По материалам публикаций на Центральном сайте КПРФ.

Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые товарищи, коллеги!

Почти 100 лет назад 10 января 1920 года прошло первое заседание Лиги Наций, международной организации, созданной для закрепления итогов Первой мировой войны. Тогда в Лигу наций вошли 44 государства, но Советскую Россию в неё не пригласили. Спустя ровно 26 лет, 10 января 1946 года, в Лондоне началась первая сессия Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций, которая пришла на смену Лиги наций. И Советский Союз был одним из создателей и лидеров ООН, и при этом не ждал никаких приглашений, ни у кого не спрашивал разрешения. Этот путь к высшему международному авторитету, к статусу мощной военно-промышленной мировой державы наша страна прошла всего за четверть века благодаря братскому союзу народов и социалистической модернизации экономики, образования, науки и системы охраны здоровья.

Мы сегодня живём в очень опасном, взрывоопасном и сложном мире. На Россию, в том числе на руководство страны, оказывается по многим линиям большое давление. Вдобавок перед нами множество внутренних проблем и противоречий. Но главная беда, которая мешает нам находить достойные ответы на внешние и внутренние вызовы эпохи — это железный занавес, который повесили между властью и большинством народа. Власть не слышит большинства, а большинство уже почти перестало понимать власть.

Согласно Конституции Россия является социальным государством, а это значит, что важнейшей целью должно быть сохранение и приумножение народа, обеспечение достойных условий жизни каждого гражданина.

В рамках отведённого времени ограничусь двумя тесно связанными проблемами и национальными проектами — это демография и здравоохранение. Напомню, что по сравнению с гибельной демографической ситуацией 1990-х и начала 2000 годов с 2007 по 2015 год была отмечена относительно положительная динамика в том плане, что рождаемость росла, смертность снижалась, и в течение трёх лет, с 2013 по 2015 годы, рождаемость даже опережала смертность. Но затем рождаемость вновь стала снижаться быстрее, чем снижалась смертность. И вот в 2016 году смертность снова выше рождаемости, а в 2017 почти на 136 тысяч.

В прошлом, 2018 году, за десять месяцев естественная убыль составила уже более 180 тысяч. Итак, менее чем за два года убыль 316 тысяч. И миграция не компенсирует эту тревожную тенденцию, она только на 56 процентов восполнила возникающий пробел в прошлом году. В целом по стране за десять месяцев 2018 года число умерших превысило число родившихся на 13,3 процента, а в 27 регионах России — в 1,5-1,9 раза. Именно такой перевес смертности над рождаемостью — в 1,5-2 раза, беспощадно давит сегодня на сельские территории от Кубани до Сибири.

Да, в целом по России эта демографическая яма как следствие 1990-х годов, но это ещё и результат того, что в течение многих лет в нашей стране разбалансированы производительные силы, нет стратегического планирования социально- экономических процессов, перекосился рынок труда, деградировала социальная сфера в селе и в малых городах. Конечно, для улучшения демографических тенденций нужны комплексные системные меры: социальные, экономические, финансовые, медицинские, психологические, воспитательные и так далее. Они должны стимулировать рождаемость и снижать смертность, но, к сожалению, мы видим, что государственная политика последних лет крайне противоречива.

С одной стороны, например, продвигается идея материнского капитала, построены хорошо оснащенные перинатальные центры, снизилась младенческая смертность, всё выше идёт медицина высоких технологий, и это прекрасно.

Но есть и другая тенденция. Вот свежий пример. Вопреки мнению медицинской общественности, в Думе продавливается позорный и вредный закон о продлении рекламы пива на телеканалах. Мало того, что, по сути, лоббируются интересы пивных компаний, принадлежащих иностранному капиталу, а главное, этот напиток, особенно при нынешнем его составе, никому здоровья не прибавляет, наоборот, по мнению многих российских учёных, расширяет ряды алкоголиков, включая молодежь и подростков-школьников, которых к пиву подталкивает именно крутая реклама.

Далее. Оптимизация сократила доступность первичной медицины. Число больниц с 2003-го уменьшилось вдвое — с 10 тысяч до 5 тысяч. Число станций скорой помощи с 2005-го сократилось почти на 1 тысячу. Число врачей уменьшилось на 35 тысяч, среднего медперсонала — на 5. Все данные к началу 2018 года. Это, конечно, не могло не сказаться на показателях смертности.

Кроме того, вразрез с настроением большинства граждан началась пенсионная реформа, которая наносит удар по рождаемости, ещё и создаст новые стрессы для работающих граждан, а стрессы, если они происходят постоянно, ведут к сокращению жизни, создают фон для ослабления иммунитета, для роста сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

Вывод, казалось бы, очевиден: в этих условиях нужны особые государственные усилия по восстановлению и укреплению системы здравоохранения. Вспомним весеннее, 2018 года, Послание Президента Российской Федерации, в нём ясно говорилось, что необходимо обеспечить финансирование здравоохранения из всех источников в течение 2019-2024 годов не менее 4 процентов ежегодно, но стремиться лучше к 5 от объема валового внутреннего продукта.

Что такое «все источники»? Это средства федерального бюджета, средства Фонда обязательного медицинского страхования и средства региональных бюджетов, но, суммируя всё, мы не видим 4 процента ни сейчас, ни в обозримом будущем, их нет в утвержденном бюджетном плане на 2019-2021 годы. В 2018 году расходы на здравоохранение составили 3,5 процента от ВВП, при этом рекомендации Всемирной организации здравоохранения говорят минимум о 6. В 2019 году в здравоохранение из всех источников будет направлено 3,6 триллиона рублей, что составляет всего опять 3,5 процента от ВВП, а в 2021-м — всего 3,4 процента.

На что конкретно не хватает? Больницам на местах не на что закупать лекарственные препараты и расходные материалы, невозможно обеспечить нормальное питание. Больше денег необходимо на регулярное обновление парка машин скорой помощи, требуется масштабное обновление медицинского оборудования в местных больницах, ведь соответствующая программа работала уже более 10 лет назад в рамках тогдашнего нацпроекта «Здоровье». Но время прошло и сейчас налицо износ и выход из строя многих электрокардиографов, аппаратов УЗИ и другого оборудования. Не растет объем на привлечение кадров в сельское здравоохранение и в малые города. Программа «Земский доктор» как была сначала в средствах Фонда ОМС, а сейчас в федеральном бюджете 5 лет назад -3,2 миллиарда, так и сейчас остается та же самая 3,2 миллиарда рублей на 2019 год и далее.

Таким образом, утвержденный совокупный бюджет здравоохранения не соответствует ни реальным социально-демографическим вызовам в стране, ни задачам, поставленным в Послании президента.

Поэтому фракция Коммунистической партии Российской Федерации настаивает — государственные расходы на здравоохранение должны быть увеличены, а, следовательно, за 3 ближайших года до 4, 5 и 6 процентов от валового внутреннего продукта. При этом найдя дополнительные средства, нужно уделить особое внимание первичному звену — селу и малым городам в системе скорой помощи. Источники и резервы есть, о них здесь много говорилось и говорилось неоднократно — это пересмотр бюджетного правила, хотя бы частичное уменьшение профицита бюджета, это прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц, это госмонополия на спирт, это справедливое распределение доходов, получаемых от эксплуатации минерально-сырьевой базы и так далее.

Коллеги, у нас еще есть время, чтобы как следует наполнить и реализовать приоритетные национальные проекты «Демография» и «Здравоохранение», от которых очень многое зависит в будущем нашего народа. Нужна политическая воля.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.