Написано сердцем и так же поставлено

Написано сердцем и так же поставлено

На сцене МХАТ имени М. Горького — «Отцы и дети»

Многие ли театры откликнулись на тургеневский юбилей своими работами? Что-то не замечаю. С неких пор повелось считать дурным вкусом специальную подготовку спектаклей «к дате». Дескать, «датский» заведомо несёт оттенок обязательности, а потому лучше этого избегать.

Но вот МХАТ имени М. Горького, руководимый Татьяной Васильевной Дорониной, не избегает. Здесь обязательность чувствуют не перед официозными «инстанциями», а перед зрителями и нашей памятью, изменять которой недопустимо.

И работы, приуроченные к тому или иному юбилею, в этом коллективе готовят не как формальные однодневки, чтобы только «отметиться», а наоборот — с особой требовательностью. Потому абсолютное большинство таких спектаклей занимает надолго прочное место в репертуаре МХАТ, пополняя золотой его фонд.

Верю, что инсценировка «Отцов и детей», лучшего романа Ивана Сергеевича Тургенева, предпринятая к 200-летию со дня рождения великого писателя, войдёт в их число. Залог тому — растущий на глазах зрительский интерес, аншлаг в кассе и те отзывы, которые я слышал уже от многих.

Но сперва давайте кое-что вспомним

А вспомнить хочется в связи со столь значительной тургеневской датой, что был Иван Сергеевич не только крупнейшим романистом и новеллистом, но также весьма известным драматургом. В спектаклях по его пьесам блистали великие Михаил Щепкин и Мария Савина. Позднее же, когда родится Московский Художественный театр, появятся и на его сцене пьесы Тургенева «Месяц в деревне», «Провинциалка», главные роли в которых исполнит сам Станиславский.

Для меня в моей юности событием станет любимый Борис Чирков, с необыкновенной пронзительностью сыгравший бедного приживала Кузовкина в тургеневском «Нахлебнике». Неожиданно раскрылись совсем новые грани большого актёрского таланта, и телевидение время от времени повторяло этот замечательный спектакль.

Впрочем, должен вернуться несколько назад, в трудные первые послевоенные годы. Каждое лето Рязанский областной драматический театр отправлялся на гастроли по районам. Добирался и до нашего села, показывая в клубе (в основном женщинам и подросткам) лучшие свои работы. Среди них было «Дворянское гнездо» по знаменитому роману Тургенева.

Казалось бы, что общего у этого сюжета с залом, где собирались натруженные за день люди, старательно обихаживавшие колхозный урожай? Однако история любви Лаврецкого и Лизы Калитиной покоряла всех до глубины души. Тургеневское слово звучало музыкой кристальной чистоты. И понятно было, что искусство помогает народу, как и во время войны.

А потом, годы спустя, возникла проблема спасения самого искусства. Особенно классики. Да разве можно было вообразить в пору расцвета отечественного театра, что настанет время, когда враги русской культуры ухитрятся даже из Тургенева сделать «секс-автора», превратив просто в похабщину его пленительный и проникновенный «Месяц в деревне»?

Много чего из нашей и зарубежной классической литературы на театральных подмостках, эстраде, кино- и телеэкране за последние годы испохаблено, вывернуто наизнанку, извращено. Противостоят этому самые честные и совестливые служители искусства.

Большой радостью стало известие, что МХАТ имени М. Горького берётся за вершину творчества И.С. Тургенева — роман «Отцы и дети».

Задача сложная?

Ещё бы!

Она сложна уже потому, что двести страниц романа следует вместить в два с половиной часа сценического действия, и тут потери, а стало быть, и чьи-то претензии в связи с этим предсказуемы.

Однако для выдающегося руководителя МХАТ преодоление трудностей во имя высокого художественного результата — правило постоянное. В таком же направлении воспитывает Татьяна Доронина своих соратников, о чём неоднократно мне доводилось писать. Замечательно, согласитесь, что одарённые актёры в этом коллективе становятся и режиссёрами. Доронина вверяет им самостоятельные постановки, и они под внимательным её присмотром растут от одной работы к другой.

Вот и на сей раз: идея — Татьяны Васильевны, а постановщиком определён заслуженный артист России Александр Дмитриев, успешно заявивший о себе уже немалым числом интересных режиссёрских работ. Из последних по времени это «Чудаки» М. Горького, «Домик на окраине» А. Арбузова, «В поисках радости» В. Розова.

А когда-то, помнится, стал я случайно свидетелем того, как молодой актёр убеждал Доронину дать ему возможность подготовить для малой сцены спектакль по рассказам А. Чехова. Между прочим, тоже к юбилею писателя. Но это лишь повод. Главным же двигателем, как я понял, была любовь к Чехову, поскольку Дмитриев по своей инициативе давно работал над инсценировкой нескольких особенно дорогих ему чеховских рассказов. Получилось отлично.

Осмелюсь утверждать: отличный результат на сцене может быть лишь при условии любви постановщиков и исполнителей к тому литературному материалу, который они берутся своими средствами воплотить. В данном случае для меня очевидна любовь Дорониной и Дмитриева к Тургеневу, хотя специально я их об этом не расспрашивал. И, без-условно, режиссёр сумел объединить творческой любовью всех участников этой работы, благодаря чему удалось достигнуть наиболее важного — создать в спектакле и донести до зрителей тургеневскую атмосферу, тургеневский дух, передать существенные акценты авторского видения и слова.

Восприятие любого спектакля начинается, как правило, с того, что представляет сценограф-художник. Многие годы зрители в зале МХАТ дружными аплодисментами встречали великолепные декорации Владимира Серебровского. Теперь, увы, его нет. Но, к счастью, Виктор Федотьев, принявший ответственную миссию главного художника театра, старается дело предшественника достойно продолжать. «Отцы и дети» в очередной раз это подтверждают.

Время, образы, исполнители

И всё-таки основа основ в театре психологическом, реалистическом — актёры, поскольку больше всего через них режиссёр выражает своё прочтение литературного произведения. А конкретно речь идёт ведь о произведении в полном смысле слова классическом. Роман, написанный более 150 лет назад и рассказывающий о столь далёком от нас времени, продолжает жить, волновать, во многом остаётся актуальным. Да что там: классика — это на все времена!

Однако в разное время и тем более разными людьми воспринимается она не одинаково. Вершинный роман Тургенева и сразу после его опубликования вызвал массу разноречивых толков. Главная причина — Базаров, центральный персонаж, отношение к которому даже самого автора по многим мотивам было достаточно сложным.

Но писатель увидел в жизни этого нового для своего времени человека и, покорённый его вызывающей протестной необычностью, не смог пройти мимо, создав в конце концов на своих страницах художественный тип, полноправно занявший место в галерее наиболее известных персонажей русской литературы, имена которых стали почти нарицательными. Вспомните: Онегин, Печорин, Базаров, потом будет Рахметов у Чернышевского, будут братья Карамазовы… Продолжите далее сами этот представительный ряд.

Тургеневым было пущено в обиход — применительно к нему же, Базарову, — словцо, определившее чуть ли не целое общественное направление: нигилист, а отсюда — нигилизм. Что это такое? Поскольку латинское nihil означает ничто, нигилист аттестуется как отрицатель всего и вся, до него пользовавшихся почти общепринятым признанием.

Размашисто даже Пушкин попадёт, что называется, под раздачу, с чем мы, конечно, категорически не согласимся. Но время действия романа точно определено в первых же строках: 1859 год. Решается судьба крепостного права. И отрицание разночинца Базарова («Мой дед землю пахал!») направлено в первую очередь против вопиющей несправедливости, которую несёт оно, крепостничество.

Только это не социально-экономический диспут, а кусок живой жизни, представленной нам вслед за великим писателем на сцене современного театра. Заранее особо думалось: каким же здесь будет Базаров? Тем паче когда стало известно, что играть эту наиглавнейшую роль доверено совсем молодому актёру, недавно окончившему Щукинское училище.

Поздравим Николая Коротаева. Поздравим театр. Успех спектакля в значительной степени обеспечен глубокой и тонкой трактовкой именно этого образа, к которому стягиваются основные нити авторской мысли и отношения других действующих лиц.

Внешний облик, согласно роману, выразителен и точен. Высокий, сумрачный, резкий в интонациях и движениях. Но соблазн однокрасочности разве не возникает? Изображай себе эту угрюмоватую бесцеремонность, с которой явился, ты же нигилист.

А между тем режиссёр вместе с актёром находят столько нюансов, выражающих отнюдь не простой внутренний мир незаурядного молодого человека, что понимаешь искусственность наигрыша, под которым скрывает он зачастую своё существо. Меня, например, поразил всплеск вырвавшегося страдания, когда Базаров-Коротаев остаётся один на один с собой, покинув неожиданно и вроде бы беспечно родителей — после трёхгодичной разлуки и всего-то трёхдневного пребывания…

О, как верно охарактеризовал Достоевский «беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца)»! Вот такую действительно мятущуюся натуру мы и видим в спектакле МХАТ. Долг, каким предписывает его себе Базаров, нередко сталкивается с чувством. Высказывания подчас противоречивы, потому что импульсивны. В сущности же со своим великим сердцем он раним и одинок, что подчёркивается той средой, куда совсем некстати занесла его судьба.

«Друг Аркадий», привёзший Евгения Базарова в помещичью усадьбу своего отца и поначалу смотревший на «отрицателя» с подобострастием, легко от него отрывается, попав на крючок миленькой и расчётливой Кати. У играющих эти роли Юрия Раковича и Кристины Пробст складывается несколько инфантильный дуэт удовлетворённого взаимосоответствия, к которому тоскующий Коротаев-Базаров ни в коей мере не может быть причастен. А от старших Кирсановых в достоверном исполнении заслуженного артиста России Александра Титоренко (Павел Петрович) и Антона Хомятова (Николай Петрович) он и вовсе уж крайне далёк: они — изначально антиподы.

Надежда на взаимность добрых чувств возникает при знакомстве с красавицей Анной Сергеевной Одинцовой, трудную роль которой постепенно раскрывает заслуженная артистка России Ирина Фадина. Кажется, оба всерьёз увлеклись, да на поверку выходит, что лишь один. Холодный разум женщины, её привычное стремление к душевному спокойствию и насторожённость перед необычностью заезжего студента лишают его страстно желанной и такой необходимой ответной любви.

Так кто же по-настоящему любит Евгения Базарова? Совершенно бескорыстно, искренне, горячо и беззаветно — двое старичков в маленьком доме, в дальнем провинциальном захолустье. Мать и отец, которым без него жизнь не в жизнь, но приходится принять столь ужасный крест.

Сцены Базарова с родителями, которых потрясающе играют заслуженная артистка России Лидия Матасова и талантливый Андрей Зайков, особенно сцена скоротечной болезни и смерти героя, — самые сильные в спектакле. Пронзает душу вопль Арины Власьевны, вдруг осознавшей, что навсегда лишается она бесконечно любимого Енюши. И вторит ей Василий Иванович, отставной штаб-лекарь, раздавленный невообразимым, неимоверным горем. Всё как у Тургенева:

«Я говорил, что я возропщу, — хрипло кричал он, с пылающим, перекошенным лицом, потрясая в воздухе кулаком, как бы грозя кому-то, — и возропщу, возропщу!»

«Очень жаль Базарова!»

Я смотрел этот спектакль несколько раз, начиная с премьеры 24 мая.

Огромный зал полон до отказа. Много молодёжи. Когда видишь нахлынувший к театральному подъезду шумный вал неугомонных подростков, невольно озадачиваешься: а как на спектакле-то они себя поведут?

Знаете, сразу же устанавливается редкостная тишина. И напряжённое внимание, прерываемое аплодисментами, царит до самого конца действия.

А когда расходятся, говорят о спектакле. Интересно было бы их разговоры записать. Это ведь современная молодёжь, которая благодаря Тургеневу и театру Дорониной имеет возможность видеть и слышать бессмертную русскую классику.

— Очень жаль Базарова! — раздаётся юношеский голос у меня за спиной.

— Конечно, — отвечает ему другой голос. — Но он хоть и не во всём прав, а жизнь прожил не зря: стоял за справедливость. Для нашего времени тоже в этом суть. Разве не так?

— Согласен.

Ну вот, подумал я, понимают ребята главное…

Виктор КОЖЕМЯКО.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *