Елена Морозова. Злополучная «Кармен», или Ледовые сенсации «Минск-Арены»

Елена Морозова. Злополучная «Кармен», или Ледовые сенсации «Минск-Арены»

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».

Ещё святой Франциск Ассизский говорил: подлинная радость возникает, когда человек смиряется с неизбежным и находит силы изменить то, что в его власти. Пожалуй, только при столь мудром философском подходе можно спокойно, без эмоций оценить итоги завершившегося в Минске 111-го первенства Европы по фигурному катанию, где российские мастера выиграли 6 наград из 12: «золото», четыре «серебра» и «бронзу».

ДЛЯ ЛЮБОЙ ДРУГОЙ СТРАНЫ подобный показатель считался бы пределом мечтаний. Однако для нас он, скорее, повод задуматься над перспективами, поскольку иное призовое место — отнюдь не подарок Фортуны, а звонкая пощёчина. Кроме того, половину медалей в столице Белоруссии завоевали совсем не те, на кого делались главные ставки: налицо явная психологическая нестабильность номинальных «предводителей» сборной РФ, не сумевших справиться с нервами и добиться успеха на не слишком представительном турнире. А ведь до мартовского мирового смотра в японской Сайтаме, где выступят настоящие «акулы льда», осталось всего полтора месяца.

В числе главных неудач россиян — утрата лидерства в парном катании, в котором наши виртуозы не знали поражений с 2012 года. Конец многолетнему доминированию отечественных спортсменов положили Ванесса Джеймс — Морган Сипре, принёсшие Франции «золото» чемпионата Старого Света впервые с 1932-го. С сожалением приходится констатировать: результат российско-французского противостояния, начавшегося в этом сезоне с проигрыша Евгении Тарасовой — Владимира Морозова в финале серии Гран-при в Ванкувере, продолжает складываться не в нашу пользу. Причём переломить ситуацию первому номеру российской команды не помогло даже экстренное возвращение к прошлогодней короткой программе под музыку фортепианного концерта Рахманинова. Смена «декораций» не избавила партнёршу от систематических ошибок на параллельных прыжках, не позволивших дуэту защитить титул сильнейших.

Горькую пилюлю разочарований несколько подсластили неожиданная «бронза» вчерашних юниоров Александры Бойковой — Дмитрия Козловского, а также неплохое выступление ещё одних дебютантов соревнований, Дарьи Павлюченко и Дениса Ходыкина, замкнувших пятёрку лучших.

Кстати, медальный расклад, предсказанный экспертами до начала турнира на «Минск-Арене», полностью не оправдался ни в одной из дисциплин, а в некоторых вообще не имел ничего общего с авторитетными прогнозами.

Так, в состязаниях девушек априори большой интриги не предвиделось: европейское женское одиночное катание уже давно находится в кризисе, ярких фигуристок, способных конкурировать с россиянками, пока не наблюдается. Начиная с 2013-го на пьедестал поднимались лишь представительницы нашей страны и знаменитая Каролина Костнер, да и то в последние два сезона итальянке, честно говоря, давали «бронзу» скорее за былые заслуги и спортивное долголетие. Но в Белоруссию вследствие травмы не приехала даже она, а посему вопрос, казалось бы, заключался лишь в том, как отечественные феи льда распределят награды между собой. Однако ожидавшийся заурядный водевиль на деле обернулся драмой с не самым счастливым финалом.

Для начала 18-летняя Станислава Константинова, де-юре лидер сборной по итогам национального первенства, в очередной раз подтвердила старую истину фигурного катания: короткой программой нельзя одержать победу на соревнованиях в целом, зато можно её упустить. Потенциальная претендентка на верхние ступеньки пьедестала полностью провалила обязательный номер, оставшись без двух элементов, и сразу отлетела на одиннадцатое место, с которого даже после превосходного произвольного выступления не смогла взобраться выше суммарного четвёртого.

Впрочем, главную сенсацию со знаком минус преподнесла даже не Константинова, а олимпийская чемпионка Алина Загитова, являвшаяся в Минске безоговорочной фавориткой. После успеха в короткой программе, правда не слишком убедительного (минус пять баллов от своего лучшего достижения в сезоне), именитой спортсменке для подтверждения статуса сильнейшей фигуристки Старого Света просто требовалось более-менее чисто откатать произвольную. Но после целого ряда серьёзных ошибок (падения и степ-аутов), вызванных недокрутами прыжков, чего за Алиной раньше не водилось, 16-летняя героиня Пхёнчхана чудом — благодаря высочайшим оценкам за компоненты — удержалась на второй позиции в общем зачёте.

Ну а заветную вершину нежданно-негаданно покорила наша дебютантка — 16-летняя заводная озорница Софья Самодурова, которой прочили максимум «бронзу», в конце концов доставшуюся финке Вивеке Линдфорс.

Что ж, ежегодная смена россиянок на европейском троне, начавшаяся в 2014-м триумфом Юлии Липницкой и ненадолго приостановленная Евгенией Медведевой, выигравшей соревнования два раза подряд, продолжается. Впрочем, основной итог минских состязаний — не столько распределение мест между нашими умницами-красавицами, сколько то, как оно повлияет на дальнейшую судьбу девушек. Ещё в конце декабря по следам первенства страны в Саранске Федерация фигурного катания РФ заявила о намерении пересмотреть состав женской команды после чемпионата Старого Света. Очевидно, что явной кандидаткой на вылет становится Станислава Константинова. Отправить в Сайтаму бесспорно талантливую, но эмоционально неустойчивую спортсменку — риск не просто упустить медаль, но и потерять квоту для сборной. Тем более что в первых рядах жаждущих выйти на замену значатся двукратная победительница мирового турнира Евгения Медведева и обладательница «бронзы» недавнего финала Гран-при Елизавета Туктамышева, по болезни пропустившая саранский отбор.

Между тем остросюжетным оказался не только дамский, но и мужской турнир, развязка которого оставалась загадкой до самого конца. Естественно, поклонники «ускользающей красоты» с нетерпением ждали прощальной корриды от выдающегося испанца Хавьера Фернандеса. И хотя 27-летний главный «бык» Старого Света, исчезнувший с ледовой арены сразу после завоевания «бронзы» на Играх-2018, по слухам, был уже вовсе не так грозен, как раньше, его шансы одолеть российских горе-тореадоров оценивались чрезвычайно высоко.

Однако в короткой программе всё пошло вопреки стандартному сценарию. Михаил Коляда и Александр Самарин, решив, видимо, показать, что «судьба ласкает молодых и рьяных», повергли публику в изумление практически чистыми прокатами своих технически сложных номеров. Коляда, вознёсшийся на вершину турнирной таблицы, первым из отечественных фигуристов даже умудрился преодолеть планку в 100 баллов по новой системе судейства. Пристроившийся вслед за ним Самарин отстал на 8 очков, но на 0,13 балла опередил легендарного Фернандеса, занявшего промежуточное третье место. На пятой строчке с реальной возможностью попасть в призёры обосновался Максим Ковтун.

Но рано радовались те, кто вообразил, будто испанский Акела промахнулся и его финальную серенаду заглушат бурные овации в честь более удачливых соперников из России. В произвольной программе всё вернулось на круги своя. Ковтун, новый старый лидер команды, сорвал абсолютно весь прыжковый набор и финишировал четырнадцатым, а Коляда, трижды распластавшийся по льду и получивший в результате одного из падений травму левой руки, съехал на пятую строчку. И только Александр Самарин, как настоящий мужчина отчаянно боровшийся за каждый элемент, бросил вызов Хавьеру Великолепному и чуть-чуть уступил ему в битве за «золото». Трио медалистов дополнил итальянец Маттео Риццо.

Итак, Фернандес завершил свою долгую блистательную карьеру в ранге семикратного чемпиона Европы, повторив рекорд гениального Евгения Плющенко и доказав, что старый конь борозды не испортит, особенно когда у него в соперниках — завсегдатаи клуба «полировщиков льда». Увы, в очередной раз приходится признать: одиночники — самая проблемная категория отечественных фигуристов. Наши ребята владеют всем необходимым для победы, кроме стабильности. Неумение и нежелание спасать неудачные прыжки, совершая вместо них безвольные «бабочки», разваливаться в ходе программы после любой оплошности — вот стиль катания подавляющего большинства российских парней. Посему, как ни колядуй за Коляду и беззаветно не верь в восставшего на краткий миг из пепла Ковтуна-феникса, всё без толку. А в большом спорте, как известно, тех, кто не держит удар, не жалеют — выносят хоть с ринга, хоть с катка и забывают.

Кстати, любопытная деталь: трое ведущих российских мастеров — Алина Загитова, Максим Ковтун и Михаил Коляда — выступали с произвольными программами под музыку из оперы «Кармен». Не иначе как по воле рока, под аккомпанемент бессмертного творения Жоржа Бизе все они потерпели фиаско.

Под занавес чемпионата ещё одним российско-французским противоборством ознаменовался танцевальный марафон. Впрочем, если наши парники имели реальные шансы обойти конкурентов, пока ещё принадлежащих к числу представителей земной цивилизации, то отечественные мастера танцпола даже теоретически не могли тягаться с давно провозглашёнными инопланетянами Габриэлой Пападакис — Гийомом Сизероном, которым арбитры автоматически выставляют космические баллы, порой незаслуженно, едва ли не за любое телодвижение.

Вообще танцы на льду, пожалуй, самый непонятный, но наиболее предсказуемый вид фигурного катания. Лидеры закрепляются на своих позициях настолько прочно, что сместить их оттуда практически нереально. За исключением случаев, когда в спорт возвращаются вчерашние законодатели мод, такие как канадцы Тесса Вирчу и Скотт Мойр, превзошедшие на зимних Играх-2018 Пападакис — Сизерона, мысленно уже примерявших олимпийское «золото». Если в остальных дисциплинах с оценками всё ясно: выполнил прыжок ультра-си — получи высокие баллы, то в танцах ещё нужно заработать репутацию как минимум стабильными выступлениями на протяжении нескольких сезонов. Ну а этим наши дуэты похвастаться не могут.

Говоря о недавних ледовых реформах, надо отметить, что они свелись не только к переименованию короткого танца в ритмический или «усовершенствованию» системы оценивания элементов, в частности твиззлов (не у пары в целом, а отдельно у каждого партнёра), но и к изменению роли судей. Если раньше решающее слово оставалось за технической бригадой, то отныне вершители судеб — арбитры, негласно уже разделившиеся на две категории: дотошных буквоедов, карающих за каждую помарку, и снисходительных философов, понимающих, что любые правила несовершенны, а их неукоснительное соблюдение грозит застопорить развитие «ускользающей красоты».

Впрочем, попадание на танцевальный европьедестал всего одной российской пары — отнюдь не козни предвзятых судей. Виктория Синицина и Никита Кацалапов, новоиспечённые чемпионы страны, остановились в шаге от медали по вине партнёра, чьи ставшие притчей во языцех сбои на твиззлах, вплоть до падения (на сей раз в короткой программе), лишили дуэт призового места. Зато в ударе были Александра Степанова — Иван Букин, на одном дыхании откатавшие оба номера и завоевавшие «серебро». Ребята заслуженно опередили итальянцев Шарлен Гиньяр — Марко Фаббри и уступили лишь теперь уже пятикратным королям Старого Света Габриэле Пападакис — Гийому Сизерону, побившим сразу два мировых рекорда: в произвольном танце (133,19) и по общей сумме (217,98). Наши дебютанты Софья Евдокимова — Егор Базин финишировали девятыми.

Спортивные чиновники давно привыкли списывать неудачи сборной РФ на молодость и неопытность основной массы состава. Но в Минске часть наград стране принесли как раз юные новички, а вот титулованные «аксакалы» неоднократно подвели. Интересно, какую очередную теорию для объяснения промахов своих подопечных придумают представители федерации?

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

One thought on “Елена Морозова. Злополучная «Кармен», или Ледовые сенсации «Минск-Арены»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *