Анна Семёнова. Что стоит за полицейскими нападками на «Францию непокорённую»

Анна Семёнова. Что стоит за полицейскими нападками на «Францию непокорённую»

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».

За полтора года после вступления в должность президента страны Эмманюэля Макрона его правительство, проводящее последовательную политику наступления на социальные права трудящихся, впервые столкнулось с серьёзными проблемами, грозящими перерасти в политический кризис.

Критика действий власти в Национальной ассамблее (нижней палате парламента) со стороны противников курса, рост влияния основной оппозиционной силы — движения «Франция непокорённая», неуверенность властных структур в связи с грядущими выборами в Европарламент, наконец скандальное «дело Беналлы», одного из руководителей президентских охранных служб, лично избивавшего демонстрантов, и многие другие обстоятельства привели к резкому падению рейтинга главы государства. К этому добавилось мощное наступление «жёлтых жилетов» — значительной части населения, выступающей против роста цен на горючее и повышения налога на топливо (см. «Правду», №127 от 20—21 ноября).

Баррикады на Елисейских Полях

В субботу, 24 ноября, в Париже проходило «второе действие» протестного движения «жёлтых жилетов». Несмотря на то, что манифестация в центре города была запрещена властями из-за близости к Елисейскому дворцу, с начала дня одетые в жёлтые жилеты люди продолжали собираться около заграждения, установленного полицией перед входом на площадь Согласия.

Ранее около 36 тысяч человек заявили в интернет-сети «Фейсбук» о своём намерении участвовать в митинге.

«Правительство сделало всё, чтобы демонизировать манифестацию, которая состоится в Париже», — говорили протестующие, отмечая, тем не менее, что «движение развивается и не может быть остановлено». Согласно опросам социологических служб, 72% французов поддерживают претензии, которые «жёлтые жилеты» предъявляют правительству, даже если мнения о методах движения разделились (52% французов против блокировки улиц и хранилищ с нефтепродуктами, 46% — за).

За день до акции в пятницу, 23 ноября, министр экологических преобразований Франсуа де Рюжи заявил, что правительство не откажется от планов повысить налог на топливо. В эфире радиостанции RTL он сказал, что в Елисейском дворце готовы организовать общественные дебаты и обсудить новые меры, предложенные кабинетом министров. В каком именно формате пройдут дебаты, не уточнялось.

Тем не менее манифестанты планировали свои акции в центре Парижа и, несмотря на действия подразделений спецслужб безопасности CRS, пытались построить баррикады на Елисейских Полях и прорваться к президентскому дворцу. Град камней, горящие заграждения, разбитые витрины и автобусные остановки — таков итог второго дня протеста. Полиция применила водомёты и слезоточивый газ и действовала крайне жёстко. Соцсети пестрят свидетельствами очевидцев и многочисленными видео, запечатлевшими сцены избиений дубинками пожилых людей в жёлтых жилетах, а отнюдь не правых молодчиков. По официальным же сведениям, столкновения произошли «в результате подключения к протесту около сотни членов ультраправых организаций, которые ставят своей целью нападение на полицию» и которые вышли в центр Парижа по призыву Марин Лё Пен. В свою очередь лидер французских крайне правых Марин Лё Пен в ответ заявила, что никогда не призывала к насилию, и обвинила правительство в намеренной организации беспорядков.

Движение «жёлтых жилетов» поддержали и представители левой оппозиции: лидер движения «Франция непокорённая» Жан-Люк Меланшон накануне заявил, что «мобилизация будет огромной». Газета «Юманите» публикует серию материалов. В итоге, как сообщает агентство Франс Пресс, на Елисейских Полях 24 человека получили ранения, в их числе пятеро полицейских. Были задержаны 103 человека, из них 101 помещён под стражу. В «Фейсбуке» уже появилось сообщение о «третьем акте» манифестации, намеченном на 1 декабря. В этот день «всё нужно сделать как следует, — говорится в нём. — Никаких разрушений. Наше движение обретает размах. Не отступать!» Кроме того, там же появилось предложение об организации «красных жилетов», которые будут вышвыривать хулиганов из своих рядов. Таким образом, движение, возникшее как стихийное, продолжает оставаться реальной проблемой для президента страны Эмманюэля Макрона.

Борьба власти с «Францией непокорённой»

Движение «жёлтых жилетов» возникло в стране на фоне небывалого в условиях Пятой республики скандала. В последний месяц политическая жизнь Франции была потрясена беспрецедентным преследованием главной оппозиционной силы правительству — движения «Франция непокорённая». Хронология событий следующая: в один из осенних дней, на рассвете, штаб-квартиры «Франции непокорённой» и тесно связанной с ней Левой партии, а также личные жилища Жан-Люка Меланшона и пятнадцати других руководителей движения и помощников депутата от «Франции непокорённой» в Европарламенте были одновременно подвергнуты обыскам. Изъяли жёсткие диски всех компьютеров; переписка и другие личные документы подверглись тщательному просмотру, была нарушена тайна частной жизни, традиционно оберегаемой во Франции. Подчеркнём, что речь шла о законном политическом движении оппозиции, представленном в Национальной ассамблее, и о квартире бывшего кандидата в президенты страны, получившего на выборах семь миллионов голосов избирателей.

В операции под рабочим названием «Меланшон и все остальные» всего было задействовано 70 полицейских и семь прокуроров, то есть почти все сотрудники Центрального управления по борьбе с коррупцией и финансовыми и налоговыми преступлениями. В квартиру Меланшона в X округе Парижа явились семь официальных лиц: комиссар, компьютерный эксперт, пять вооружённых полицейских офицеров по борьбе с коррупцией в сопровождении заместителя столичного прокурора. Как считает сам политик, об этих обысках не могли не знать только что назначенный новый министр внутренних дел, а также министр юстиции и высшие чиновники государства. Формальным поводом послужили обвинения «Франции непокорённой» в финансовых нарушениях во время президентской кампании 2017 года и якобы имевшие место злоупотребления по обеспечению помощников Меланшона в Европейском парламенте в то время, когда он был его депутатом.

Что скрывается за «делом Меланшона»?

В реальности эта хорошо срежиссированная политико-медийная «операция», включая начавшуюся вакханалию в СМИ, имеет более глобальные причины и является частью общемирового наступления правых. Начиная с южноамериканского континента, где политический маятник за редким исключением качнулся вправо, везде в мире с шумным пропагандистским сопровождением происходит устранение якобы представляющих опасность для «мирового порядка» левых сил и их лидеров с освобождением места для правого экстремизма и ультралиберальной экономической политики.

Именно в этом контексте следует рассматривать события во Франции вокруг Жан-Люка Меланшона и «Франции непокорённой». Для правительства президента Макрона эта сила является в настоящее время главным противником, что не устают подчёркивать СМИ. Действительно, активность депутатов «Франции непокорённой» в Национальной ассамблее, не перестающих выступать против антинародных социальных действий «макронистов» и выдвигающих аргументированные предложения преобразований, усиление непрерывной повседневной работы активистов на местах через многочисленные группы действий, поиски новых форм активизации населения, например через самоорганизацию граждан, работа в «народных кварталах» среди малообеспеченной части населения, остающейся без внимания властей (чего стоит, например, обрушение старых зданий в Марселе, которое повлекло человеческие жертвы!), впечатляют.

Подъём «Франции непокорённой» отражён, в частности, в заголовках материалов СМИ, нагнетающих напряжённость по отношению к популярному движению: «Заявка на поглощение Меланшоном всей оппозиции» («Либерасьон»), «Вялое возвращение Соцпартии в тени Меланшона» («Фигаро») и им подобных. Опасность для власти представляют также приближающиеся выборы в Европарламент, которые должны превратиться, по мнению Меланшона, в экзамен для Макрона и стоящих за ним сил. Нельзя исключать также примитивную месть власти за максимальное использование «Францией непокорённой» «дела Беналлы» в борьбе с президентом страны.

«Мы не сдадимся!»

Так заявляют руководители «Франции непокорённой». Несмотря на временное потрясение, вызванное неожиданными обысками, многочасовыми допросами в полиции и расследованиями в отношении самого лидера движения и его ближайшего окружения (обыски проходили даже в провинции в домах лиц, связанных с руководством «Франции непокорённой»), Меланшон продолжает борьбу. С самого начала он опроверг все обвинения и квалифицировал их как политическое преследование, организованное властью, цель которого — «уничтожить нас психологически и политически, как людей и как организацию. Наша индивидуальная и коллективная обязанность — противостоять политическим действиям, политическому наступлению». Власть осуществляет, по словам политика, «криминализацию политической оппозиции, как это уже происходит в отношении профсоюзных и экологических протестных акций».

Адвокаты движения подали иски с требованием об открытии судебного расследования вместо проведённого прокуратурой нападения с целью явного запугивания. Меланшон сделал заявление в Национальной ассамблее, провёл несколько пресс-конференций, выступил по телевидению. Важным было решение обратиться непосредственно к избирателям, сторонникам движения. В серии встреч и митингов по всей стране, от Лилля на севере до маленьких городков на юге и центров металлургии, лидер «Франции непокорённой» получил самое главное — поддержку народа и призвал к продолжению борьбы.

Автор: доктор исторических наук

Анна СЕМЁНОВА

Газета «Правда»

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *