У нынешних профсоюзов нет политической воли

У нынешних профсоюзов нет политической воли

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».

Беседу вёл Владислав ГОНЧАРОВ

На вопросы «Правды» отвечает председатель Межрегионального профсоюза работников общественного транспорта, член МГК КПРФ Юрий ДАШКОВ

— Юрий Владимирович, расскажите о Межрегиональном профсоюзе работников общественного транспорта, который вы возглавляете.

— Наш профсоюз образовался из первичной профсоюзной организации депо им. Баумана в 2013 году, когда реформа общественного транспорта затронула водителей автобусов, троллейбусов и трамваев. Сначала мы были группой единомышленников из десяти работников транспорта, которые хотели решить проблемы индексации, условий работы и другие насущные вопросы. Официальный профсоюз отказался помочь нам со словами: «Справляйтесь сами, нам проблемы с начальством и Мосгортрансом не нужны!»

Тогда мы создали свой независимый профсоюз. Мы оказались под давлением начальства, нам грозили дисциплинарными взысканиями и даже увольнениями. В 2015 году меня едва не уволили. Пытались подвести под прогул, но я отстоял свои права в Останкинском суде. Я сам проступков не совершаю, работаю честно, потому что, когда борешься с несправедливостью, надо и самому не допускать нарушений в работе.

— И что было дальше, когда вас восстановили?

— Далее руководство предложило мне миллион рублей. За то, чтобы я отказался от профсоюза и уволился по собственному желанию. Я, конечно, не согласился. А в дальнейшем нашу идею о необходимости создания независимого от администрации профсоюза подхватили водители троллейбусов и автобусов. Причём не только московские, но и коллеги из других регионов. Так мы стали Межрегиональным профсоюзом работников общественного транспорта.

— Расскажите немного о себе. Как вы стали председателем профсоюза?

— В депо им. Баумана я работал с 2001 года. Так исторически сложилось, что пять трамвайных депо Москвы носили имена революционеров. Большевик Пётр Апаков известен своей партийной деятельностью в столице и участием в уличных боях с юнкерами в 1917 году. По его инициативе для боевых действий использовались бронированные трамвайные вагоны. Рабочий-трамвайщик Иван Ильич Артамонов погиб на фронте Гражданской войны. Иван Васильевич Русаков — революционер и один из руководителей большевистской ячейки московского района Сокольники. В память о нём в Москве названы не только трамвайное депо, но и улица, и набережная. Золоторожский трамвайный парк Москвы много лет носил имя Сергея Мироновича Кирова.

Наше трамвайное депо названо в честь руководителя московских большевиков во время революции 1905 года Николая Эрнестовича Баумана. Однажды он сказал: «Мой путь давно предначертан, и свернуть с него — значит предать свою совесть». Эта фраза в своё время меня очень воодушевила, и я начал заниматься защитой прав работников.

В будущем мне бы хотелось создать большой альтернативный профсоюз. Сейчас существует немало небольших независимых профсоюзов, но с ними и хозяева предприятий, и администрация всячески борются, поэтому они не могут полноценно работать. А чтобы стать сильнее, необходимо объединяться.

Председателем Межрегионального профсоюза я был избран на его учредительном собрании, куда приехали делегаты первичных организаций профсоюзов из разных городов. Большинством голосов меня избрали на пять лет.

— Какие действия вашего профсоюза вызывают у вас наибольшее удовлетворение?

— Мы занимаемся агитацией, развешиваем листовки с целью привлечения внимания к своему профсоюзу и объединению работников общественного транспорта. Однажды одного из членов профсоюза — А.А. Зобаева работодатели привлекли к дисциплинарной ответственности за развешивание листовок. Они обратились в правоохранительные органы, где описали наш профсоюз как экстремистскую организацию. Но когда полиция поняла, что мы честные работники, борющиеся за свои права, дело было закрыто. Мы обжаловали в суде и решение работодателя о дисциплинарном взыскании. Это дело тоже сумели выиграть.

Ещё был случай, когда водитель автобуса Ю.Н. Елизаров организовал свой независимый профсоюз и за это работодатель его уволил. Мы отстояли права Юрия Николаевича, суд вынес решение об оправдании и восстановлении работника. Далее Мосгортранс обжаловал дело в Мосгорсуде, но и там Елизарова оправдали. Сейчас он работает, и у него всё хорошо.

— Как ваш профсоюз защищает интересы пассажиров?

— Мы осознаём, что без тесного взаимодействия с пассажиром работникам общественного транспорта не обойтись никак. Жалобы на некомфортность поездки в транспорте идут обычно на работника, но ведь виноват-то в этом работодатель, который экономит на пассажирах, да при этом ещё сбрасывает всю вину на подчинённого. В таком случае мы призываем пассажиров, чтобы они не только работодателю жаловались, но и нам, нашему профсоюзу, чтобы мы разобрались и выяснили, кто прав, а кто виноват.

Приведу пример. Подобная ситуация возникла в Краснопресненском трамвайном депо. Оказалось, что новые вагоны трамваев, стоимость каждого из которых составляет 100 миллионов рублей, часто сходят с рельсов. Мы посмотрели, даже сняли сюжет по этому поводу. Оказалось, что вагоны были просто в плачевном состоянии, а, самое главное, пассажир, войдя в такой вагон, подвергается опасности: для него каждая такая поездка может оказаться последней.

Прошлым летом мы проводили социологический опрос среди пассажиров насчёт цен на проездные билеты. Многие из них считают приемлемой цену 15—17 рублей.

— Какие проблемы, поднимаемые профсоюзом, остаются нерешёнными? Что вас больше всего тревожит в положении сегодняшних профсоюзов в России?

— Наибольшую тревогу вызывает тот факт, что у нынешних профсоюзов нет политической воли. Это самая главная, самая тревожная проблема в трудовой жизни современного рабочего класса России, всех соотечественников, которые работают по найму. В Федеральном законе о правах, предоставляемых профсоюзам, указано, что на одном предприятии может быть неограниченное количество профсоюзов. Тем не менее работников лишают права на создание новых организаций, способных защищать их права, и загоняют в первичные структуры официального, карманного подразделения ФНПР. Порой случается даже так, что, если не вступишь в официальный, подконтрольный начальству профсоюз, тебя могут не взять на работу.

В первичные организации ФНПР обычно привлекают бесплатными путёвками. Но в последнее время для наёмного работника защита его трудовых прав становится куда важнее путёвок и прочих мелких подачек. Поэтому они готовы объединяться и бороться.

Некоторые работники не знают своих прав. Они не усвоили, что даже действующее трудовое законодательство предоставляет им определённые возможности защиты от произвола работодателя. Мы им рассказываем об этом, объясняем, как можно и нужно пользоваться своими правами. Многие, например, не знают, как писать обращение работодателям. То есть работник пишет заявление, а работодатель в ответ: «да, да, хорошо, всё будет» — и тут же забывает о своём обещании… В то же время, когда работник не прав, то мы ему на это указываем: ведь если он действительно виноват и нарушает Трудовой кодекс или другие законодательные акты, то, по справедливости, должен ответить за свой проступок.

Существует также проблема кумовства и воровства в депо и автобусных парках. Недобросовестные начальники колонн требуют взятки с работников за получение более удобного личного графика работы или за более комфортный автобус… Начальники сами создают такие условия для работников, чтобы они давали взятки. Жалоб на них приходит достаточно, но власти говорят на это: «Где факты?» Учитывая массу жалоб, можно начальника просто уволить.

Стала тенденцией проблема рокировки кадров. Возьмём для примера директора филиала Северо-Восточный А.А. Назарова. Его не раз привлекали к административной ответственности, а после этого… перевели в филиал Центральный. В итоге в Северо-Восточном филиале всё нормализовалось, а в Центральном — ухудшилось. И подобных случаев сейчас множество.

Некоторые рабочие устраивают забастовки. Для нас это вопрос непростой. Дело в том, что от забастовки пострадают, в первую очередь, пассажиры.

— Организованность и пролетарская солидарность — главное оружие в борьбе с угнетателями. С какими профсоюзными организациями и объединениями у вашего профсоюза установились товарищеские отношения?

— В рамках солидарности поддерживаем отношения с профсоюзами «Шереметьево», ВИМ-Авиа, с профсоюзом трудящихся-мигрантов. Недавно с нами начали сотрудничество Федерация работников ЛНР, работники Липецка, Санкт-Петербурга. Заявили о своей готовности присоединиться к Межрегиональному профсоюзу работников общественного транспорта красноярские коллеги.

— Есть ли у вашего профсоюза опыт сотрудничества с зарубежными профсоюзными организациями и объединениями?

— Сейчас мы целенаправленно таких союзов не ищем, но готовы к диалогу. Не ищем по той причине, что нам не хватает на это средств и возможностей. Мы не можем, например, поехать во Францию и обменяться опытом с местными работниками транспорта, потому что мы существуем лишь за счёт членских взносов. Деньги с них идут на покупку канцелярских товаров, бумаги, на изготовление листовок. Платить зарплату и арендовать помещения мы не можем. Поэтому основная проблема нашей организации — это отсутствие финансирования. Такой серьёзной работой тяжело заниматься как хобби.

— Как ваш профсоюз взаимодействует со структурами КПРФ?

— На протяжении четырёх лет нам очень помогают организации КПРФ. Компартия нам никогда не отказывала в помощи, и я надеюсь, что она поможет нам в построении конструктивного диалога со столичной мэрией. Нас поддерживают Председатель ЦК партии Г.А. Зюганов, депутаты Госдумы от КПРФ Денис Парфёнов и Валерий Рашкин. С их помощью мы проводили встречи со своими коллегами в регионах и создавали местные первичные организации нашего профсоюза.

К тому же я — помощник депутата Мосгордумы Н.Г. Зубрилина, недавно избранного секретарём Московского горкома КПРФ. В его приёмной мы проводим встречи с работниками транспорта, пассажирами, потому что работодатель нам помещение не выделяет, хотя это положено по закону.

— Расскажите о товарищах по профсоюзу, которые активно проявляют себя в защите интересов работников наёмного труда.

— У нас много активистов. Это водители автобусов филиала Северо-Восточный А.С. Семиков и Ю.Н. Елизаров, они оба совмещают деятельность в профсоюзе с непосредственной работой на транспорте. Это — водитель Краснопресненского трамвайного депо Светлана Даниленко, водитель автобуса филиала Западный Евгений Кузнецов. У нас много активных товарищей, но им, как и профсоюзу в целом, необходима поддержка.

Мы занимаемся изготовлением агитационных листовок, развешиваем их, у нас также есть официальный сайт и канал на Youtube. Мы стремимся к тому, чтобы члены нашей организации могли заниматься непосредственно профсоюзной работой в каждодневном режиме, но для этого нужны деньги, чтобы платить зарплату. Членских взносов недостаточно.

Комментарий редакции: Разумеется, наивно ожидать от «официальных» профсоюзов реальных действий, направленных на защиту прав трудящихся. ФНПР давно координируется властью и капиталом. Соответственно, их деятельность нацелена на слив протестного движения, на то, чтобы направить его в безопасное для олигархии русло. В связи с этим во весь рост встаёт задача необходимости укрепления подлинных профсоюзов, не связанных с эксплуататорскими кругами. Несомненно, МПРОТ относится к таковым. Их борьба за защиту интересов простых работников московского транспорта действительно доказывает, что в России есть организации, готовые бороться против произвола правящего класса. В то же надо иметь ввиду, что без перехода к социализму нереально добиться снятия удавки с шее рабочего класса. Поэтому важно ориентироваться на Компартию как на единственную политическую силу, ставящую вопрос об обобществлении средств производства, о власти трудового народа. 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

3 thoughts on “У нынешних профсоюзов нет политической воли

  1. Да ну, работников никто не лишает никакого права. Судя по нашим людям, мало кому реально хочется что-то делать, говорить да, многие готовы, но не делать. А ФНПР все же сильная организация, и реально работющая

  2. то есть за все четыре года профсоюз все, что сделал — развешивал листовки? и защищал наказанных за развешивание листовок. офигительно, чо, пользы от такого профсоюза как от йоркширского терьера. особенно смешно на это фоне рассказывать, что не такие как ФНПР. конечно не такие, те работают, колдоговор вон заключают как минимум

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *