Сергей Кожемякин. Орудия «мягкой» экспансии

Сергей Кожемякин. Орудия «мягкой» экспансии

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».

Турция укрепляет своё влияние в Киргизии. После визита в республику Реджепа Тайипа Эрдогана Анкара намерена построить здесь военный институт и создать сеть образовательных учреждений. Одновременно турецкие власти требуют выдачи сторонников богослова Гюлена, якобы обосновавшихся в стране.

РЕДКИЕ ВИЗИТЫ зарубежных руководителей оказываются столь насыщенными, как пребывание в Киргизии президента Турции. Всего за два дня Эрдоган успел принять участие в саммите Совета сотрудничества глав тюркоязычных государств и в открытии Всемирных игр кочевников — международных соревнований по этническим видам спорта, а также провести серию встреч в Бишкеке.

Одна из договорённостей связана со строительством военного института. Впервые об этом проекте заговорили два года назад. Тогда военный атташе турецкого посольства сообщил о том, что в Бишкеке будет построено «самое современное» в регионе учебное заведение, где смогут одновременно обучаться 600 курсантов. Однако дальше разговоров дело долгое время не шло. Скорее всего, из-за временного осложнения отношений Анкары и Бишкека, о причине которого мы напишем ниже.

И вот теперь проект обрёл реальные очертания. Начальник Генерального штаба Вооружённых сил Киргизии Райимберди Дуйшенбиев и министр национальной обороны Турции Хулуси Акар, входивший в состав делегации, подписали соответствующее соглашение. Средства для строительства военного института выделит Анкара. «Между Киргизстаном и Турцией сложились прочные, дружественные и братские отношения, основанные на общих исторических и культурных связях, — заявил Дуйшенбиев. — Турецкая Республика является надёжным и верным партнёром».

Отметим, что военно-техническое сотрудничество двух стран началось ещё в 1990-х годах. Анкара неоднократно передавала киргизской армии автомобильную технику, средства связи и тыловое имущество, десятки офицеров прошли обучение в Турции. Кроме того, турецкие инструкторы проводят курсы тактической подготовки военнослужащих в самой Киргизии.

Бескорыстной эту помощь назвать можно с большой натяжкой. Укрепление связей с силовыми структурами является далеко не новым и весьма эффективным способом оказания влияния на зарубежное государство. Учитывая, что Турция рассматривает Центральную Азию и конкретно Киргизию в качестве одного из важнейших направлений своей внешней политики, шаги вроде строительства военного института глубоко продуманы.

Другим направлением, по которому турецкие власти усиливают свои позиции в Киргизии, выступает религия. В присутствии Эрдогана в Бишкеке открылась новая центральная мечеть, ставшая крупнейшей не только в Киргизии, но во всём Центрально-Азиатском регионе. Строительство полностью профинансировало турецкое Управление по делам религий «Диянет». Этот государственный орган курирует деятельность религиозных организаций в самой Турции, а также финансирует строительство и работу исламских учреждений за её пределами. Например, в Киргизии «Диянет» выделяет средства для подготовки имамов (настоятелей мечетей) на теологических факультетах двух местных вузов, а также на возведение мечетей и выпуск религиозной литературы. Вдобавок имамы получают выделяемые Анкарой стипендии.

МОЖНО ПРЕДПОЛОЖИТЬ, что сотрудничество по этой линии будет углубляться. Президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков не скрывает своей религиозности. На церемонии открытия центральной мечети он заочно поспорил с жителями, возмущёнными тем, что число культовых учреждений в стране превысило количество школ. «Это хороший показатель… Чем больше мечетей, тем больше станет совестливых детей. Чем больше медресе, тем больше совестливой молодёжи», — заявил глава государства, уточнив, правда, что нельзя допускать проявлений религиозного экстремизма.

Видимо, убедившись в уступчивости руководства Киргизии, Эрдоган поднял вопрос, связанный со сторонниками Фетхуллаха Гюлена. Напомним, что созданная этим богословом религиозно-философская организация «Хизмет» в 1990—2000-е годы добилась серьёзного влияния как в самой Турции, так и за пределами страны. В ряде постсоветских республик ею была открыта сеть учебных заведений «Себат». В Киргизии они представлены более чем двадцатью лицеями и школами, а также международным университетом «Ала-Тоо».

Несколько лет назад прежде дружественные отношения между Эрдоганом и Гюленом были испорчены. Турецкие власти обвинили «Хизмет» в подрывной деятельности и внесли её в список террористических группировок. По утверждению официальной Анкары, именно гюленисты стояли за неудачной попыткой государственного переворота в 2016 году. После этого турецкое правительство призвало зарубежные государства начать решительную борьбу с влиянием опального богослова. В частности, от Бишкека в ультимативной форме потребовали закрыть учебные заведения «Себат». Это привело к острому дипломатическому конфликту. Тогдашний президент Киргизии Алмазбек Атамбаев обвинил Анкару во вмешательстве во внутренние дела страны, а двусторонние контакты на некоторое время были почти полностью заморожены.

НЫНЕШНЕЕ руководство отошло от курса на конфронтацию, что позволило Эрдогану вернуться к болезненной теме Гюлена и его школ. Возвращаясь в Турцию, президент сообщил сопровождавшим его журналистам, что запрещённая организация имеет сильные позиции в Киргизии. «Они проникли в государственные институты, от военных структур до судебной власти. Им действительно удалось даже запугать политиков», — заявил Эрдоган. Очевидно, он имеет в виду выпускников учебных заведений «Себат», а потому настаивает на немедленном прекращении «образовательных действий этой группировки». Также, по данным турецких СМИ, делегация передала киргизской стороне список из 130 членов «Хизмета», проживающих в республике, и потребовала их экстрадиции.

Сооронбай Жээнбеков занял двойственную позицию. С одной стороны, он заявил, что школы «Себат» (недавно переименованные в «Сапат») поставлены под контроль министерства образования, а потому нужды в их закрытии нет. С другой — президент Киргизии заверил коллегу, что в случае выявления людей, «вредящих киргизско-турецким отношениям», против них будут приняты жёсткие меры. Кроме того, власти республики согласились сотрудничать с турецким образовательным фондом «Маариф», созданным в пику «Хизмету». Таким образом, в Киргизии могут появиться новые учебные заведения, связанные с иностранными интересами. А это ставит под большой вопрос суверенитет страны, слишком легко принимающей далеко не бескорыстные предложения дружбы.

Комментарий редакции: В момент развала СССР ставленники западного капитала трубили на весь мир о борьбе за «независимость» республик. Так, «пятая колонна» раздувала психоз на тему, что Москва якобы угнетает республики. Хотя на самом деле из Центра перетекали ресурсы на окраины — последние жили лучше центральных областей. Где здесь «угнетение»?! Но разве предателей и ненавистников нашего Отечества интересовала правда? Конечно нет. Вот и получили народы СССР «независимость». Например, Киргизия. И что теперь? На примере изложенного материала мы видим, как капитал сильных стран мира порабощает эту страну. Вчера американцы, сегодня Турция, а завтра чем дело кончится? Всё это не является случайностью. В условиях эпохи «глобализма» малые страны и народы (и не только) беззащитны. Они являются объектом внимания империалистических государств. Подобная перспектива не сулит никому ничего хорошего (за исключением узкой кучки хищников в лице «верхних десяти тысяч»). То же самое ожидает и Киргизию. 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *