Безграмотность, переходящая в самоуправство

Безграмотность, переходящая в самоуправство

Статья 282 Уголовного кодекса РФ, карающая за возбуждение ненависти либо вражды, а также за унижение достоинства человека, получившая в последнее время условное название «статьи за репосты», 15 ноября стала предметом кропотливого обсуждения депутатами Госдумы.

СРАЗУ шесть законопроектов, предлагающих отмену или другую редакцию этой статьи, было внесено в повестку дня пленарного заседания. Два из них — президентские, и Комитет по государственному строительству и законодательству предложил рассмотреть их особняком, тогда как остальные были признаны альтернативными. Хотя, по правде говоря, все законопроекты подходили под определение альтернативных, то есть принятие одного исключало принятие другого, если не считать, что некоторые шли парами, предлагая изменения и в Уголовный кодекс, и в Кодекс об административных правонарушениях. Именно так, пакетом, шли и президентские законопроекты, предусматривающие перевод состава части первой статьи 282 УК РФ, связанной с экстремизмом, в административную ответственность.

До 2002 года в российском законодательстве вообще не было понятия «экстремистской деятельности». А сегодня попасть под уголовку за экстремизм проще простого. Выступления депутатов изобиловали примерами абсурднейших судебных дел, связанных с экстремизмом. То блогера, козырнувшего в полемике кадром из фильма «Семнадцать мгновений весны» с нацистской символикой на переднем плане, засудят, то феминистку, поклонницу Кукрыниксов, под статью подведут, а заодно с ней и этому коллективу советских художников санкциями пригрозят, то гражданина, выложившего в сети видео с попом, поющим блатную «Мурку», загребут — словом, и смех и грех.

Тут, конечно, трудно не согласиться с «единороссом» Павлом Крашенинниковым, считающим, что во многом проблема в качестве образования самих следователей и сотрудников право-охранительных органов. Вот так сатирически-печально заканчивается повальная мода на юридическую специальность — правовой безграмотностью, переходящей в самоуправство многих служителей Фемиды.

Вообще, если не грешить гиперболизацией, большинство приведённых депутатами примеров судебных дел, о которых шла речь выше, рассматривались всё-таки в рамках административного законодательства. Хотя и фактов уголовного преследования предостаточно — ежегодно порядка полутысячи дел проходит по статье 282 УК РФ, которая дословно звучит так: «Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершённые публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», наказываются…» — и далее перечисляются различные меры наказания, в зависимости от тяжести преступления.

Толчком к появлению президентских законопроектов послужило обращение к главе государства во время прямой линии 7 июня члена фракции КПРФ Сергея Шаргунова, поднявшего проблему уголовного преследования за репосты. И вот теперь, согласно принятым в первом чтении поправкам в УК и КоАП, если лицо совершает правонарушение, предусмотренное статьёй 282, впервые и данные деяния не попадают под часть вторую этой статьи, где перечисляются отягчающие обстоятельства, такие как применение насилия или его угроза, использование служебного положения, а также наличие организованной группы, то к нарушителю будут применяться административные санкции. А вот если гражданин и второй раз по недомыслию или сознательно воспламенит чьи-либо сердца ненавистью и враждой, то тут уж от уголовки ему не отвертеться. К слову, аналогичные изменения законодательства, только без всяких оговорок о повторном совершении административного проступка, автоматически превращающегося в уголовно наказуемое деяние, были предложены и членами фракции КПРФ Сергеем Шаргуновым и Олегом Смолиным, чьи законопроекты были рассмотрены в качестве альтернативных и отклонены.

По мнению первого заместителя председателя Комитета по государственному строительству и законодательству, члена фракции КПРФ Юрия Синельщикова, введение уголовной ответственности за повторный административный проступок не только не будет способствовать гуманизации уголовного законодательства, но и, напротив, усилит репрессивный характер правоприменения. Если сейчас уголовная ответственность наступает за те деяния, которые являются общественно опасными, то после вступления в силу президентских поправок человек может получить уголовную статью за два малозначительных правонарушения. И вот те самые административные нелепицы, о которых с таким возмущением говорили депутаты, с принятием президентских законопроектов действительно могут накрыть человека уголовными санкциями.

Важны мотивы совершения правонарушения, на что указывал и Верховный суд в своём постановлении от 28 июня 2011 года «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности», заметил Юрий Петрович. Кроме того, если законодатель собирался гуманизировать статью 282 Уголовного кодекса, подчеркнул он, то следовало бы исключить из неё понятие «социальная группа», которая, как показывает правоприменительная практика, открывает широкие возможности для свободного толкования. В ряде уголовных дел, вызвавших широкий общественный резонанс, в качестве социальной группы фигурировали полиция, болельщики, китайские коммунисты, представители власти, «Единая Россия», атомщики, военные, сотрудники следственных органов, судьи, владельцы отечественного автотранспорта и даже гражданское население и президент, сообщил Синельщиков. Такой правоприменительный подход, заметил депутат, с одной стороны, и порицание воров, педофилов и убийц делает противозаконным, а с другой стороны, сужает пределы допустимой критики представителей власти.

По мнению фракции КПРФ, статью 282 следовало бы изложить в редакции, соответствующей части второй статьи 29 Конституции РФ, где говорится о недопустимости пропаганды или агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Всё сверх того, как говорится, от лукавого. Не-уместно и упоминание о достоинстве человеческой личности в статье 282, которая относится к главе Уголовного кодекса РФ, где собраны преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, справедливо заметил Юрий Синельщиков. Для этого есть соответствующая статья в Гражданском кодексе. Высказав такие замечания и пообещав их оформить в виде поправок ко второму чтению, фракция КПРФ поддержала президентские законопроекты.

Спустя пять месяцев после концептуального одобрения палатой парламентских запросов генеральному прокурору Ю.Я. Чайке и министру внутренних дел В.А. Колокольцеву «Об активизации деятельности по выявлению и расследованию случаев преднамеренного и фиктивного банкротства юридических лиц, а также иных неправомерных действий при банкротстве», инициированных членом фракции КПРФ Валерием Рашкиным, Госдума вновь вернулась к их рассмотрению. Высказанные тогда Комитетом по безопасности и противодействию коррупции замечания относительно указания в запросах конкретных предприятий стали причиной направления документов на доработку в профильный комитет. Странно, конечно, что на незначительное редактирование ушло аж пять месяцев. Иной раз Госдума, напротив, демонстрирует такую прыть и оперативность, особенно когда дело касается каких-либо преференций олигархам, что просто диву даёшься. А тут так ни шатко ни валко подошли парламентарии к злободневному вопросу умышленного банкротства предприятий. Но даже само его обсуждение в парламенте активизировало и решения судов по делам о банкротстве, и возврат средств.

По словам Валерия Рашкина, в 2017 году общее число банкротств превысило 13 с половиной тысяч. И за каждым случаем, подчеркнул депутат, — закрытие тысяч рабочих мест и миллионы, а порой и миллиарды уведённых средств. Менее 5 процентов требований кредиторов по делам о банкротствах удовлетворяется, тогда как за рубежом — более половины. Предложенные депутатом парламентские запросы обращают внимание генпрокуратуры и МВД России на проблему преднамеренных и фиктивных банкротств, а также запрашивают информацию о результатах расследования таких преступлений и недостатках законодательства о банкротстве, оставляющих для преступников лазейки.

Татьяна ОФИЦЕРОВА.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *