По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
Не первый год Коммунистическая партия Российской Федерации говорит о необходимости восстановления практики стратегического планирования в экономике. 19 ноября в Малом зале Госдумы прошёл «круглый стол» по теме «Законодательное обеспечение введения государственного планирования в Российской Федерации». По числу участников, по масштабу и серьёзности выступлений, по уровню анализа ситуации в стране это были настоящие парламентские слушания.
ПРАВДА, ещё одно существенное обстоятельство многозначительно указывало, как на особенную важность происходящего, так и на неприемлемость предлагаемых решений для правящего режима: абсолютное отсутствие представителей федеральной исполнительной власти. Казалось бы, тема «круглого стола» должна была бы заинтересовать и минэкономразвития, и минфин, и Центробанк, и минсельхоз, но… Но ни одного представителя названных ведомств среди участников «круглого стола» не оказалось. И это несмотря на участие в нём губернаторов, руководителей крупнейших муниципальных образований, глав ряда ведущих предприятий.
Вероятно, именно серьёзность предстоящего разговора отпугнула чиновную публику от участия в нём. Ведь одно дело — отвечать на митинговые обвинения и лозунги оппозиции, а другое — держать ответ перед профессионалами, практиками и экспертами.
На «круглом столе» были рассмотрены следующие вопросы:
— государственное стратегическое планирование социально-экономического развития на региональном и муниципальном уровнях; возможности, которые оно открывает перед территориями;
— пути формирования в регионах «бюджетов развития», создание условий для планомерного увеличения бюджетных возможностей территорий;
— региональная промышленная политика и поддержка «точек роста»;
— корректировка социальной политики в целях перехода к комплексной поддержке кадрового потенциала регионов, развития человеческого капитала, системного преодоления бедности как негативного социального и культурного явления;
— комплексные муниципальные программы развития.
В рамках «круглого стола» планировалась презентация экономической модели Иркутской области, основанной на введении плановых начал управления экономикой, поддержке производств с высокой добавленной стоимостью (индустриальных «точек роста»), наращивании бюджетного потенциала региона.
К участникам «круглого стола» обратился Председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов, который объяснил необходимость публичного обсуждения проблем планирования прежде всего тем, что сама нынешняя верховная власть в мартовском Послании президента заявила о стратегических задачах развития страны на ближайшие годы. Главная из них — достичь мировых темпов экономического роста, то есть более трёх процентов ежегодно. В принципе задача эта вполне нам по силам. Но практика показывает совершенно иную тенденцию.
«За последние десять лет Россия прибавила только четыре процента, американцы — 16%, китайцы удвоились — 101%, — отметил Г.А. Зюганов. — При таких темпах мы отстанем от других стран навсегда. Сегодня Россия занимает 11-е место среди развитых государств. Президент поставил задачу войти в пятёрку развитых стран мира. Значит, надо выйти на мировые темпы развития экономики — 3,5%. А чтобы войти в пятёрку ведущих стран, надо иметь темпы развития 5—7% процентов».
Для достижения поставленной цели надо сконцентрировать ресурсы на главных направлениях, определить приоритеты. Под это нужно сформировать бюджет развития. «Наша партия и наша научная группа считают, что бюджет развития должен быть минимум 25 триллионов рублей, — подчеркнул Геннадий Андреевич. — У нас есть предложения, как увеличить расходную часть бюджета на 10 триллионов рублей и выйти на бюджет развития. Но в том бюджете, который будет принят в ближайшие дни Госдумой в третьем чтении, расходная часть увеличена всего на 1,2 триллиона рублей. Это не решит ни одной проблемы: ни социальной, ни экономической, ни проблем безопасности».
Фракция КПРФ подготовила и внесла в Госдуму пакет законопроектов: о народных предприятиях, о промышленной политике, о стратегическом планировании, законопроект «Образование для всех». Если их принять, то это позволит насытить бюджет развития, даст стимулы для движения вперёд, сказал лидер коммунистов. Тем более что представители партии, возглавляющие администрации в регионах — в Иркутской и Орловской областях, в городе Новосибирске, — накопили позитивный опыт применения партийных наработок для преодоления кризисных явлений в экономике и социальной сфере.
«Промышленный потенциал советской страны, построенный на плановых основах, оказался мощнее всего потенциала объединённой Европы. Индустриальный Урал был сильнее индустриального Рура. Это была не только военная победа, но и экономическая победа, победа плановой системы», — подчеркнул Геннадий Андреевич. И настал тот момент, когда необходимо его снова применить. «Или мы выходим на бюджет развития, плановые основы экономики, максимальное использование опыта народных предприятий, или дальше будет господствовать либеральный подход, который уже угробил десятки тысяч предприятий», — предостерёг лидер КПРФ.
Те, кто в 1990-е годы распродавал богатства страны по частям, ныне снова проявляют активность. На днях Алексей Кудрин на встрече с промышленниками по сути дела предложил сдаться Америке. Ничего путного из этого не выйдет, предрёк Геннадий Андреевич. Уже сдали всё, что только можно: ушли из Германии и Европы при Горбачёве — получили НАТО в Прибалтике и Восточной Европе и военные учения у самых наших границ. Попустительствовали Киеву — и теперь там, в матери городов русских, засели неонацисты, бандеровцы, в Донбассе льётся кровь русских людей. Теперь вот предлагают сдать и Курилы. Ничего хорошего для России уступки не давали и не дадут. «Надо помнить, что в этом мире уважают только сильных, успешных и умелых», — подчеркнул Г. Зюганов. Вот с Китаем, который наступает им на пятки, они вынуждены считаться. А Россию ни в грош не ставят, продолжают душить всё новыми санкциями. «Поэтому сегодняшнее обсуждение — ключ к решению многих проблем», — подчеркнул руководитель фракции коммунистов.
На пути к разумному планированию
Особенность текущего политического момента в том, что под воздействием ухудшающихся внешних и внутренних условий партия «Единая Россия» и стоящая за ней правящая группировка вынужденно сдают свои лидирующие позиции в ряде регионов, присутствие коммунистов на ведущих постах исполнительной власти на местах всё более ощутимо. И это ко многому обязывает представителей КПРФ, которым избиратели доверили непосредственные бразды управления, требуют от них не на словах, а на деле продемонстрировать преимущества программных установок коммунистов. Однако, с другой стороны, важнейшие управленческие рычаги по-прежнему остаются в руках Путина и его окружения — распределение бюджетных потоков, финансы, мощные законодательные возможности… Поэтому даже самого успешного руководителя-коммуниста они нередко пытаются «укоротить».
Именно по инициативе КПРФ в 2014 году был принят Федеральный закон «О стратегическом планировании в РФ». Что уже удалось сделать, опираясь на этот закон, рассказал в своём выступлении губернатор Иркутской области Сергей Левченко.
Многие субъекты Федерации оказались в трудной ситуации, накопили долги, имеют, как говорят сегодня, «отрицательную динамику роста», сказал он в своём выступлении. Федеральный центр уже не может, как раньше, помогать регионам. Бюджетных средств не хватает. Попытки решать проблемы лишь за счёт увеличения налогов дают негативный результат. Поэтому на повестке дня — максимальное использование своего внутреннего потенциала. Решение проблемы в том, чтобы «усиливать налогоплательщиков, делать так, чтобы их становилось больше и они были богаче», подчеркнул С. Левченко. Причём речь — и о крупных, и о средних и малых компаниях, и о рядовых гражданах. Нужно создавать не новые добывающие сырьё предприятия, а развивать переработку, чтобы отдача для бюджета была максимальной. Чтобы росли зарплаты, развивалась инфраструктура, внедрялись новые технологии. Государство должно стать стратегом, умным регулятором, планирующим развитие всех отраслей народного хозяйства. Пора перестать уповать на мировые рынки и возрождать производство на своих территориях.
В Иркутской области поставлена задача наладить именно такое управление развитием. В качестве приоритетов определены три вектора развития: рост экономики, рост бюджета, рост уровня жизни. Деятельность государственного аппарата в регионе нацелена на достижение поставленных задач. После победы на выборах в 2015 году команда Левченко взялась наводить порядок в управлении. Основные социально-экономические показатели Иркутской области теперь ежегодно демонстрируют рост. За время работы администрации Левченко Приангарье вошло в первую десятку регионов по эффективности деятельности исполнительных органов. Параметры областного бюджета положительно выделяются на фоне общероссийских тенденций. В прошлом году доходы областного бюджета увеличились на 11,1 млрд рублей, а за два последних года — более чем на 30 млрд рублей, то есть почти на 30%.
Это позволило запустить новые производственные, инфраструктурные и социальные проекты. Сводный индекс промышленного производства составил 104,2%, что на 3,2% выше, чем по России в среднем. Валовой региональный продукт (ВРП) достиг в сопоставимых ценах 1 трлн 168 млрд рублей, или 103% по отношению к объёму предыдущего года. В регионе поддерживают развитие производств с глубокой переработкой сырья и по выпуску продукции с высокой степенью технологического передела. Результативность такой политики подтверждает рост поступления налогов от предприятий в бюджеты всех уровней. За девять месяцев текущего года поступления налогов в бюджет составили 114% от объёма прошлого года. В консолидированный бюджет России перечислено 306 млрд рублей налогов и сборов, что выше поступлений за аналогичный период прошлого года на 73 млрд рублей.
Со следующего года в регионе приступают к новому этапу — переходу к пятилетнему государственному планированию. 9 июля 2018 года указом губернатора создан государственный комитет по планированию социально-экономического развития Иркутской области. Госплан Приангарья — это координирующий орган, объединяющий ключевых управленцев региона и экспертов, в том числе из Москвы и других районов. Госплан регулярно собирается на заседания, выезжает в муниципальные образования, принимает предложения от рядовых граждан. Основная его задача — объединить, синхронизировать работу всех ведомств и территорий региона, поставить задачи перед каждой отраслью, выстроить межотраслевые и межтерриториальные балансы, превратить экономику в единый управляемый алгоритм.
Иркутская пятилетка — не просто красивое название. Это — новый государственный формат стратегического планирования. Он полностью укладывается в рамки соответствующего Федерального закона «О стратегическом планировании РФ» (который пока не заработал в полную силу), а также в рамки «майского указа» президента. Госплан — живой инструмент долгосрочного позитивного развития региона. «Наши планы строятся не на прогнозах рыночной конъюнктуры, а на конкретных императивных целях развития и детализированных программах по их достижению», — заявил Сергей Левченко.
Пятилетний срок взят не только как дань советским традициям, но и как реалистичный среднесрочный период планирования, отвечающий запросам граждан, предприятий, административного аппарата. Учитывался также зарубежный опыт: в том же Китае планы развития имеют пятилетний срок. Эксперты Индии, Китая, Канады, Великобритании, Австрии очень высоко оценили успехи региона, который внедрил госплан. Идея планирования единодушно позитивно принята и жителями региона.
«Предстоит ещё многое поменять в самом мышлении управленцев, которых за последние тридцать лет отучили мыслить планово и по-государственному», — отметил С. Левченко. Структура госплана направлена на решение названной выше триады задач: рост экономики — рост бюджета — рост благосостояния. Позитивное развитие экономики обеспечивается за счёт «точек роста», которые формируются в рамках промышленного, аграрного и инфраструктурного блока Госплана. Рост бюджета обеспечивается за счёт формирования бюджета развития, рост уровня жизни — за счёт мер по борьбе с бедностью и повышения заработных плат.
Сергей Левченко подробно рассказал о структуре планового органа Иркутской области, его задачах и особенностях работы. По расчётам губернатора, рост ВРП до 2022 года будет в пределах 3—4%, а начиная с 2022 года за счёт новых инвестиционных проектов — в среднем 9—11% в год. При этом в структуре ВРП серьёзно вырастет доля обрабатывающих производств. За пятилетку будет создано более 3,5 тысячи новых рабочих мест, средняя зарплата составит 60 тысяч рублей.
Планируется активизировать социальную политику. Программа «бесплатное школьное молоко» предполагает ежедневно обеспечивать школьников начальных классов бесплатным молоком. Будут снижены наценки на товары первой необходимости. Для обеспечения доступности жилья в Иркутской области предполагается ставить соответствующие плановые задачи перед предприятиями строительного комплекса, а также перед предприятиями других отраслей по обеспечению жильём работников. В ближайший год планируется выйти на показатель ввода 1 млн кв. м жилья в год. Будут приниматься активные меры для закрепления кадров, молодёжи в области.
В части здравоохранения ставится задача усилить сеть ФАПов, обеспечить лечебные учреждения современным оборудованием. Уровень удовлетворённости жителей медицинскими услугами за пятилетку должен вырасти не менее чем в два раза. Сегодня в Приангарье ожидаемая продолжительность жизни не достигает 70 лет, к 2023 году она должна вырасти не менее чем на 5 лет.
В аграрном секторе планируется выйти на самообеспечение области продовольствием, развитие глубокой переработки продукции. Будет развиваться экспорт сельхозпродукции. Впервые за долгие годы в области снова начали осваиваться целинные земли. В прошлом году собран рекордный урожай зерновых — 871 тысяча тонн. К 2020 году планируется довести производство зерна до 1 млн тонн ежегодно. Будет достигнуто самообеспечение мясом, молоком, овощами.
Особенное место в регионе занимает лесной комплекс. Подготовлена стратегия развития лесной отрасли на период до 2030 года, которая входит и в пятилетний план. За последние три года отдача от лесного комплекса в бюджет области и федерального центра выросла в три раза. Стратегическая цель — создание в области современных производств пиломатериалов, пеллет, картона, санитарно-гигиенических изделий из древесины. Другая проблема — незаконные рубки леса, ещё недавно казалось, что решить её нельзя. В Иркутске начали пилотный проект по маркировке всей заготавливаемой древесины. В результате снижение незаконных рубок составило 47%. К концу пятилетки незаконные рубки должны быть сведены к абсолютному минимуму.
Каждый раздел пятилетнего плана имеет подробное и аргументированное основание и долгосрочную просчитанную эффективность мероприятий. На данный момент финансовый механизм госплана — это бюджет на трёхлетку и свод государственных и муниципальных программ, увязанные с планом. «Нас часто спрашивают, насколько реалистичны планы первой иркутской пятилетки? — сказал в завершение своего выступления Сергей Левченко. — Безусловно, жизнь будет вносить свои коррективы, всё учесть невозможно. Но мы уверены, что противостоять рыночному хаосу возможно, лишь имея в руках инструмент государственного планирования».
Город-миллионник с протянутой рукой
Предваряя выступление Анатолия Локотя, мэра промышленной и культурной столицы Сибири города-миллионника Новосибирска, Геннадий Зюганов обратил внимание собравшихся, что ныне этот мегаполис лидирует по жилищному строительству: на каждого жителя ежегодно строится один квадратный метр жилья. Такого нет ни в одном регионе страны. В городе расположено Сибирское отделение Академии наук, двадцать пять институтов мирового класса, девяносто научных учреждений. Здесь подготовлена программа второй очереди развития Новосибирского Академгородка, что имеет принципиальное значение для дальнейшего инновационного развития России.
«Мы решаем задачу устойчивого развития муниципалитета и поиска баланса между самостоятельностью и зависимостью от межбюджетных отношений», — рассказал А. Локоть. Новосибирск — город со 125-летней историей, третий крупнейший город России, его население составляет 1,6 млн человек. Понятно, что город не обладает богатыми разведанными сырьевыми ресурсами, его богатство — научно-образовательный комплекс, промышленность и культура. С 2014 года город последовательно исправляет перекосы в развитии, которые возникли из-за хаотичного строительства жилья, «точечной» застройки.
Жёсткий дефицит бюджетных ресурсов заставил руководство города сосредоточиться на трёх приоритетах развития. Первый из них — транспорт и транспортная доступность. За последние годы в Новосибирске вступил в строй третий мост через Обь, завершены крупные дорожные объекты на выездах из города, ежегодно ремонтируется более одного миллиона квадратных метров дорог. Разработана и утверждена программа комплексного развития транспортной сети до 2030 года. Особое внимание уделяется развитию трамвая: впервые за 30 лет была построена новая трамвайная линия. Совместно с белорусскими партнёрами создано предприятие по модернизации новых трамваев из списанных, что даёт экономию в 7 млн рублей на каждом трамвае.
Ещё один приоритет — развитие социальной инфраструктуры. За четыре года построено и реконструировано 28 детских садов. Ещё семь новых детских садов и яслей будут построены в ближайшие полтора года. Развитие образовательного комплекса — также в центре внимания руководства города, население которого постоянно растёт, что приводит к нехватке школ. Ежегодный прирост учеников составляет 8—10 тысяч человек. Для решения этой проблемы с 2014 года в Новосибирске построены 9 новых школ.
Экология, создание благоприятной городской среды, благоустройство территорий — в постоянном поле зрения мэрии Новосибирска. За пять лет произведён ремонт в 1458 дворах и проездах. 220 объектов отремонтированы только в текущем году. Произведён аудит парков и скверов, создана концепция зелёных зон. Главным проектом явилась реконструкция набережной реки Обь, которая стала любимым местом отдыха горожан. В будущем году здесь станет развиваться аттракционная зона, будет поставлено крупнейшее в Сибири колесо обозрения диаметром 70 метров.
Актуальной задачей остаётся капитальный ремонт многоквартирных домов. Начиналось всё это с протестов граждан. Но сегодня от них поступает много благодарностей и просьб ускорить начало ремонта. В городе отремонтировано более полутора тысяч домов. Не менее важно и расселение из ветхого и аварийного жилья. После того как было приостановлено действие федерального закона по данной теме, в области разработали свою программу расселения.
Новосибирск готовится к реализации новых масштабных проектов. По поручению президента разрабатывается план развития новосибирского научного центра как территории с высокой концентрацией исследований и разработок. Создаётся новый центр синхротронного излучения — инструмент фундаментальных исследований, а также развития прикладных технологий. В рамках данной программы обновится вся инфраструктура Академгородка, будут созданы благоприятные условия для закрепления молодых специалистов.
Новосибирск выиграл право проведения молодёжного чемпионата мира по хоккею в 2023 году. Задача не только в том, чтобы построить новый ледовый дворец, но и в том, чтобы изменить весь облик города. Будут обновлены транспортная инфраструктура, фасады домов, с тем чтобы показать город с лучшей стороны.
Отдельно Анатолий Локоть затронул проблему излишней централизованности межбюджетных отношений, что приводит к дефициту бюджетных средств. Города, то есть муниципалитеты, поставлены в положение высокой зависимости от вышестоящих бюджетов — субъектов Федерации. В 2014 году от сокращения поступлений налогов физических лиц (решение было принято субъектом Федерации) город потерял 3,5 млрд рублей. Бюджет развития города сократился с 4 миллиардов до 800 миллионов, что сказалось на темпах развития. Аналогичная ситуация и в других городах России. И сегодня 43% доходной части городского бюджета — это трансферты из бюджетов других уровней. Местные власти не могут влиять на ставки налогов и порядок налогообложения, что лишает стимулов к развитию экономики, создаёт дисбаланс в доходах и расходах. Одновременно дефицит бюджета области уверенно сокращается, и к 2020 году регион выйдет на бездефицитный бюджет.
«Нас серьёзно тревожит утрата баланса между местными и государственными интересами, — заявил Анатолий Локоть. — Будучи донором для всей области, Новосибирск на осуществление своих полномочий получает лишь 15% налоговых доходов, собранных на его территории. Дисбаланс доходов и расходов городского бюджета ведёт к росту долговой нагрузки. Возможности города для самостоятельного развития сужаются также и потому, что условия налогообложения определяет федеральный центр». По сути, сегодня город не может реализовать ни одну масштабную программу, его ресурсов хватает лишь на софинансирование. Даже крупные города вынуждены ходить с протянутой рукой к вышестоящим бюджетам. «Надо дать бюджетам крупных муниципалитетов самостоятельность. Эти города могут стать драйвером развития всей страны», — заявил Анатолий Локоть.
Планы и решения на земле «Отцов и детей»
Предоставляя слово губернатору своей родной Орловщины Андрею Клычкову, Геннадий Зюганов назвал Орёл литературной столицей России, упомянув недавний двухсотлетний юбилей своего земляка И.С. Тургенева, который отметила вся страна. Андрей Клычков рассказал, что в области принят закон о стратегическом планировании, утверждены подзаконные акты, позволяющие воплощать положения закона в жизнь. Утверждён долгосрочный прогноз до 2028 года, утверждены схемы территориального планирования, перечень государственных программ и основные направления стратегии социально-экономического развития до 2020 года. Завершается работа над стратегией социально-экономического развития Орловской области на период до 2035 года.
По сравнению с другими регионами в работе над плановыми документами здесь есть и отличия. В Орловской области сформировали совет при губернаторе из представителей всех отраслей экономики, которые существуют в регионе, куда вошли предприниматели и эксперты. На протяжении последних месяцев они занимались корректировкой и уточнением плановых документов. После утверждения стратегии будет принят план конкретных мероприятий — документ, который будет оперативно корректироваться по ходу его выполнения.
В новой структуре правительства Орловской области появилась должность заместителя губернатора по планированию, экономике и финансам. Непосредственно координацией реализации планов будет заниматься департамент по развитию территорий со статусом министерства.
Среди приоритетов своей администрации Клычков назвал социальную политику, в том числе выполнение «майских указов» президента. Из достижений за год своей работы Андрей Клычков назвал такие: по итогам прошлого года более чем на 20% увеличен объём дорожного строительства, более чем на 20% вырос объём привлекаемых федеральных средств для реализации программ на территории региона. Серьёзной проблемой он назвал сокращение бюджетных дотаций для Орловской области в 2019 году — сразу на 9,5%. В связи с этим делается всё, чтобы снизить необоснованные расходы областной администрации. Так, до декабря текущего года планируется сократить административный аппарат областного правительства и государственных структур на 30%.
По итогам 2018 года удалось уменьшить государственный долг Орловской области на 200 млн рублей, более чем на 400 млн рублей сокращён объём обслуживания госдолга. По итогам года область достигла уровня собираемости налогов и сборов 1 млрд 600 млн рублей, что позволило компенсировать сокращение дотаций.
В регионе принимаются серьёзные меры по стимулированию инвестиционной активности. Ныне половина сумм уплаченных налогов возмещается предприятиям, которые выполняют инвестиционные условия. Из налоговой базы налога на имущество юридических лиц исключено движимое имущество. Сокращён срок рассмотрения инвестиционных заявок до 10 рабочих дней. Срок получения разрешения на строительство уменьшен до 76 дней. Срок регистрации прав собственности — до 3 дней. Среднее время прохождения постановки на кадастровый учёт составляет 4 дня. Время подключения объекта к электрическим сетям составляет 90 дней. Время подключения к газопроводу сокращено до 135 дней. В рамках улучшения деловой среды ведётся реализация реформы контрольной и надзорной деятельности. И как результат: по итогам 2017 года за достаточно короткий промежуток времени области удалось сразу на 21 пункт подняться в национальном рейтинге инвестиционной привлекательности — с 48-го на 27-е место.
На развитие экономики и социальной сферы в области в первом полугодии 2018 года за счёт всех источников было использовано 18,7 млрд рублей инвестиций в основной капитал. Это составляет рост на 18% к соответствующему периоду прошлого года в сопоставимых ценах. А в целом объём инвестиций в основной капитал в 2018 году составит 47,4 млрд рублей. Среди наиболее значимых инвестпроектов: начинает работать первое предприятие в России, производящее человеческий инсулин; будет открыт завод по производству напольных покрытий мощностью 25 тыс. кв. м в год; будут построены селекционно-семеноводческий и маслоэкстракционный заводы; увеличится поголовье свиней; введены новый элеватор на 30 тыс. т, новый зерновой склад на 100 тыс. т, поголовье коров молочного комплекса выросло. Завершается реализация проекта трёх тепличных комплексов, будет получен первый урожай овощей.
«Нам ещё есть над чем работать и куда двигаться. В этом году мы повторили рекорд прошлого года — собрали на душу населения 4200 кг зерна», — сказал в завершение своего выступления Андрей Клычков.
Кто стоит спиной к будущему?
Выступившая затем заведующая кафедрой «Стратегическое планирование и экономическая политика» факультета госуправления МГУ им. М.В. Ломоносова доктор экономических наук Елена Ведута заявила, что если мы хотим продолжать запускать в космос спутники и корабли, то без планирования нам не обойтись никак. Сегодня события развиваются настолько стремительно, что нередко даже опытные политики не могут понять, что нужно делать. Рушатся страны и экономики, не действуют старые моральные принципы. Выход один: программирование развития экономики, выстраивание будущего. Самый большой успех будут иметь те люди и страны, которые планируют свою жизнь на перспективу — это очень хорошо понимают на Западе.
Самые крупные олигархи Запада сегодня изучают созданную в СССР теорию и практику межотраслевых балансов. У нас же говорят в основном о «цифровизации» как панацее. Однако под этим обычно понимают информатизацию статистики, которая есть экстраполяция того, что было, или взгляд, стоя спиной к будущему. Такой подход не имеет никакой управленческой идеи.
Ещё одно направление, куда пришли у нас технократы, — это создание цифровых платформ, работающих в режиме реального времени, организующих взаимодействие поставщиков и потребителей услуг. Это удобно, но это всего лишь цифровизация хаоса, который ведёт нас в киберрабство. А будущее лежит в самой передовой информационной платформе, созданной в СССР ещё при Сталине. Она просчитывала параметры «затраты — выпуск» в режиме реального времени, и это называлось «скользящее планирование». Мы не успели тогда отработать динамическую модель, систему алгоритмов, которая позволила бы перевести управленческие решения на значительно более высокий уровень качества их принятия. Тем не менее сегодня все должны знать, что Россия — самая передовая страна с точки зрения информационных технологий и платформ выстраивания будущего.
Этот опыт нужно вспомнить на новом этапе. Криминалу, кстати, не выжить при этой прозрачной системе управления. Только введя сегодня такую киберсистему планирования, страна получит минимум два процента роста, не гоняясь ни за Америкой, ни за Европой. У нас должен быть свой собственный путь. Мы должны повысить эффективность государственного управления, в противном случае страна может просто исчезнуть.
Взявший затем слово директор совхоза имени Ленина Павел Грудинин поддержал мрачный прогноз профессора Ведуты: «При таком государственном управлении страна действительно скорее всего развалится. Сколько бы вы на уровне субъектов Федерации ни планировали — всё бесполезно. Если будете слишком хорошо жить, то Федерация в лице минфина поменяет регулирующие налоги и изымет у вас деньги. Мэр Новосибирска только что показал, как легко из его благополучного бюджета можно сделать дотационный. При желании министерство финансов или другая госструктура может сделать любой регион нищим. Или наоборот».
Грудинин привёл примеры того, как на практике в России осуществляется планирование. В «майском указе» президента в одном месте говорится о том, что необходимо ежегодно обеспечивать 5 млн семей жильём, в другом месте того же документа ставится задача строить порядка 100 млн кв. м жилья в год. Делите 100 на 5 и получаете, что средняя квартира должна быть 25 кв. м. Но ведь семья из трёх человек не сможет жить и развиваться на такой урезанной жилплощади!
Или вот ещё пример от Грудинина. Поставлена задача увеличить экспорт продовольствия до 45 млрд долларов. Но одновременно, согласно программам минсельхоза, рост производства товарной массы не предусматривается. Выходит, что нам надо перестать питаться, чтобы выполнить «майский указ»? Всё продовольствие будет вывезено на экспорт, а нашим людям ничего не останется?
По мнению Грудинина, без федерального стратегического планирования планирование в субъектах Федерации по-настоящему организовать невозможно. Как правильно распределить производственные силы? Куда уйдут студенты, которые учатся в Орловской области, после окончания учёбы? По мнению академика Аганбегяна, мы живём так плохо, потому что в 2009 году прекратили инвестиции в своё производство: госинвестиции сократились с 20 до 16%. Потом сами себя отрезали от иностранных инвестиций. К тому же в коррумпированную страну никто денег вкладывать не станет.
Ещё пример привёл Павел Николаевич: «реновация» в Москве. Хорошо известно, что в России огромное количество ветхого и аварийного жилья, а «реновацию» решили проводить в столице, где домам ещё стоять и стоять. Даже не прислушиваясь к мнению жителей, государство проводит массовое строительство нового жилья и сносит тысячи вполне ещё пригодных домов. И это в то время, когда огромное количество домов в малых городах и посёлках — в плачевном состоянии. О каком стратегическом планировании тут может идти речь?!
«Если б у нас действительно присутствовало стратегическое планирование, то долги следовало бы прощать не иностранным государствам, а собственным субъектам Федерации! — сказал под бурные аплодисменты присутствовавших Павел Грудинин. — Обнулили бы всё, да и дело с концом! Потому что при профицитном бюджете, в котором огромное количество денег, держать субъекты Федерации в нищете бессмысленно. Вот это была бы государственная политика».
В Советском Союзе были настоящие программы, продолжил Грудинин. Если речь шла о мясе, то там говорилось, когда и сколько на душу населения его должно быть произведено. И под это строилась программа субъектов — областей и республик. А что сейчас? Нас призывают «достичь 90% обеспеченности мясом». Но если гражданам России вообще перестать есть мясо, то такая обеспеченность будет достигнута немедленно! Разве это планирование?
У нас чем больше заработает субъект, тем больше у него изымают финансовых средств. Разве это планирование? Не нравится опыт СССР — взгляните на Европу. В Германии федеральные земли оставляют себе половину собранных налогов. Чем лучше работает земля — тем лучше она живёт, тем больше налогов у неё остаётся. У нас же всё наоборот! К тому же профицитный федеральный бюджет ни за что не отвечает, а бюджеты субъектов должны выполнять «майские указы». «Я видел, как это происходит, в поездках по стране», — рассказал Грудинин. Например, учёным платят 0,2 ставки научного работника в Новосибирске. Потому что полную ставку в 200 тыс. рублей они оплатить не могут, поэтому платят 0,2 ставки, то есть 40 тыс. рублей.
«Государство превратилось в эдакий фейк! — сказал П. Грудинин. — Если мы действительно хотим что-то менять, то надо серьёзно подходить к планированию. Прежде всего надо выгнать это правительство, которое не может ничего планировать (бурные аплодисменты). Тем более что есть среди нас люди, которые могут мыслить стратегически. Чтобы развиваться не по экстенсивному пути (кому ещё какие Курильские острова надо отдать, чтобы нас не трогали), а развиваться по-настоящему, надо развивать население. Не может страна быть передовой, если население нищее!»
Логика тут простая: если у людей нет денег, то они ничего не могут купить, и предприятия не могут развиваться. Вот почему огромное количество предприятий убыточны, становятся банкротами. А другие — сокращают свои производственные и инвестиционные программы, потому что не знают, смогут ли продать свою продукцию. «Мы должны понимать, для чего мы работаем, — сказал П. Грудинин. — У людей должны быть деньги, чтоб они могли купить натуральные молочные продукты, натуральную землянику. Очередь за ней сегодня такая же, как раньше, но покупают теперь по килограмму, а раньше покупали по пять. Покупательная способность у людей низкая. Поэтому надо обязательно побороть бедность!»
Отдельно остановился директор совхоза имени Ленина на налоговой политике государства. По его мнению, нельзя ничего планировать в стране, где постоянно меняют налоги и тарифы. Только что нам повысили НДС. Кроме всего прочего, это ещё означает, что поступления налога на прибыль, который идёт в субъекты Федерации, теперь уменьшатся. Надо выстроить стройную и стабильную налоговую систему. Но нынешняя власть на это не способна, заключил Грудинин.
Все выступившие на «круглом столе» были едины во мнении: стратегическое планирование в экономике — это то, что не единожды доказало свою эффективность. И к этой практике нужно обязательно вернуться на новом этапе развития страны. Профессионалы-практики, подготовленные Коммунистической партией, должны в этом деле играть первую скрипку.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.