пути стал сортировочный центр грузовых железнодорожных перевозок в Урумчи. Отсюда отправлены уже свыше тысячи грузовых составов по маршруту Китай–Европа. В среднем каждый день из Урумчи отправляются на запад три грузовых поезда с разными товарами – от текстиля до продукции машиностроения.

Все эти маршруты в будущем должны слиться в единую транспортную сеть, которая станет «скелетом» глубокой экономической, культурной и политической интеграции.

Углубляется и финансовая взаимозависимость между участниками проекта. Это особенно важно в условиях, когда Соединённые Штаты используют доллар и собственную банковскую систему для давления на неугодные страны. С семью странами «Пояса и пути» Китай заключил соглашения о клиринговых расчётах в юанях. Всё более уверенно чувствует себя Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ). Созданный в 2014 году для финансирования проектов «Пояса и пути», он превратился в полноценную международную финансовую организацию. Число членов АБИИ выросло с 57 до 87, утверждено финансирование для проектов на сумму свыше 5,3 миллиардов долларов.

О значении стратегии «Один пояс – один путь» говорит и тот факт, что 19-й съезд Коммунистической партии Китая в октябре прошлого года включил её продвижение в Устав КПК. В правительстве КНР создано специальное ведомство, курирующее реализацию этого проекта.

Но стратегия «Один пояс – один путь» — только часть новой системы международных отношений, над созданием которой работает Китай. Эта система обозначается термином «Сообщество единой судьбы человечества». Как заявил недавно Си Цзиньп «Думая о будущем, мы должны поощрять диалог и разделять ответственность, взаимодействовать в целях достижения взаимовыгодных результатов для всех и искать гармонию без однородности, а также относиться к природе с уважением и дорожить нашей планетой».

В декабре прошлого года я участвовал в форуме политических партий мира, организованном Коммунистической партией Китая на высоком уровне. Участие в диалоге приняли 600 делегатов из 300 партий разных стран мира. Форум подтвердил растущий интерес к идее «сообщества единой судьбы человечества».

Концепция «сообщества единой судьбы» предусматривает преодоление глобальных проблем человечества – углубляющийся раскол между богатыми и бедными странами, нищету и голод, угрозу экологической катастрофы, религиозный экстремизм и терроризм. Решение этих проблем станет возможным, если в основу системы международных связей будет положена не конкуренция и «право сильного», а солидарность, сотрудничество и взаимопомощь.

Большое значение имеет тот факт, что последняя сессия Всекитайского собрания народных представителей одобрила поправки в Конституцию КНР. В соответствии с ними Китай ведёт работу «над строительством сообщества единой судьбы человечества».

Отметим ещё ряд важных принципов, на которых базируется концепция. Во-первых, она отвергает иерархическую структуру международных отношений – эту геополитическую пирамиду, на вершине которой находится одна сверхдержава, которая диктует свою волю всему миру и применяет широкий набор карательных мер – от санкций и экономической блокады до «цветных» революций и открытой интервенции. «Ни одна страна не может в одиночку решать многочисленные проблемы, стоящие перед человечеством, — подчеркнул Си Цзиньпин в своей речи на 19-м съезде КПК. – …Какого бы уровня в своём развитии ни достиг Китай, он никогда не будет претендовать на положение гегемона, никогда не будет проводить политику экспансии».

Во-вторых, в Китае считают, что моделью для новой системы может стать социализм с китайской спецификой. Эту Концепцию начал разрабатывать «отец китайских реформ» Дэн Сяопин. Она предусматривает творческое развитие марксистско-ленинских идей с учётом новых реалий. 19-й съезд подтвердил «неизменный упор на воплощение ключевых ценностей социализма». В соответствии с «целями двух столетий», к середине века в Китае должно быть построено могущественное социалистическое государство.

По мнению руководителей КНР, принципы социализма с китайской спецификой предоставили новые альтернативы нациям, стремящимся ускорить свое развитие и сохранить независимость. Иными словами, социалистический строй, обогащённый традиционными ценностями того или иного народа, может стать идеологической и экономической основой «сообщества единой судьбы человечества».

Китай сегодня предлагает альтернативу капиталистической глобализации, которая происходит под эгидой Соединённых Штатов Америки. Природа глобализации по-американски заключается в неравенстве и эксплуатации. Западный капитал выстроил изощрённую систему, которая позволяет выкачивать ресурсы из стран «третьего мира». Это достигается путём навязывания странам неравноправных договоров, закабаления финансовыми «монстрами» вроде Международного валютного фонда и Всемирного банка. Практикуется и откровенное вмешательство во внутренние дела суверенных стран.

Концепция «сообщества единой судьбы человечества» предполагает, что у мира нет иного пути, кроме сближения и интеграции. Однако это сближение должно осуществляться на равноправной основе, без диктата одной страны или группы стран.

В этом и заключается главная причина нападок, с которыми в последнее время сталкивается Китай. США объявили Пекину торговую войну и пытаются перекрыть ему доступ к высоким технологиям. Западные СМИ развернули информационное наступление против Китая. КНР обвиняют в «экспансии» и массовых нарушениях прав человека.

Власти США открыто говорят, что Китай является главным противником американского господства и глобализации по-американски. С этим связан возрождаемый Дональдом Трампом «крестовый поход против коммунизма». Вашингтон опасается строительства системы международных отношений на равноправных принципах. На принципах, о которых говорил ещё В.И. Ленина после свершения Великой Октябрьской социалистической революции. Вот почему Трамп предлагает примечательный поворот в американской пропаганде. Долгое время после разрушения СССР в США велись спекуляции на тему об «историческом крахе коммунизма». Теперь вновь заговорили о коммунистической угрозе. На Генеральной ассамблее ООН в сентябре этого года Трамп заявил, что «социализм и коммунизм повсюду несут страдания, коррупцию и упадок. Жажда власти социалистов приводит к экспансии, вторжениям и подавлению».

Антикоммунизм связан с давлением США и на Китай, и на Россию. Все эти процессы внимательно проанализировал в последней книге Председателя ЦК КПРФ, доктора философских наук Г.А. Зюганова. Давление на Россию тоже неслучайно. Являясь преемницей Советского Союза, имея великую историю свершений, большой потенциал для развития и огромные ресурсы, Россия при определённых условиях может стать одним из столпов «сообщества единой судьбы человечества».

Происходит укрепление экономических, политических и культурных связей между Россией и Китаем. Двусторонний товарооборот растёт. В 2016 году он составил 69,5 миллиарда долларов, в 2017 году увеличился до 84 миллиардов. За первые девять месяцев текущего года товарооборот уже превысил 77 миллиардов долларов. При этом экспорт российских товаров в Китай вырос на 39,2%, а импорт из Китая в Россию увеличился на 12,7%. Согласно прогнозам, по итогам этого года российско-китайский товарооборот может впервые превысить 100 миллиардов долларов.

Выходу отношений на новый уровень способствуют совместные проекты. В 2014 году началось строительство газопровода «Сила Сибири» протяжённостью почти 4 тысячи километров. По нему будет ежегодно перекачиваться до 60 миллиардов кубометров природного газа.

Подписано рамочной соглашение о строительстве газопровода «Алтай» (или «Сила Сибири–2»), который будет доставлять в КНР российский газ по западному маршруту через Алтайские горы.

Россия участвует в реализации стратегии «Один пояс – один путь». В 2015 году запущен самый длинный в мире грузовой железнодорожный маршрут Харбин–Гамбург через Россию. Перевозка товаров по нему занимает вдвое меньше времени, чем автомобильные и морские маршруты.

Огромное значение для будущего двух стран может иметь высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва–Пекин. Строительство её первого отрезка (Москва–Казань) обсуждается между Россией и КНР уже несколько лет. В 2015 году российская и китайская сторона в присутствии глав государств подписали меморандум о строительстве магистрали по китайским технологиям при участии российских компаний. Согласно последним данным, проработаны все технологические вопросы по строительству и эксплуатации первого участка дороги.

Помимо этого, подписаны соглашения о строительстве ещё ряда железных дорог. Магистраль «Белкомур» (Белое море–Коми–Урал) длиной свыше 1 тысячи километров должна связать Архангельск и Соликамск (Пермский край). В рамках проекта планируется также строительство нового глубоководного морского порта севернее Архангельска. Должна появиться железная дорога, которая соединит Восточную Сибирь и провинцию Цзилинь на северо-востоке Китая. Через реку Амур строятся два моста: железнодорожный Тунцзян–Нижнеленинское и автомобильный Хэйхэ–Благовещенск.

Отношения между Россией и Китаем встроены в многосторонний формат. Осуществляется взаимодействие в рамках Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС. Кроме того, продолжаются переговоры о сопряжении стратегии «Один пояс – один путь» и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В совместном заявлении В.В. Путина и Си Цзиньпина в мае 2015 года было заявлено, что наиболее перспективными направлениями сотрудничества ЕАЭС и «Пояса и пути» являются модернизация транспортной инфраструктуры, сфера высоких технологий, строительство, энергетика и добыча ресурсов.

Признавая достижения в отношениях двух стран, необходимо видеть и проблемы. С одной стороны, как подчёркивается на официальном уровне, отношения между КНР и Россией находятся на беспрецедентно высоком уровне. С другой стороны, часть российских либералов недовольна идеей «разворота на Восток» в российской политике. «Магистральным» путём развития страны они продолжают считать сближение с Западом. К примеру, против строительства железной дороги Москва–Казань с участием Китая выступал известный российский либерал, бывший министр экономического развития Алексей Улюкаев.

Подводя итоги, можно сказать, что выдвинутая Китаем идея «сообщества единой судьбы человечества» и связанный с ней проект «Один пояс – один путь» являются реальной альтернативой несправедливой империалистической глобализации под диктовку крупного капитала США. Сближение России и Китая должно сослужить важную службу в деле создания новой системы международных отношений, где не будет места военно-политическому диктату и экономическому шантажу.

 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.