Николай Мусиенко. Отдать душу за обиженного человека

Николай Мусиенко. Отдать душу за обиженного человека

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».

Скорбное, усталое лицо человека, многое повидавшего и о многом в этой жизни передумавшего. Пристальный, печальный взгляд широко открытых умнейших глаз буквально приковывает к себе… Этот великолепный по мастерству портрет, созданный художником Николаем Ярошенко в 1884 году, висит сегодня в том же доме, где и был когда-то написан, — в доме писателя-демократа Глеба Ивановича Успенского. Ярошенко дружил с хозяином этого деревянного особняка, по сей день стоящего у «большой и беспокойной дороги» в деревне Сябреницы Новгородской области, не раз подолгу гостил у него и рисовал автора многочисленных очерков о крестьянской жизни, конечно, с натуры. Портрет, вышедший из-под его кисти, хорошо передаёт нравственную сущность Г.И. Успенского, который в своих произведениях не раз отмечал постоянно тревожащую его острую потребность — «идти, заступаться, жертвовать», «жить для чужих», «приносить ближнему пользу», «отдать душу за обиженного человека».

…ИЗВЕСТНОСТЬ к сыну небогатого тульского чиновника, отчисленному из Московского университета из-за того, что он не мог оплачивать учёбу, пришла в середине 1860-х годов, когда в некрасовском «Современнике» были опубликованы его первые очерки из будущей книги «Нравы Растеряевой улицы».

В своих обличениях чиновничьего и мещанского быта, хорошо знакомого ему с детства, молодой писатель был беспощадно правдив. Повсеместная нужда, отчаяние и пьянство — таковы «растеряевские нравы» в изображении Успенского.

Первым из русских писателей он вводит в отечественную литературу новый тип антигероя — это бессовестный приобретатель, наживающийся на людской нищете. И в последующих своих произведениях Глеб Иванович напряжённо размышляет о причинах, приведших народ к бедственному состоянию, о том, как и почему с помощью «презренного металла» упыри-мироеды забрали себе безграничную власть. «Единственный у нас писатель, мысль которого в отношении к России отличается всегда искренностью, свежестью, правдивостью, богатством содержания и глубиной» — так охарактеризовал Г.И. Успенского сотрудник журнала «Отечественные записки» Г.З. Елисеев — именно в этом журнале, издаваемом Николаем Алексеевичем Некрасовым, а позже Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным, вплоть до его закрытия в 1884 году Глеб Иванович Успенский был одним из самых заметных авторов.

B ноябре 1881 года писатель и его семья начинают обживать свой новый дом в новгородской деревеньке Сябреницы. «Дом куплен… В доме 8 комнат, вверху 4 и внизу…» — делится он радостью с друзьями. Именно этот просторный дом стал основным местом пребывания Успенского до конца его творческой жизни. Отсюда он уезжал в свои продолжительные путешествия по глубинной России, на Кавказ, в Сибирь, на Урал, но «отписываться» всегда с радостью возвращался домой. Как сказал однажды современник писателя и его знакомец А.М. Скабичевский, Россия для Успенского была библиотекой, в которой он постоянно рылся. Но творил он, пользуясь почерпнутым в этой библиотеке, неизменно в своём тёплом и уютном доме, где звенели детские голоса, где заправляла хозяйством его жена, бывшая учительница Александра Владимировна, где всегда было так много гостей. «В Сябреницы ездили к нему тогда, как ездят до сих пор в Ясную Поляну. Повидать Глеба Ивановича, поклониться Глебу Ивановичу, спросить у него совета, как жить и что делать…» — это строчки из воспоминаний писательницы В.В. Тимофеевой.

Не только в поездках по России, но и дома, в Сябреницах, наблюдал Успенский за крестьянской жизнью, набирал фактический материал для своих очерков. Местные жители становились прототипами героев его произведений «Петькина карьера», «Крестьянин и крестьянский труд», «Власть земли», «Грехи тяжкие», цикла очерков «Живые цифры».

Сюда же, в Сябреницы, однажды пришло из Парижа письмо от Ивана Сергеевича Тургенева: «С особенным удовольствием прочёл я Ваши этюды в «Отечественных записках»: они прекрасны, а «Мальчик, который не желает учиться» (имеется в виду очерк «Мишка» в цикле «Крестьянин и крестьянский труд». — Н.М.) — в своём роде маленький шедевр. Тут не одно знание деревенского быта, которым Вы всегда обладали, — но проникновение в самую его глубь — художественное схватывание черт и типов».

Кстати, произведения Успенского хорошо знал и не раз ссылался на них Владимир Ильич Ленин. Например, рассматривая в записях к реферату «Аграрная программа социалистов-революционеров и социал-демократов» (1903 год) воззрения Энгельса по аграрному вопросу, В.И. Ленин сравнивает их с крестьянскими очерками Успенского, в которых писатель показывает, что «психика мужика определяется не формой землевладения, а условиями производства». А дальше Ленин заключает, что эти произведения Успенского звучат «в одно слово с Энгельсом».

…После смерти Глеба Ивановича в доме продолжала жить его семья. Наследники оставили в неприкосновенности кабинет и библиотеку писателя, а в 1937 году по инициативе его дочери М.Г. Успенской-Кречинской в двух комнатах первого этажа был создан музей. Дому было суждено уцелеть в горестные дни, когда в Сябреницах хозяйничали фашисты. И до сих пор это старое здание с высоким мезонином хранит память о человеке, ставшем наряду с Некрасовым и Салтыковым-Щедриным «властителем дум» нескольких поколений читающей и думающей России.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *