Алёна Еркина. «Мы не хотим быть рабами»

Алёна Еркина. «Мы не хотим быть рабами»

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».

В конце августа «Правда» писала о рабочих Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Автомобильные дороги», объявивших голодовку в связи с многочисленными нарушениями трудового законодательства на предприятии («Рабочих вынудили голодать», №91 от 24—27 августа 2018 года). В протестной акции участвовали шесть водителей автоколонны №3 (А. Лушечкин, М. Куриленко, С. Новиков, Г. Новиков, М. Гатцуков, Е. Громов) и четыре работника из службы перемещения транспортных средств (СПТС): С. Щербаков, А. Миронов, С. Рябов, С. Бабахов. Все они являются членами комитета первичной организации независимого Российского профсоюза работников (учащихся) учреждений образования и культуры, государственных, муниципальных и некоммерческих организаций, коммунального хозяйства, торговли (РПРиУ), входящего в Союз профсоюзов России (СПР).

ИТОГ ГОЛОДОВКИ, продолжавшейся с 17 августа по 2 сентября, таков: 22 августа водители автоколонны №3 были уволены за «прогул», а в комплексе СПТС лишился работы начальник автоколонны №1 С. Щербаков; водителя спецтехники А. Миронова вынудили написать заявление по «собственному желанию», два выговора уже получил С. Бабахов, Сергей Рябов пока «заработал» один выговор. Рябов и Щербаков трудились на предприятии более 10 лет и получали грамоты за добросовестный труд, но сейчас «вдруг» оказались злостными нарушителями трудовой дисциплины.

Рабочие подали судебные иски о восстановлении на работе, взыскании зарплаты за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. Однако первая инстанция — Савёловский районный суд — в конце ноября отказала им в удовлетворении иска. Но члены профсоюза уверены: борьба только начинается.

«И она будет не напрасной, — говорит председатель профсоюзной ячейки уволенный водитель Алексей Лушечкин. — Речь уже идёт не столько о нас самих, о наших судьбах, сколько о сломе той системы, которая царит в этой организации и в целом в системе ЖКХ Москвы. Потому что те работяги, что приезжают в Москву со всей России и устраиваются в ГБУ «Автомобильные дороги», должны понять: терпеть такое отношение к себе со стороны работодателей нельзя, за свои права нужно бороться. Мы не хотим быть рабами. Конечно, многие боятся увольнений, «чёрных меток» в трудовой книжке, и поэтому терпят подобное отношение. Ведь сегодня в наших «Автомобильных дорогах» в основном трудятся иногородние: в регионах, как известно, работу с более-менее приличной оплатой, позволяющей прокормить семьи, найти очень сложно.

Мы уверены: во время сильных снегопадов опять начнётся та же история, что и прошлой зимой. Повторюсь: дело не в наших амбициях. Мы понимаем, что перебороть систему трудно. Нас пытаются выставить в неприглядном свете: мол, и прогульщики, и бузотёры, да ещё, мол, втихую подрабатываем на служебном транспорте (хотя при этом никаких доказательств ни разу не было предъявлено). Но сдаваться мы не намерены. Цель: достучаться до остальных работников, показать пример борьбы, рассказать общественности о тех проблемах, которые охватили сферу ЖКХ. Мы уже подали 14 исков против ГБУ «Автомобильные дороги», касающихся не только увольнений, но и несоблюдения трудовых прав. Мы будем продолжать доказывать свою правоту в судах и дальше».

Это не первый протест водителей: в апреле 2018 года они уже объявляли голодовку. Одной из основных причин, подтолкнувших их к такому шагу, стало принуждение, можно сказать, к круглосуточной работе во время ликвидации последствий снегопадов в начале прошлого года. Как рассказал А. Лушечкин, после того как они стали задавать вопросы по поводу соблюдения трудового законодательства, в феврале их перестали привлекать к подобной работе, выплачивая только голый оклад, без надбавок. Это — 17642 рубля. По мнению Лушечкина, их выдавливали с предприятия: мол, «бунтари» не выдержат и сами уволятся. Но не тут-то было. Рабочие упёрлись.

В конце февраля 2018 года 51 работник автоколонны №3 написал заявление в прокуратуру о невыносимых условиях труда и быта. Люди работали, можно сказать, сутками: в пять часов утра усталые возвращались со смены, а в 10 утра их опять заставляли выходить на линию. Помимо этого, в общежитии тогда не было горячей воды. Когда все методы взаимодействия с руководством были исчерпаны, рабочие объявили голодовку.

Кроме того, водители жаловались на то, что в трудовых договорах не указаны режим труда и отдыха, размер и метод расчёта оплаты труда, размеры премирования и порядок начисления всех частей заработной платы. Правда, в договоре имелась ссылка, что эта информация содержится в других локальных актах работодателя. Но, несмотря на письменные запросы как от имени профсоюза, так и лично от работников предоставить копии документов, связанных с осуществлением трудовой деятельности (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, должностные инструкции, инструкции по охране труда и прочее), их получить ни разу не удалось. А в трудовом договоре указан лишь оклад (17642 рубля), но о том, каким образом начислялись надбавки, работники не были информированы.

Претензии у водителей были и к тому, что не вёлся учёт рабочего времени, не предоставлялся график работ, выходы на работу в выходные и праздничные дни дополнительно не оплачивались, хотя этого требует законодательство, нарушались предусмотренные официальными нормами санитарно-бытовые условия (проживание по 8 человек в 17-метровой комнате, то есть на каждого приходится около 2 квадратных метров жилой площади, отсутствие системы вентиляции). Были и другие претензии.

После апрельской голодовки руководство устранило ряд нарушений, но коренных изменений на предприятии не произошло.

Рабочие продолжили задавать вопросы руководству, а в августе вторично объявили голодовку. Такая активность, естественно, пришлась не по вкусу работодателю: вдруг «бунт» охватит весь коллектив? Тем более что Алексей Лушечкин являлся доверенным лицом кандидата в мэры Москвы от КПРФ, а к протестовавшим приезжал депутат Госдумы коммунист Валерий Рашкин. Администрация стала искать повод уволить смутьянов.

В СУДЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ГБУ «Автомобильные дороги» настаивали на том, что 20 августа голодавшие совершили прогул, выражающийся в «отсутствии на рабочем месте в течение более четырёх часов подряд без уважительной причины» в период с 12.45 до 17.00. Но уволенные уверяли, что в тот день до окончания рабочего времени территорию предприятия они не покидали.

Как же так получилось, что начальники в течение более четырёх часов не могли найти своих подчинённых? Или, быть может, они и не старались найти?

Рабочий день водителя автоколонны №3 в ГБУ «Автомобильные дороги» строится следующим образом. Утром работник получает путевой лист — основной документ, служащий для учёта и контроля работы транспорта и водителя. После прохождения предрейсового осмотра он убывает на задание по наряду (заметьте: рабочий день в этом случае составляет 11 часов). В случае если в путевом листе ставится отметка «без выезда», он остаётся на территории предприятия в так называемом резерве (рабочий день тогда начинается в 9.00 и заканчивается в 17.00). «Безвыездной» водитель нужен на случай, если возникнет необходимость в дополнительных нарядах.

С момента начала голодовки всех шестерых протестовавших оставляли «в резерве». Чем в это время могут заниматься работники и где находиться? Либо в административном здании в так называемой комнате отдыха и ожидания, либо у закреплённых за ними автомобилей, то есть у своего непосредственного рабочего места, проводя их осмотр, уборку, другие манипуляции, связанные с обслуживанием транспортного средства. В частности, именно этим 20 августа какую-то часть времени занимались голодавшие. Далее, они, ни от кого не скрываясь, перемещались по территории предприятия, надо сказать, довольно обширной.

Ни в правилах внутреннего распорядка, ни в трудовом договоре, ни в иных документах не указано, что работник ГБУ «Автомобильные дороги», в случае нахождения в резерве, обязан неотлучно находиться только в комнате отдыха, рабочим местом в дни резерва считается вся территория предприятия. К тому же в комнате отдыха температура зачастую превышала 32 градуса. Естественно, что водители часто предпочитали быть на территории предприятия.

Ни для кого не станет большим открытием, что в случае необходимости быстро найти работника используется такое изобретение человечества, как телефон. На суде водители, вызванные в качестве свидетелей со стороны ГБУ «Автомобильные дороги», подтвердили, что с каждым из них тот же механик обычно связывался по каким-то производственным вопросам именно по сотовому телефону. Однако в случае с нашими героями всё пошло не так. 20 августа никаких телефонных звонков на номера голодавших от диспетчеров, логистиков, механика или начальства не поступало, что подтверждается данными распечатки входящих вызовов с телефонов уволенных.

Далее выяснилось совсем интересное: в служебной записке, написанной заместителем начальника автоколонны №3 Антоном Салуховым, говорится о том, что якобы отсутствие водителей привело к срыву некоего ответственного задания. Но при этом в путевом листе никаких отметок о том, что задание не выполнено, нет. А ведь такие записи делаются в обязательном порядке. При этом авторы иска о восстановлении на работе отмечали такой факт: практически сразу после начала голодовки по распоряжению руководства с их автомобилей были сняты аккумуляторы. Иначе говоря, они были выведены из строя.

Дальше — больше. В суде установлено: акт об отсутствии на рабочем месте, подписанный механиком Владимиром Безруковым, сотрудниками Мариной Тютриной и Димитрием Михайловым, вообще составлен по принципу «одна бабка сказала». Никто из подписантов не смог толком пояснить, каким именно образом было зафиксировано отсутствие шестерых водителей на рабочем месте с 12 часов 45 минут. Эта загадка так и осталась неразгаданной, ибо и Тютрина, и Михайлов лично подтвердили, что акт об отсутствии на рабочем месте они подписали, …не проводя никаких проверок. На суде они сказали: об отсутствии голодавших на рабочем месте лично они не знали и подтвердить факт прогула не могут.

Д. Михайлов отметил, что узнал о том, что шестерых голодавших якобы не было на территории предприятия с 12.45 до 17.00 уже после 17.00 от Салухова и Безрукова, пришедших к нему с актом об отсутствии работника на рабочем месте. Получив распоряжение Салухова, Михайлов, не сомневаясь ни на минуту, поставил свою подпись под документом, на основании которого шестерых работников впоследствии уволили. Сам Антон Салухов также подтвердил, что лично отсутствие или присутствие уволенных работников на рабочем месте не проверял, об отсутствии ему сказал механик Безруков.

Уволенные рабочие отмечают: объяснения представителей «Автомобильных дорог» о том, как их искали, по меньшей мере, выглядят странно. Мол, сначала их искал механик Безруков (зашёл в комнату отдыха в административное здание), но после того как охранники и «некие водители» заявили, что рабочие ушли (в ГБУ документально уход и приход никак не фиксируется, электронные пропуска отсутствуют), поиски… прекратились. Самый простой вариант — позвонить «пропавшим», видимо, оказался слишком сложен, чтобы воплощать его в жизнь. Особенно когда была цель избавиться от защитников своих трудовых и социальных прав!

Кроме того, приказ об увольнении вышел до истечения срока (а по закону это два дня), данного работникам для объяснений своего отсутствия на рабочем месте. В конце рабочего дня 20 августа «прогул» обнаружили, а в первой половине дня 22 августа приказ об увольнении был уже подписан. Господа торопились избавиться от непокорных рабочих, не желающих терпеть издевательское отношение и громко заявивших о нарушении своих прав. После этого, даже не позволив сдать, как положено, закреплённые за ними автомобили и забрать личные вещи, их силой выдворили с территории предприятия.

Кстати сказать, нарушения трудовых прав, о которых заявляли голодавшие, подтвердила комиссия департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы. 17 августа водители в связи с регулярными нарушениями законодательства направили в мэрию Москвы и городскую прокуратуру заявления о целесообразности проведения проверки и привлечения работодателя к ответственности за нарушения Трудового кодекса. Поскольку голодовка привлекла к «Автомобильным дорогам» внимание общественности и СМИ, то комиссия департамента ЖКХ подготовила отчёт о выполнении плана мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки условий работы. Об этом сообщил в своём ответе на обращение председателя Совета РПРиУ Сергея Храмова исполняющий обязанности руководителя департамента А.М. Самсонов.

В нём, в частности, говорится, что после проверки составлен, утверждён и доведён до сведения работников график сменности водителей, в структурных подразделениях назначены ответственные за составление графиков сменности и ознакомление с ними водителей; в путевых листах ведётся точный учёт отработанного времени в соответствии с действующим законодательством, указываются фактически отработанные часы; в табеле учёта рабочего времени водителей указывается количество фактически отработанных часов, включая часы, отработанные в выходные, праздничные дни, сверхурочно и в ночное время; соблюдается режим работы и отдыха водителей; работники привлекаются к сверхурочной работе с их письменного согласия, издаются приказы, ведётся точный учёт продолжительности сверхурочной работы и т.д. То есть прямым текстом говорится: да, ничего из этого не выполнялось, нарушения, против которых выступал профсоюз, имели место. Всё так.

Но люди, открыто заявившие обо всех этих нарушениях, уволены. Увольнение лишило семьи рабочих, в том числе многодетные, средств к существованию. Рабочие получили «чёрную метку» в трудовых книжках. Савёловский суд, вопреки установленным им фактам и существующим законам, стал на сторону работодателя, в иске уволенным рабочим он отказал. Мол, работодатель не обязан заниматься поисками своих подчинённых, да, рабочее место локально-нормативными актами не определено, но работники должны находиться в зоне контроля работодателя. Какой правовой цинизм!

Кстати, ещё один штрих: даже после окончания рабочего времени (!) трудящиеся не имеют права без разрешения покидать территорию предприятия. Как признаются члены профсоюза, подобное отношение давно стало напоминать им рабовладельческий строй.

Уволенные водители твёрдо намерены продолжать борьбу за своё восстановление на работе.

Комментарий редакции: Как бы капиталисты не оказывали давление на рабочих, это не означает, что надо сидеть, сложа руки. Ни в коем случае. Если рабочий класс, объединившись, будет последовательно бороться против угнетения и будет действовать решительно, то итоги обязательно будут. Вспомните, благодаря чему работникам хлебозавода Черкизово удалось добиться выплаты заработной платы в декабре прошлого года. Этому способствовали солидарные действия трудового коллектива, поддержанного депутатами-коммунистами. Поэтому мы полностью солидарны с рабочими ГБУ «Автомобильные дороги» и призываем их не отступать, несмотря ни на что. Рано или поздно плоды борьбы с грабителями народа обязательно появятся. 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *