Тень Сердюкова: Хождение по военному округу

Тень Сердюкова: Хождение по военному округу

По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».

По стране поползли слухи об очередной смене модели военно-административного деления территории России. Министерство обороны РФ, как водится, до подписания соответствующего президентского указа хранит на этот счет гробовое молчание. Оно и правильно. Названный вопрос — исключительной важности для безопасности государства. И находится целиком и полностью в компетенции Кремля.

Насколько можно судить из сведений, уже обнародованных СМИ, скорее всего, резкое обострение военно-политической обстановки вдоль всего периметра наших границ просто вынуждает Москву возвращаться к советской еще структуре военных округов, от которой мы с подачи печальной памяти министра обороны Анатолия Сердюкова так опрометчиво отказались еще в 2010 году. С чего вдруг Кремль тогда согласился с идеями на сей счет Сердюкова?

Считалось, что в обозримой перспективе никакое серьезное вторжение ни с какого стратегического направления России точно не грозит. С НАТО и США мы, если уже и не обнимались к тому времени, но по основным вопросам глобальной безопасности общий язык все же еще находили. Учения если и проводились, то под соусом вооруженной борьбы лишь с международными террористами. А для отпора террористам фронты, в которые с началом войны должны были переформатироваться военные округа, ни к чему, верно?

Примерно так рассуждали менее десятка лет назад инициаторы военной реформы, неразрывно связанной с Сердюковым. Хотя, справедливости ради, заметим, что азартная «усушка и утруска» в этой сфере началась задолго до них. История тут сильно напоминает фильм про десять негритят. Только в совершенно несмешном варианте.

Постсоветской России от СССР в 1991 году достались, напомню, Калининградский особый район и восемь военных кругов (Московский, Ленинградский, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский, Забайкальский и Дальневосточный). Сначала маршалИгорь Сергеев в 1998 году счел, что в целях экономии бюджетных средств Забайкальский и Дальневосточный военные округа, как находящиеся вдали от самых беспокойных границ, можно спокойно слить воедино. Правда, часть зоны ответственности «забайкальцев» передав при этом «сибирякам».

Таким образом, округов у нас осталось семь (Калиниградский особый район в тот же год подчинили Балтийскому флоту). Но увлекательный организационно-штатный процесс в Минобороны набирал силу. В 2001 году при Сергее Иванове генералы двинулись дальше и объединили Приволжский и Уральский военные округа в общий Приволжско-Уральский ВО со штабом в Екатеринбурге. Округов, выходит, стало шесть.

Ну, а уж когда в белоснежное здание на Арбате взобрался Сердюков, безжалостная коса «реформ» разгулялась вовсю. Сначала в сентябре 2010 года объединили Московский и Ленинградский военные округа, образовав на их основе Западный ВО. А потому решили, что и на восточном направлении надо тоже срочно что-нибудь поправить. Взяли и с 1 декабря 2010 года расформировали заодно и Сибирский военный округ, раскинувшийся было на 30 процентах площади России.

Большую часть занимаемой им территории передали создаваемому в те же сроки Центральному военному округу. За исключением Бурятии и Забайкальского края, включенных в состав нового Восточного ВО.

Вы спросите: а куда делся Приволжско-Уральский ВО, так нравившийся Сергею Иванову? Он тоже вошел в состав необъятного Центрального ВО. Ему же подчинили и 201-ю Гатчинскую дважды Краснознаменную, ордена Жукова военную базу, стоящую в Таджикистане. Так на территориях от Поволжья до Байкала, значительно превышающих площадь Европы и включающих 29 субъектов Федерации с населением 54,9 миллиона человек, образовался трудноуправляемый гигантский военно-административный монстр. Вы представляете, во что обходятся казне одни только бесчисленные командировки его офицеров и генералов? Словом, как в песне «Любэ»: «От Волги до Енисея ногами не счесть километры»…

Судя по всему, такой расклад с самого начала сильно не нравился сменившему Сердюкова в министерском кресле Сергею Шойгу. Во всяком случае, всего через год после этого, в 2013-м, стали появляться утечки из Генерального штаба ВС РФ, что такое несусветное нагромождение зон ответственности, воинских частей и соединений, военкоматов, баз хранения вооружений и военной техники придется теперь возвращать в исходное. Или — в близкое к тому.

Но простым подписанием очередной директивы дело не решить и Шойгу. Потому что для воссоздания хотя бы некоторых из давно порушенных военных округов теперь требуются просто умопомрачительные расходы. Ведь каждой новой такого рода военно-административной единице Вооруженных сил требуется не только штаб с сотнями опытных и обученных офицеров-управленцев. Откуда-то нужно взять еще и десятки дополнительных соединений и воинских частей окружного комплекта — инженерных, связи, управления, радиационной, химической и биологической защиты, ракетных, зенитно-ракетных и прочих. А значит — многое придется заново формировать на пустом месте, что-то передислоцировать за сотни или тысячи верст из других городов и весей.

Тем не менее, страна, не откладывая в долгий ящик, вынуждена будет, вероятно, пройти и через это. Потому что наиболее вероятный сценарий предстоящих изменений в армии, по мнению выходящего под эгидой Центра анализа стратегий и технологий сайта bmpd, представляется таким.

Уже в нынешнем году «ретирадная» реорганизация, как утверждают, ждет три из четырех оставшихся в России военных округов. Западный ВО, видимо, снова разделят на Ленинградский и Московский. Из состава Центрального ВО исключат почти все, что находится за Уралом. А именно — от Омской области до Байкала. Как назовут то, что в этом варианте образуется на большущем пространстве — пока не определено. Но, по логике, — «нехорошо забытый» при Сердюкове и расформированный им же Сибирский ВО.

Если так, то 2020 год в неизменном виде встретит лишь самый боеспособный на сегодня Южный ВО, стоящий против все более сатанеющей Украины и выглядывающего из-за ее спины блока НАТО.

Из досье «СП»

В случае, если все это станет явью, с неизбежностью в очередной раз встанет вопрос: какова истинная цена «реформ» доктора экономических наук Анатолия Сердюкова, с 2017 года — председателя совета директоров ПАО «Роствертол» и члена правления Объединенной авиастроительной корпорации РФ? Кто за все эти безобразия ответит и сколько еще лет расхлебывать последствия бездумного погрома?

В этой связи, полагаю, уместно вспомнить хотя бы малую часть рукотворных бедствий, учиненных Анатолием Эдуардовичем в Вооруженных силах России. И как именно их приходится и сегодня расхлебывать руководству военного ведомства.

В боевой подготовке ВС РФ

В 2010 году в Минобороны по решению Сердюкова было расформировано Главное управление боевой подготовки, которое отвечало за боевую подготовку Вооруженных Сил РФ и разрабатывало соответствующие документы. Этот шаг тогда объяснялся необходимостью передать основные функции управления войсками непосредственно Генеральному штабу.

В ноябре 2012 года в военном ведомстве сообщили, что Минобороны заново создает Управление боевой подготовки, которое будет курировать первый заместитель министра обороны РФ.

В результате заимствованного Сердюковым у Запада перехода с дивизионной на бригадную структуру в Сухопутных войсках осталось лишь 85 бригад постоянной готовности. То есть на всю Россию 12−16 расчетных дивизий, на которые приходилось по 3000—4000 километров государственной границы.

После 2012 года только в составе Южного и Западного военных округов перед лицом растущей угрозы войны на западном стратегическом направлении пришлось на пустом месте сформировать сразу шесть мотострелковых и танковых дивизий.

В кадровой работе

К началу 2012 года общую численность офицерского корпуса изначально было решено сократить с 335 тысяч до 150 тысяч человек, то есть более чем в два раза. Одновременно с 2010 года был полностью прекращен набор курсантов в военно-учебные заведения. Заместитель министра обороны Николай Панков (он, как ни странно, и сегодня исполняет те же обязанности, уже при Шойгу) прокомментировал это так: «Набора в этом году не будет не только в рязанское, но и в другие военно-учебные заведения. Это обусловлено тем, что мы очень бережно относимся к офицерским кадрам. И министром (обороны России Анатолием Сердюковым — „СП“)) поставлена задача работать с теми офицерами, которые у нас сегодня есть, а не накачивать с улицы дополнительные офицерские кадры».

В результате войска в 2014 и 2015 годах из училищ и академий не получили ни одного лейтенанта. В 2017 году, к примеру, в Воздушно-Космических силах это вылилось в некомплект сразу 1300 пилотов.

Только в 2018 году удалось впервые заполнить образовавшуюся брешь. Армия получила сразу 12 тысяч молодых офицеров, ставших курсантами уже при Шойгу.

В военной авиации

С целью «оптимизации расходов» министром обороны Сердюковым было решено из 245 первоклассных военных аэродромов по всей России оставить в строю ВВС только восемь. Остальные — закрыть, продать или бросить. Уже в самом начале этого процесса усиливающаяся скученность боевых машин привела к полной неразберихе, невозможности рассредоточения и быстрого подъема в воздух по тревоге.

Буквально через пару месяцев после отставки Анатолия Эдуардовича тогдашний главком ВВС генерал-полковник Виктор Бондарев заявил: «Решение принято следующее — будем практически за время до 2020 года поднимать всю аэродромную сеть. Она, естественно, будет расширяться. Мы модернизируем не только восемь, но и все остальные аэродромы. Принято уже решение: на каждом аэродроме будет располагаться по одному авиационному полку».

В военной медицине

На днях в газете «Военно-промышленный курьер» опубликована статья профессораВладимира Савостьянова «Слезы хирурга Пирогова». В ней сказано: до «реформ» Сердюкова» военно-медицинская образовательная система поставляла около 1500 кадровых офицеров и до 3000 запасников. В настоящее время количество выпускаемых военврачей в год составляет лишь около 100 лейтенантов медицинской службы и еще порядка 200 лейтенантов медицинской службы запаса.

Первые признаки форменного разгрома медицины в Российской Армии проявились в ходе боевых действий в Южной Осетии в августе 2008 года. По сведениям автора, тогда «из числа раненых российских миротворцев, получивших тяжелые и средней степени тяжести ранения, не выжил ни один».

Комментарий редакции: Воссоздание Советской системы военного управления является нужной, но не единственной мерой, направленной на укрепление обороноспособности России. Конечно, возрастающие внешние угрозы требуют адекватной системы военного строительства, отхода от порочной практики, заложенной во времена «сердюковщины». Но, как отмечено в статье, нужны колоссальные расходы на проведение соответствующих мероприятий. Но только ли в этом дело? А как насчёт укрепления военного производства? В условиях ставки на продолжение приватизации, на захват российской экономики иностранным капиталом, при монетаристской финансовой политике достичь решения упомянутых задач нереально. Совершенно непонятна причина нежелания денонсировать Венские соглашения 2011 года, согласно которым западные страны имеют право инспектировать Вооружённые силы нашей страны. Но ведь об этом правящие круги молчат. А при подобном подходе всё останется так, как сейчас. В результате положение России останется уязвимым, со всеми вытекающими последствиями. 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *