19 ноября 2018 года в Государственной Думе РФ по инициативе фракции КПРФ прошёл круглый стол на тему «Законодательное обеспечение введения государственного планирования в Российской Федерации». В работе мероприятия принимали участие депутаты нижней палаты Федерального собрания РФ, руководители российских регионов, народных предприятий, представители научных кругов. Весь Малый зал Государственной Думы был заполнен до отказа. Ведь данная тема носит актуальный характер. Значимость вопроса о стратегическом планировании экономического развития возрастает по мере усугубления кризиса, усиления отсталости России от ведущих мировых держав. Без воплощения в жизнь данной меры невозможно решение масштабных задач, связанных с преодолением бедности, с восстановлением производственного потенциала, с возвращением нашей страны на передовые позиции в мире.

В целом, переход к плановому ведения народного хозяйства является непременным условием быстрого развития народнохозяйственного комплекса. Создание специального органа, координирующего деятельность предприятий основных отраслей экономики, расширяющего горизонты планирования, охватывающие множество аспектов (от  финансирования экономики до подготовки кадров), несомненно, поспособствует разработке и реализации стратегии долгосрочного развития экономики. Одновременно заметим, что система государственного планирования, несомненно, координирует деятельность государственных компаний, предоставит возможность восстановления полноценного управления государственным сектором экономики.

В то же время следует принимать к сведению ряд нюансов, связанных с разработкой способов планирования народнохозяйственного развития. Не менее важно опираться на позитивный опыт стран, регионов России при построении данной системы. Обо всём этом было сказано в выступлениях участников «круглого стола».

Ведущим мероприятия был председатель ЦК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе, лидер народно-патриотических сил России Г.А. Зюганов. Прежде всего, он напомнил о поставленной в президентском послании задаче выхода России на мировые темпы развития. Лидер коммунистов подчеркнул, что на протяжении последнего десятилетия экономика нашей страны выросла всего лишь на 4%, в то время как американская увеличилась на 16%. В свою очередь, экономический потенциал КНР был удвоен за обозначенный период. Но Россия отстаёт от развитых стран. В настоящее время она находится на 11-ом месте по уровню экономического развития. Но для того, чтобы войти в первую пятёрку мировых лидеров, нужно, по словам Геннадия Зюганова, добиться роста ВВП в размере 5-7%.

Соответствующая задача требует консолидации финансовых ресурсов, увеличения капиталовложений в производство. Но масштабы финансирования экономики, заложенные в правительственном бюджете, не решают спектра задач, стоящих на повестке дня.

Лидер КПРФ добавил, что Россия может шагнуть вперёд в экономическом развитии в случае принятия и выполнении законов о народных предприятиях, о стратегическом планировании, о государственной промышленной политики, об образовании для всех. Всё это, по его словам, диктует необходимость принятия мер, направленных на пополнение государственной казны.

Г.А. Зюганов, затронув тему 75-летия Тегеранской конференции в целом, поддержки Советского союза президентом США Ф.Д. Рузвельтом, напомнил, что американское руководство в то время отдавало себе отчёт в том, что потенциал СССР, построенный на основе плановой экономике, оказался эффективнее, чем модель развития, господствовавшая в Европе, которую гитлеровцы завоевали в кратчайшие сроки. Несомненно, данный поучительный пример должен быть принят во внимание при разработке основ нового экономического курса.

Губернаторы-коммунисты поделились позитивным опытом внедрения основ плановых методов ведения народного хозяйства в руководимых ими регионах. Так, губернатор Иркутской области С.Г. Левченко подчеркнул важность активного задействования внутреннего потенциала субъектов Российской Федерации при решении задачи их вывода из долговой ямы. Данная задача предполагает необходимость консолидации бюджетных ресурсов для развития реального сектора экономики. Задача восстановления и укрепления производственного потенциала требует повышения роли государства в экономическом развитии. Сергей Левченко добавил, что речь идёт не об административном вмешательстве и не о «ручном управлении». Государство, по его словам, должно выступать в роли комплексного регулятора и координатора развития отраслей народного хозяйства.

