О регулировании цен на бензин
В среду, 7 ноября, премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, имеющее целью стабилизацию цен на бензин. Основой для этого постановления стала достигнутая в конце октября договорённость между правительством и крупнейшими нефтяными компаниями о заморозке цен на бензин до конца марта следующего года. На первый взгляд может создаться впечатление, что власти наконец-то «нагнули» олигархов ради защиты интересов государства и населения. Однако всё совсем не так однозначно.
В ЭТОМ ГОДУ тема роста цен на автомобильное топливо приобрела особую остроту. Напомним вкратце хронологию событий.
Первый за этот год скачок цен на автобензин произошёл ещё весной. Так, по данным Росстата, в апреле цены производителей увеличились сразу на 13% по сравнению с мартом, а в мае этот рост отразился и на розничных ценах на автозаправках: они выросли на 5,6%. Так, например, средняя цена бензина марки Аи-95 в марте составляла 41,07 руб. за литр, в апреле она поднялась до 41,49, а в мае скакнула сразу до 43,78 руб. за литр.
В мае рост цен производителей не просто продолжился, а даже ускорился: за месяц их цены выросли ещё на 18,7%. Это означало, что на автозаправках он должен был ускориться ещё сильнее; ситуация накалялась с каждым днём.
Правительство, опасаясь социального взрыва, приняло экстренные меры, позволившие на время стабилизировать ситуацию. В частности, были снижены акцизы на топливо, и в обмен на это крупнейшие нефтяные компании согласились заморозить цены на своих автозаправках на уровне конца мая. В итоге рост розничных цен за июнь составил «всего лишь» 2,1%. Цена бензина Аи-95 в июне поднялась на девяносто копеек — до 44,69 руб., а затем цены стабилизировались; в июле и августе они даже немного снизились — на 0,2 и 0,3% соответственно.
Стабилизация розничных цен произошла во многом за счёт сокращения маржи автозаправочных станций: большинство из сетей, не связанных с крупными нефтяными компаниями, в течение лета работали на пределе рентабельности. Это долго продолжаться не могло. Поэтому в октябре рост розничных цен возобновился. По итогам октября они в среднем увеличились на 0,4%, а за десять месяцев с начала года их рост составил 9,4%. Средняя стоимость литра бензина Аи-95 в октябре составила уже 44,80 руб. за литр (что более чем на рубль больше, чем в мае).
Чтобы не допустить негативного развития ситуации, правительство опять перешло к ручному управлению: в конце октября была достигнута принципиальная договорённость между правительством и крупнейшими нефтяными компаниями о заморозке оптовых цен на бензин до конца марта 2019 года. Точнее, соглашение предусматривает, что крупнейшие нефтяные компании до конца этого года зафиксируют свои отпускные оптовые цены на уровне июня; с января 2019 года они увеличатся на 1,7%, что отразит эффект от повышения НДС; а с февраля цены могут быть повышены ещё на 4,3%, что соответствует прогнозу по инфляции. Также в соглашении есть пункт о том, что нефтяники обязуются поставлять на российский внутренний рынок не менее 17,5% производимого топлива. Если же хотя бы одна из нефтяных компаний нарушит эти условия, то правительство введёт запретительные экспортные пошлины. На основе этой договорённости было подготовлено постановление правительства, которое подписано премьер-министром Медведевым и вступило в силу 7 ноября.
Чтобы понять, насколько эффективно будет работать это соглашение и кто в итоге окажется в выигрыше, рассмотрим подробнее причины наблюдавшегося в этом году ускорения роста цен на нефтепродукты. Главных причин две: это резкое повышение рублёвой цены на нефть и завершающийся налоговый манёвр, состоящий в постепенном снижении экспортной пошлины на нефть с одновременным увеличением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и с изменением структуры акцизов.
Обе эти причины способствуют тому, что экспорт нефти и нефтепродуктов для их производителей становится более привлекательным, чем поставки на внутренний рынок, и пока эти фундаментальные причины действуют, нефтяники будут пытаться либо каким-то образом обойти наложенные на них ограничения, либо ввести какие-то дополнительные комиссии, сервисные сборы и т.п.
Так, например, уже на следующий день после подписания правительственного постановления — 8 ноября — стало известно, что многие крупные топливные компании отменяют скидки по корпоративным топливным картам, а также вводят дополнительные сервисные сборы «за использование топливных карт» и «за информационные сервисы». И хотя некоторые из нефтяных компаний заявляли, что все эти действия делаются в рамках долгосрочных бизнес-стратегий и никак не связаны с нынешней заморозкой цен, вряд ли стоит верить таким объяснениям.
Поэтому неудивительно, что многие эксперты в области рынка нефтепродуктов не верят, что рост цен благодаря договорённости правительства с нефтяниками остановится. Так, например, вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев в интервью РБК предположил, что в январе 2019 года цены на бензин будут на 3—5 руб. выше, чем сейчас. Также многие эксперты высказывают опасения, что если цены на топливо всё-таки будут удерживаться на указанных в соглашении уровнях, то это приведёт к дефициту топлива и очередям на автозаправках.
Такие негативные последствия действительно вполне возможны — при условии, что мировые цены на нефть возобновят свой рост и экспорт будет оставаться для нефтяников более привлекательным, чем внутренний рынок. Однако цены на нефть устойчиво падают полтора месяца подряд, уже потеряв порядка четверти от максимумов. Более того, динамика развития событий в мировой экономике и мировой финансовой системе по многим параметрам напоминает 2008 год, так что нельзя исключать и противоположного сценария — существенного падения мировых цен на нефть на фоне мирового финансового кризиса. В этом случае соглашение нефтяников с правительством о фиксации цен будет работать по сути как инструмент монопольного сговора, не позволяющий ценам на топливо снижаться вслед за ценой нефти; в итоге в выигрыше от соглашения окажутся нефтяники, а потребители проиграют.
Такой сценарий на первый взгляд кажется фантастическим, поскольку бытовой опыт подсказывает нам, что цены на бензин не снижаются никогда — ни при растущей нефти, ни при падающей. Статистика Росстата в значительной мере подтверждает это «правило», однако были и исключения. Так, с октября 2015 года по февраль 2016 года средняя цена литра автомобильного бензина упала с 35,30 до 34,85 руб., а цена литра бензина марки Аи-92 за этот период упала даже немного больше: с 34,37 до 33,82 руб., то есть более чем на 50 копеек.
Таким образом, ситуация, когда цены на бензин на российском внутреннем рынке падают, в принципе возможна. Она иногда возникала в те периоды, когда мировые цены на нефть, пересчитанные на рубли, значительно снижались. Они снижались, например, во второй половине 2015 года (см. график), и именно это стало причиной удешевления бензина с октября 2015 года по февраль 2016 года. Такая зависимость внутренних цен на нефтепродукты от мировых цен на нефть, выраженных в рублях, объясняется тем, что именно рублёвые цены влияют на относительную привлекательность экспорта по сравнению с поставками на внутренний рынок.
А то, что в России цены на топливо реагируют на снижение мировых цен на нефть столь слабо, объясняется сравнительно низким уровнем конкуренции на российском рынке нефтепродуктов: на нём безусловно доминируют несколько крупнейших вертикально интегрированных нефтяных компаний. Для сравнения, в США во второй половине 2014 года розничная цена бензина упала примерно вдвое — с 1,0 до 0,55 доллара за литр, что довольно точно соответствует величине падения долларовых цен на нефть за этот же период: они тогда упали примерно со 110 до 50 долларов за баррель.
Для того чтобы понять причины ускорения роста цен на топливо в 2018 году и попытаться прогнозировать, что будет дальше, посмотрим на динамику рублёвой цены на нефть за последний год. Начиная со второй половины 2017 года её рост резко ускорился: в конце июня 2017 года цена барреля составляла примерно 2800 руб., а к началу октября 2018 года она превысила 5500 руб. Так что совсем не удивительно, что цены на бензин на внутреннем рынке в этом году начали стремительно расти. В такой ситуации самым простым и надёжным решением со стороны властей было бы повышение экспортной пошлины. Однако под давлением нефтяного лобби власти предпочли переход к ручному управлению при сохранении описанного выше налогового манёвра.
Стремительный рост рублёвых цен на нефть продолжался до конца сентября, но с начала октября он сменился столь же стремительным падением. Если это падение продолжится, то вполне могут сложиться условия для некоторого снижения цен на топливо. Однако из-за того, что эти цены теперь зафиксированы, снижения не произойдёт; наоборот, в феврале цены ещё вырастут на величину инфляции, то есть примерно на два рубля.
Насколько такой сценарий вероятен? То есть насколько вероятно значительное падение мировых цен на нефть? Я не берусь утверждать, что оно обязательно произойдёт в ближайшие несколько месяцев: мировые цены на нефть зависят от многих факторов, причём спекулятивный фактор в краткосрочной перспективе один из наиболее значимых. Однако есть серьёзные основания полагать, что такой сценарий вполне возможен. Как уже говорилось, по многим параметрам ситуация на мировых финансовых рынках и динамика её развития напоминают 2008 год, а в том году, напомню, мировые цены на нефть за полгода, с июля по декабрь, упали в 3,5 раза — со 140 до 40 долларов за баррель.
Интересно заметить, что нефтяники заключили соглашение с правительством как раз тогда, когда рост цен на бензин и без этого соглашения, скорее всего, начал бы замедляться или даже повернул бы вспять из-за начавшегося падения мировых цен на нефть — как долларовых, так и рублёвых. То есть если падение нефтяных цен всё-таки продолжится, то получится, что нефтяники на несколько месяцев удачно зафиксировали себе отпускные цены, близкие к их максимуму.
Кстати, за девять месяцев 2018 года чистая прибыль компании «Роснефть» (по российским стандартам бухучёта) выросла почти в пять раз по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составила 490 млрд руб. Так что не стоит думать, что переход к ручному управлению на рынке автомобильного топлива означает, что власть наконец-то делает что-то для народа за счёт олигархов. Не беспокойтесь: олигархи внакладе не останутся.
Татьяна КУЛИКОВА, экономист.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.