По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
«Сенсация в театральном мире, — стараясь быть нейтрально сдержанным, сообщил ведущий информационной программы на главном телеканале страны. — В Московском Художественном академическом театре имени М. Горького — новое руководство…»
А ДАЛЕЕ РАЗЪЯСНЯЛОСЬ, что народная артистка СССР Татьяна Доронина теперь уже не возглавляет театр, который она создала при разломе исторически прославленного Художественного в 1987 году и которым руководила более 30 лет. Добавлю: успешно преодолевая неимоверные трудности, чинившиеся ей буквально на каждом шагу.
Кем чинившиеся? Почему? Об этом «Правда» многократно рассказывала, выступая в защиту справедливости, и потому повторяться, вороша подробности, сейчас не буду. Но факт остаётся фактом: влиятельнейшие силы в руководстве российской культуры да и всей страны с плохо скрываемой неприязнью или даже ненавистью все эти годы относились к коллективу МХАТ имени М. Горького и его лидеру.
Свидетельств тому масса. Когда рождается новый творческий коллектив, необходимый стране, естественно ждать поддержки «сверху». Так вот, «доронинский МХАТ», как его с любовью стали называть благодарные зрители, настоящей поддержки властей предержащих не получал.
Мало того, всё возможное и невозможное делалось, чтобы создать этому театру максимально негативную репутацию (в противовес, конечно, «ефремовскому», а потом «табаковскому» МХТ). Театр, который осмелилась возглавить великая русская актриса, подорвав планы разрушителей и спасая потенциал большой части труппы прежнего МХАТ, попал в невыносимые условия. Он был или окружён полной информационной блокадой, когда замалчивались даже такие выдающиеся спектакли-шедевры, как «Васса Железнова» с Татьяной Васильевной в главной роли, или, что ещё хуже, на МХАТ имени Горького направлялись потоки самой мерзкой клеветы.
Чудовищной иллюстрацией этого навсегда останется в театральной истории нашей страны публичная обструкция, организованная в 2001 году после премьеры на сцене МХАТ спектакля «Униженные и оскорблённые» по роману Достоевского. Именно организованная! Нельзя же иначе представить, чтобы два издания («Коммерсантъ» и «Независимая газета») одновременно напечатали статьи двух авторов, дословно в значительной части повторившие одна другую.
И главное — повторившие ключевой тезис, ради которого, судя по всему, они и были написаны. Охарактеризовав здание МХАТ как «одно из самых больших и знаменитых театральных зданий в центре Москвы», авторы конкретизировали свой подлый вывод: «Так не отдать ли это здание каким-нибудь умным, доходным продюсерам, чтоб ставили тут — а не у чёрта на куличках — свои мюзиклы или что-то в этом роде?»
Разумеется, чтобы мюзиклы. Как на Бродвее в Нью-Йорке. Как в Америке!!! И удивительное «совпадение»: идеей создания Театра мюзиклов в Москве был как раз одержим тогдашний министр культуры Михаил Швыдкой.
В тот момент, однако, ему не удалось отобрать здание у русского реалистического, психологического театра. С пронзительным письмом, адресованным президенту РФ, выступили, в том числе на страницах «Правды», видные деятели отечественной культуры: Валентин Распутин, Ирина Архипова, Виктор Розов и другие. Затеянное сорвалось.
Всё-таки по прошествии времени упорный Михаил Ефимович свой Театр мюзиклов открыл. В бывшем кинотеатре на Пушкинской площади. Ну а замысел об уничтожении МХАТ имени М. Горького (под видом «переформатирования») предстояло довести до финиша нынешнему министру культуры — Владимиру Ростиславовичу Мединскому. А уж кто стоит за его спиной, кто «повыше» всю эту акцию двигал, надеюсь, узнаем позднее.
Основательно старались всё продумать! Переждали два юбилея — личный Татьяны Васильевны и 120-летие МХАТ. Хотя никакой награды в связи с этим Доронина не получила (позор!). Сперва изо всех сил нажимали, чтобы она добровольно «сдала» свой коллектив. Потом изобрели «утешительный вариант»: фиктивную, на мой взгляд, должность президента общественного совета. Пускай, дескать, руководит этим советом — лишь бы не театром. Вот до чего ненавистна гражданская позиция великой актрисы и выдающегося театрального деятеля, совершившей истинный подвиг на посту руководителя МХАТ.
Зрители, всей душой любящие Татьяну Доронину по кино и по театру — а их миллионы, — буквально кипят от возмущения, выплёскивая свои чувства в интернет, в телефонные звонки, письма, которые получает и наша редакция. Кто внятно разъяснит людям, как могло такое произойти? Кто ответит за недопустимый финал многолетней травли одной из самых достойных и верных дочерей России?
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.