Далее С.Г. Левченко подробно рассказал об успешных результатах политики иркутских властей, проводимой с 2015 года. Им были продемонстрированы таблицы и диаграммы, свидетельствовавшие о повышении показателей промышленного, сельскохозяйственного развития региона, о повышении уровня жизни народа. Этому способствует целый ряд факторов. Прежде всего, речь идёт об инвестиционной политике правительства Иркутской области, нацеленной на стимулирование развитие производственной базы.

Губернатор Иркутской области заявил, что следующий год будет ознаменовать начало нового этапа экономической политики. Так, речь идёт о внедрении пятилетного планирования развития экономики региона. В этой связи С.Г. Левченко напомнил об указе о создании Государственного комитета по планированию социально-экономического развития Иркутской области. В результате экономика превращается в единый управляемый алгоритм. Данный механизм охватывает и промышленность, и сельское хозяйство, и транспортную инфраструктуру, и социальную сферу, и образование, и здравоохранение, и экологию и т.д.

Сергей Левченко обратил внимание собравшихся на то, что планирование строится не на прогнозах. Оно представляет собой императивные стратегические ясные цели, обязательные к исполнению к определённым срокам.

Далее выступающий обозначил цели пятилетнего плана, конкретные задачи, поставленные для каждой отрасли к определённому сроку. Так, внимание правительства Иркутской области сконцентрировано на развитие обрабатывающих производств, сельского хозяйства, на проведение импортозамещения, на промышленное развитие муниципальных образований. Последнее подразумевает  строительство либо модернизацию объектов социальной и дорожной инфраструктуры, строительного комплекса.

Для решения обозначенных задач сформирован Бюджет развития.

Не менее важным остаётся вопрос преодоления бедности, проведения сильной социальной политики. Первые шаги в данном направлении уже сделаны. В этой связи С.Г. Левченко напомнил о подписанных им указах, направленных на установлении дифференциации размера зарплат для работников государственных и муниципальных учреждений, на специальные выплаты учителям и врачам в канун праздничных дней. Предприняты меры по оказанию социальной помощи населению. В качестве примера он привёл оказание поддержки тяжёлобольным детям (например, субсидирование перелётов в Москву и за границу для медицинских консультаций), бесплатное обеспечение молоком и т.д.

В заключении Сергей Левченко сделал вывод, что устойчивый механизм государственного планирования представляет собой способ продвижения нашей экономики в будущее.

Подробно о развитии  сельского хозяйства Иркутской области рассказал региональный министр сельского хозяйства И.П. Сумароков. Приведя данные, свидетельствующие об укреплении аграрного комплекса региона, а также упомянув о поставленных Госпланом задачах в области сельского хозяйства, он заявил, что увеличение масштабов финансирования отрасли способствовало позитивным результатам. Однако  для их закрепления и для решения масштабных задач нужна координация государством всех субъектов народнохозяйственного комплекса. В этой связи И.П. Сумароков заявил, что государственное планирование должно дать стимул развитию Иркутской области.

Мэр Новосибирска А.Е. Локоть рассказал о росте жилищного строительства в городе. В то же время, по его словам, нельзя допускать, чтобы данный процесс принял хаотичные формы. В связи с этим им внесены изменения в ПЗЗ, направленные на пресечение точечной застройки. Также он продемонстрировал данные о росте экономики Новосибирска, об успешном решении социальных проблем.

Анатолий Локоть перечислил ключевые приоритеты социально-экономической политики администрации Новосибирска. Он рассказал о  развитии транспорта, о строительстве и модернизации социальной инфраструктуры (в частности, о  ремонте дорожной сети, о развитии трамвайного движения, о создании совместного предприятия с Белоруссией по сборке трамваев), о создании комфортной городской среды и о борьбе за чистоту экологии. Кроме того, проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расселение ветхого и аварийного жилья сохраняют свою актуальность.

Мэр Новосибирска озвучил новые масштабные проекты городской администрации. В частности, было упомянуто о плане развития Новосибирского научного центра как территории с высокой концентрацией исследований и разработок. Также уделяется внимание реализации подготовки к проведению молодёжного чемпионатам мира по хоккею. На повестке дня стоит вопрос о возобновлении строительства метрополитена.

В то же время А.Е. Локоть остановился на финансовых трудностях города. Они, по его словам, связаны с действиями вышестоящих властей, направленных на обескровливание городского бюджета. Перераспределение денег в пользу области, лишение местных властей права устанавливать налоги не обошлось без последствий для Новосибирска. Так, бюджет развития сократился с 4 млрд. до 800 млн. рублей. И лишь в прошлом году городская казна смогла достичь размеров 2014 года.

В целом, по словам А.Е. Локтя, следует наделить города-миллионики  особым статусом. Главным образом, нужно предоставить им дополнительные полномочия и укрепить местные бюджета. Лишь в таком случае, по словам Анатолия Локтя, города, подобные Новосибирску, смогут стать драйверами развития экономики России.

Губернатор Орловской области А.Е. Клычков напомнил о наличии в нашей стране богатого опыта планирования развития экономики, от которого отказались в угоду «рыночным реформам». Тем не менее, его значение никуда не делось.

Андрей Клычков заявил, что только устойчивое развития экономики сможет обеспечить стабильность макроэкономических и микроэкономических показателей. Данное обстоятельство предопределяет необходимость использования методов планирования развития реального сектора экономики.

Далее А.Е. Клычков рассказал о методах государственного управления экономикой Орловской области. Огромное внимание уделяется плановым методам ведения хозяйства. Создание Совета по развитию экономики, состоящего из управленцев, представителей бизнеса и экспертов, а также департамента по развитию территорий подчинено решению вышеобозначенной задачи.

На повышение инвестиционной предпринимательской активности направлены такие шаги как введение нового порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат на строительство инфраструктуры, освобождение от налогообложения движимого имущества, предоставление земельных участков в аренду без торгов застройщику в случае безвозмездной передаче им 10% жилых помещений в государственную либо в муниципальную собственность. Кроме того, срок рассмотрения инвестиционных заявок сокращён до 10 дней. До 76 дней сокращён срок получения разрешения на строительство, до 3-ёх дней – срок регистрации права собственности, до 90 дней – срок подключения к электрическим сетям.

В социальной сфере базовый акцент делается на выполнение «майских указов» президента.

Губернатор Орловской области  упомянул первые достижения политики местных властей. Так, более чем на 20% увеличились масштабы дорожного строительства. В 2018 году на 200 млн. рублей сокращён объём государственного долга, а на 400 млн. рублей – обслуживание государственного долга. Причём это сделано без использования коммерческих кредитов.

В целом, только за 2017 – 2018 гг. инвестиции в основной капитал возросли с 45,3 до 47,4 млн. рублей.

Андрей Клычков перечислил новые производственные объекты, открытые на территории Орловской области на протяжении последнего года. Также он сообщил о новых проектах правительства региона. Например, планируется создание нового индустриально парка «Зелёная роща». Осуществляется подготовка создания центра профессионального образования, в котором будут осуществлять подготовку студентов по наиболее востребованным специальностям.

В дальнейшем своими соображениями, касающимися разработки основ планирования экономического развития, поделились другие участники круглого стола. Так, заведующая кафедрой стратегического планирования и экономической политики факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова Е.Н. Ведута констатировала, что с избранием президентом США Дональда Трампа активизировалась тенденция построения полицентричного мира. Планета вступает в период протекционистских и санкционных войн. По её словам, при создавшихся обстоятельствах бесперспективно делать ставку на сохранение сырьевой ориентации российской экономики. Речь должна идти о развитии производства. Решению данной задачи может способствовать воссоздание государственного планирования экономики.

Е.Н. Ведута добавила, что не следует сбрасывать со счетов опыт нашего прошлого. По её словам, следует знать, что Россия является передовой страной, создавшей современную информационную систему. С помощью внедрения киберсистемы можно будет добиться экономического роста. Только тогда, по словам докладчика, Россия не будет оглядываться ни на США, ни на Европу, ни на Китай. Кроме того, введение новой информационной системы будет способствовать повышение эффективности государственного управления.

Слово было предоставлено директору ЗАО «Совхоз имени В.И. Ленина» П.Н. Грудинину – руководителю народного предприятия, демонстрирующего стабильные  темпы социально-экономического развития даже на фоне санкций и кризиса, на фоне усиления давления со стороны контролирующих органов.  Павел Грудинин констатировал, что при существующей системе государственного управления риск распада России огромен. Он отметил, что в нынешней обстановке любые попытки установления системы планирования экономического развития на региональном уровне не дадут должного результата. Это связано с тем, что Министерство финансов РФ располагает возможностями обескровить регион, превратив его в дотационный.

Далее П.Н. Грудинин привёл примеры того, как отсутствие системы стратегического планирования на федеральном уровне болезненно отражается на социально-экономическом положении России. В частности, в майских указах президента поставлена задача увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции до 45 млн. рублей. Но одновременно правительство не помышляет о развитии товарного производства. Если всё вывезти за границу, то, подчеркнул директор «Совхоза имени В.И. Ленина», есть будет нечего. Кроме того, кабинет министров сокращает уровень инвестиций в экономику с 20 до 16%. При этом он сослался на мнения учёных-экономистов, которые утверждали, что в результате сокращения финансирования экономики в 2009 году Россия испытывает серьёзные трудности.

По словам П.Н. Грудинина, аналогичным образом обстоят дела и в вопросах реновации жилья. Она проводится в Москве, где дома могут ещё функционировать. А в малых городах, где ветхого и аварийного жилого фонда полно, ничего не предпринимают.

Павел Грудинин подчеркнул, что для исправления ситуации нужно федеральное стратегическое планирования развития экономики. Он также призвал отправить в отставку нынешнее правительство как не справляющееся со своими обязанностями. Директор «Совхоза имени В.И. Ленина» подчеркнул, что в зале сидят те, кто, опираясь на собственный опыт, а также на созидательный опыт СССР, знает, как развивать страну в интересах народа. Они озабочены развитием и ростом народного благосостояния, а не передачей островов иностранным государствам.

П.Н. Грудинин добавил, что решение социальных проблем, борьба с бедностью является непременным условием устойчивого экономического развития. В противном случае, по его мнению, в условиях нищеты населения никто не будет приобретать произведённую продукцию.

Президент ООО «Новое содружество» и ассоциации «Росспецмаш» К.А. Бабкин констатировал отставание России в промышленности, в уровне жизни народа, в научной сфере. По его словам, все эти трудности преодолимы при условии воссоздания системы планирования экономического развития.

Константин Бабкин заявил, что даже часть правительства формально солидарна с данной идеей. В качестве примера он привёл принятую Минпромторгом программу развития сельскохозяйственного машиностроения. Однако руководство правительства и Министерства финансов выделяет ничтожно малую часть денег на поддержку данного проекта. Так, в нынешнем году вместо запланированного 21 млрд. рублей выделили 8. Причем изначально речь шла о 2 млрд. И лишь благодаря усилиям фракции КПРФ, подчеркнул докладчик, удалось увеличить расходы до 8 млрд. рублей. Но на следующий год снова запланировано сокращение объёмов финансирования.

Таким образом, подчеркнул К.А. Бабкин, государство подрывает основы планирования и экономического развития России.

Он отметил, что народнохозяйственный комплекс должен функционировать как единый слаженный организм. Но без планирования развития народного хозяйства это нереально.

Руководитель народного предприятия ЗАО «Дашкова» В.И. Таранин заявил, что сельскохозяйственные производители находятся в затруднительном положении. Они не знают, в каких масштабах желательно планировать производство на будущий год. Множество факторов препятствует развитию. К ним он отнёс агрессивную ценовую политику торговых сетей. Чтобы приобрести один дорогостоящий трактор, приходится продавать огромную массу картофеля по цене 10.45 рублей.  В этой связи докладчик предложил установить предельную торговую наценку на овощи в размере 25%.

В.И. Таранин сообщил, что без собственного производства основных видов продовольствия Россия будет лишена возможности поступательного развития. В результате ставки на доминирование свободного рынка положение сельского хозяйства напоминает корабль, плывущий по звёздам, а не по навигационным приборам.

Депутат Государственной Думы, руководитель общественной общероссийской организации «Дети войны» Н.В. Арефьев напомнил, что в Советское время предусматривалась ответственность за невыполнение планов социально-экономического развития страны. В настоящее время, по его словам, наблюдается диаметрально противоположная ситуация. Так, планы строятся на основе прогноза – предположения о том, что будет. Например, правительство считает, что следует действовать в зависимости от обстановки на мировом рынке, от уровня цены на энергоносители. И, опираясь на данные факторы, строить планы достижения показателей в социальной сфере и не только.

Николай Арефьев подчеркнул, что настоящее планирование подразумевает совершенно другое – необходимость выполнения определённых целей в определённый срок. При плановом хозяйстве страна двигалась вперёд семимильными шагами.

Академик РАН А.Ф. Серков в своём выступлении на конкретном примере продемонстрировал, как отсутствие стратегического планирования развития экономики препятствует росту народного хозяйства. В этой связи он напомнил о стратегии развития агропромышленного комплекса, одобренной Российской академией наук. С неё даже согласилось Минэкономразвития. Однако её последовательное воплощение в жизнь возможно при изменении макроэкономической политики правительства. Кроме того, важно уделить внимание развитию сельских территорий. Однако в правительственных документах, по словам выступающего, данные проблемы даже не рассматриваются.

Заместитель председателя ЦК КПРФ, председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академик РАН В.И. Кашин напомнил, что депутаты-коммунисты приложили усилия, направленные на принятие закона «О стратегическом планировании» в Российской Федерации. Однако заложенные в нём принципы планирования не реализуются. В качестве примера Владимир Кашин сослался на факт сокращения финансирования государственных программ развития АПК. Кроме того, происходит целенаправленное занижение целевых показателей сельскохозяйственной отрасли. Всё это влечёт за собой деградацию в экономической и в социальной сферах.

В.И. Кашин сделал вывод, что нужно создавать на федеральном уровне структуры, координирующие деятельность отраслей народного хозяйства. Речь идёт о Госплане, способном координировать все программы развития.

Владимир Кашин обратился к крестьянам России, подчеркнув, что борьба коммунистов и их деятельность в Государственной Думе небезуспешны. Например, в прошлом году удалось увеличить финансирование программ сельскохозяйственного развития на 34%. Он выразил уверенность в том, что в перспективе КПРФ непременно удастся добиться устойчивого развития села, колхозов и народных предприятий.

В завершающей части круглого стола Г.А. Зюганов констатировал, что руководители Иркутской, Орловской областей и Новосибирска убедительно доказали наличие способов решения социально-экономических проблем даже в условиях кризиса и в условиях введения международных санкций. Лидер КПРФ выразил уверенность, что данный опыт непременно пробьёт себе дорогу.

Геннадий Зюганов напомнил, что коммунисты подготовили документальный фильм о деятельности народных предприятий. По его словам, не менее важно учитывать созидательный опыт братской Белоруссии и Китайской народной республики. Несомненно, следует обращать внимание на созидательную политику губернаторов Иркутской и Орловской областей Сергея Левченко и Андрея Клычкова, мэра Новосибирска Анатолия Локтя.

В заключении Г.А. Зюганов призвал активно пропагандировать упомянутые примеры.

Участники круглого стола единогласно приняли резолюцию, содержащую конкретные рекомендации, направленные на разработку системы стратегического планирования социально-экономического развития России.

Пресс-служба МГК КПРФ

 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Поделиться в социальных сетях: