Экология района Северное Медведково в последние годы испытывает очень высокую нагрузку. Уплотнительная застройка на месте бывших пятиэтажек. Жилищное строительство от группы компаний «ПИК» на территории бывшей, уже по сути, промзоны на ул. Полярная. Мусоросортировочная деятельность на Полярном проезде и т.д. и т.п. Общегородские проблемы (антигололёдный реагент, уничтожающий всё живое; выкос под «ноль» зелёных лужаек и газонов и др.) экологии района плюсов не добавляют.  

Проблему усугубляет также искусственно созданная в районе дорожно-транспортная проблема. Вместо развития современного и доступного для большинства жителей гаражного строительства в границах существующих или ещё недавно существовавших площадок (например, на ул. Сухонская, Широкой, Молодцова и Тихомирова, пр. Шокальского), происходит развитие зон т.н. «платной парковки» (по сути узаконенного грабежа). При прямом участии местных муниципальных депутатов практически все дворы превращены в гетто – перегорожены шлагбаумами и проехать к районным объектам социальной инфраструктуры (поликлиники, школы и т.п.) зачастую крайне затруднительно. Не говоря уже о многократно завышенной стоимости установки и эксплуатации этих шлагбаумов. Например, за оснащение 4 шлагбаумами дома на Заревом проезде, в котором размещается «Дом книги» с жильцов содрали (иначе не назовёшь) 1,2 млн. руб. И несмотря на все эти «меры» по улучшению дорожной обстановки поток припаркованных везде где только можно (но не платных участках) автомобилей в районе только растёт.

В условиях понижения платёжеспособности населения вследствие перекладывания большей части социальных обязательств государства на плечи граждан, всё это ведёт к ухудшению условий проживания в Москве вообще, и в районе Северное Медведково – в частности.

Практические перед самым Новым годом, жителей Медведково городские и районные власти порадовали очередным «подарочком».

На этот раз, речь идёт про строительство транспортно-пересадочного узла (ТПУ) в районе метро Медведково (перекрёсток и прилегающие территории улиц Грекова и Широкая). Следует отметить, что ещё в мае-июне 2016 года, мы дважды обращались при посредстве депутата Мосгордумы Н.Г. Зубрилина в Москомархитектуру с просьбой подтвердить или опровергнуть появившуюся информацию о возможном строительстве ТПУ и его границах. Информация о строительстве была подтверждена. Однако возможные границы ТПУ чиновники тогда скрыли.

Теперь же каждый желающий может увидеть, что границы этого ТПУ пройдут в непосредственной близости от жилых домов по ул. Грекова и Широкая. Для этого достаточно зайти на официальный сайт управы Северное Медведково и там, в разделе «Публичные слушания» ознакомиться с пояснительной запиской к проекту строительства ТПУ.

Судя по размещённым на указанном сайте материалам, одними из ключевых целей создания ТПУ являются (и это прямо задекларировано в пояснительной записке):

  • создание дополнительных площадей для размещения коммерческих объектов, востребованных пассажирами во время пересадки;
  • капитализация территорий, расположенных в зоне влияния ТПУ, и повышение привлекательности их инвестиционного освоения.

Конечно, инициаторы проекта уверяют, что делается всё это во благо жителей. Дескать – необходимо создать максимально комфортные условия для пассажиров, пользующихся станцией метро Медведково. Но вот, по странному стечению обстоятельств основными объектами капитального строительства в рамках этого проекта являются именно коммерческие, а не социальные объекты: многоуровневый паркинг на 280 машиномест, две перехватывающие парковки на 247 машиномест и 3-этажный медицинский центр, а также – автомойки и автосервисы.

В качестве основных проблем, обусловивших строительство ТПУ, разработчики проекта выделили следующие:

  • неоптимальное размещение остановочных пунктов по локальным и областным направлениям;
  • малоэффективное использование территории;
  • неупорядоченность пешеходных потоков при пересадке с одного вида транспорта на другой.

Мы выделили «малоэффективное использование территории» неспроста – ведь все перечисленные выше коммерческие объекты капитального строительства не имеют никакого отношения к двум другим проблемам.

Следует отметить, что общественные слушания по этому проекту, затрагивающему интересы тысяч жителей района, осуществлялись в обстановке, которую вряд ли можно назвать демократической. Широкое оповещение жителей района (например, посредством расклейки объявлений) об их проведении и ознакомлении с материалами проекта в период с 26 ноября по 04 декабря не проводилось. Инициативные группы района и жители района, известные своей общественной активностью и готовностью при необходимости оппонировать «решениям сверху», контакты которых имеются и у районных властей, и у местных депутатов о проведении этих слушаний не информировались. Экспозиция с материалами проекта была доступна только в рабочее время (в вечерние часы и в выходные дни экспозиция не работала).

В результате проведённых общественных слушаний, судя по размещённому на том же сайте управы Северное Медведково протоколу, всего было подано 883 замечания и предложения. Несмотря на такое казалось бы активное участие жителей района в обсуждении важного вопроса, абсолютное число комментариев было крайне скупо: «За ТПУ», «За проект», «С проектом согласен».

Оставшуюся часть комментариев составляли следующие также однотипные высказывания: «Прошу оставить земельный участок принадлежащий «Рапира ХХI» и здание к нему принадлежащее», «Прошу оставить ТЦ по улице Грекова 3ж, для сохранения рабочих мест», «Согласен со строительством ТПУ с сохранением торгового центра».

И лишь единичные комментарии свидетельствовали о том, что всё-таки на экспозицию каким-то чудом сумели прорваться жители, реально ознакомившиеся с пояснительной запиской проекта, и понимающие чем в действительности грозит жителям района его реализация. Комментарии и вопросы этих единиц гораздо больше по объёму, чем указанные выше. Они свидетельствуют о том, что граждане взяли на себя труд, не только прийти на слушания в рабочее время, но и соответствующим образом подготовиться.

Совершенно справедливо, например, отмечается то, что для упорядочения потоков из Московской области, возможно, перенести существующие у метро Медведково остановки пригородных автобусов в район Осташковского шоссе, где для этих целей имеется достаточно много места на удалении от жилой застройки.

Граждане, возмущённые сокращениями врачей и специалистов в близлежащей бывшей поликлинике №153, рекомендовали вместо строительства платного медицинского центра, реально улучшить ситуацию с доступным большинству населения района медицинским обслуживанием.

Другой житель указал на то, что с учётом существующих границ, в которых планируется разместить ТПУ, совершенно очевидны дорожные затруднения с проездом по достаточно узкой улице Грекова и, в особенности – с заездом и выездом на территорию паркингов. Заслуживают пристального внимания и комментарии о планирующемся в самом ближайшем будущем строительстве станции метро в районе подмосковных Мытищ. В этом случае целесообразность строительства ТПУ с растратой на этот проект значительных средств городского бюджета вообще не обоснована.

К сожалению, ответы на эти вопросы, изложенные в заключении по результатам проведённых общественных слушаний (на их основании проект был в целом одобрен) показывают, что альтернативные варианты решения проблемы организации дорожного движения в районе станции метро Медведково проработаны недостаточно. Иначе, как ещё объяснить, что разработчики проекта не уделили внимания рассмотрению вопроса организации автобусных остановок на пустующих платных парковочных «карманах» ул. Широкая вблизи северного вестибюля станции метро Медведково. Улица Грекова действительно является достаточно узкой. Концентрация здесь городского общественного транспорта, даже при условии некоторого расширения отдельных её участков за счёт прилегающих территорий и улучшения навигации не решит проблемы растущего в связи с расширением жилищного строительства в близлежащих районах Москвы и Московской области дорожного потока. Совершенно очевидно, что такую задачу нужно решать не узко, а комплексно и с тщательной проектной проработкой альтернативных вариантов.

Непонятно и зачем организовывать платный медицинский центр прямо напротив городского бюджетного медицинского учреждения – бывшей поликлиники № 153. Напрашивается только один ответ – с целью большей переориентации местного населения на платные медицинские услуги. Тема сокращения медицинского персонала в бывшей поликлинике № 153, вывода из неё современного оборудования и даже целых кабинетов уже неоднократно становилась темой протестных акций с участием жителей района (https://msk.kprf.ru/2017/07/13/29017/, https://msk.kprf.ru/2017/07/16/29117/, https://msk.kprf.ru/2017/11/04/33212/ и др.). Однако видимо, городские власти, без одобрения которых реализация такого проекта невозможна, проблема доступной и качественной медицины для большинства населения района Северное Медведково волнует меньше всего.

Безусловно, существующие сейчас у северного вестибюля метро  Медведково паркинги не удовлетворяют ни с точки зрения стоимости, ни с точки зрения вместимости. За 5 часов (а меньше просто нельзя оплатить) автомобилисты вынуждены сейчас платить 100 руб. В летнее время эти паркинги полупустые, однако в зимний период почти все места здесь заняты. Конечно, перехватывающие парковки нужны (в особенности в условиях постоянно и экономически необоснованно растущих цен на бензин). Но это должны быть объекты не коммерческого, а социального назначения. Ведь они изначально и задумывались как средство для борьбы с пробками в городе. Для получения места на них, достаточно было предъявить билет на общественный транспорт. Увы, это оказалось только в теории. Современные перехватывающие парковки в Москве – это именно объекты коммерческого назначения. Ну а раз так, то они не должны наступать на законные права граждан и нарушать их конституционное право на благоприятную окружающую среду.

В районе пока ещё имеются места, находящиеся в шаговой доступности от станции метро Медведково, но не загораживающие вид из окон жилых домов гражданам, которые и так уже живут почти как на вокзале. Если городские власти решили активно осваивать жилую территорию, то сначала надо бы вывести отсюда жилые объекты – т.е. расселить граждан в нормальные квартиры. В квартиры, где из окон вид на зелёные насаждения, скверы или хотя бы просто жилые дома с невысокой этажностью застройки, а не помойка, многоярусный гараж, автомойка и т.п. Вот об этом (об интересах жителей района) следует подумать в первую очередь городским властям и тем, кто «повышает инвестиционную привлекательность» земли нашего района!

Ефимов Александр,

кандидат биологических наук,

житель района Северное Медведково

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Поделиться в социальных сетях: